Автор: Никульникова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с. Измалково
Населённый пункт: Измалковский район Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Профессиональное мастерство и грамматическая компетенция учителя иностранного языка"
Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Профессиональное мастерство и грамматическая компетенция учителя
иностранного языка»
Выполнила:
Никульникова Людмила Дмитриевна
учитель немецкого языка
Липецк 2021 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….....с.3 - 4
1.Профессиональное мастерство и личность учителя ….…………………с.4 - 8
2.Учитель иностранного языка ……………………………………………с.9 - 11
3. Грамматическая компетенция преподавателя иностранного языка….с.11 - 14
Заключение………………………………………………………………………с.14
Список литературы……………………………………………………………..с.15
2
Введение
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе
является актуальной. Традиционно считается, что успех педагогической
деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его
методикой.
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает
существенные
изменения.
Учитель
является
основной
фигурой
при
реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в
практику различных инноваций он должен обладать необходимым уровнем
профессиональной компетентности и профессионализма.
Между
тем
педагогическая
наука
до
настоящего
времени
не
дает
однозначного и аргументированного ответа на вопрос, каковы сущностные
характеристики профессионализма учителей, закономерности и пути его
становления в условиях современного образования.
Предметом исследования являются научные труды современных психологов в
области
педагогической
психологии.
Вопросы
профессионализма
и
профессиональной компетентности в последние десятилетия стали предметом
пристального внимания психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова,
Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.).
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной
разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на
основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы,
рассмотреть проблему профессионализма педагога.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия "профессиональное мастерство»;
провести анализ педагогических способностей;
3
определить
значение
самосознания
педагога
в
отношении
своей
профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической базой исследования послужили положения,
разработанные
в
педагогике,
в
психологии
и
в
методике
обучения
иностранным языкам.
1. Профессиональное мастерство и личность учителя
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую
осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она
представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу
от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и
опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к
выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально
организованных
обществом
образовательных
учреждениях:
дошкольных
заведениях,
школах,
профессионально-технических
училищах,
средних
специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного
образования, повышения квалификации и переподготовки.
Основными
характеристиками
педагогической
деятельности
учителя
и
показателями его профессионального роста можно назвать: педагогическую
умелость и педагогическое мастерство. Под педагогической умелостью
следует
понимать
такой
уровень
профессионализма
учителя,
который
включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее
владение
психолого-педагогической
теорией
и
системой
учебно-
воспитательных
умений
и
навыков,
а
также
довольно
развитые
профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности
позволяет
достаточно
квалифицированно
осуществлять
обучение
и
воспитание учащихся.
4
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой
невозможно работать в школе. Следующей ступенью профессионального
роста является педагогическое мастерство.
Педагогическое
мастерство
как
качественная
характеристика
учебно-
воспитательной деятельности учителя
- это доведенная им до высокой
степени
совершенства
учебная
и
воспитательная
умелость,
которая
проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения
психолого-педагогической
теории
на
практике,
благодаря
чему
обеспечивается высокая эффективность учебно - воспитательного процесса.
Хотелось бы сказать ещё о педагогическом творчестве. Ведь учитель – это не
только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор и т.д. Каждый урок для
него это спектакль, где он и главный герой, и постановщик, и режиссер. От его
умения, знаний, навыков и
творчества зависит, как пройдет урок, как
учащиеся усвоят материал, с каким настроение придут на следующий урок.
Высшим
уровнем
профессиональной
деятельности
учителя
является
педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и
реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе
обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, но и
высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В
этой связи цель педагогического образования может быть представлена как
непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа,
которого характеризуют:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать
вместе с другими;
5
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического
мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих
решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В деятельности учителя идейная убеждённость определяет все другие
свойства
и
характеристики
личности,
выражающие
его
социально-
нравственную
направленность.
В
частности,
социальные
потребности,
моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и
гражданской ответственности. Идейная убеждённость считается наиболее
глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя.
Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в
узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью
села, города, где он живет и работает.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к
своей
профессии,
педагогическое
призвание,
профессионально-
педагогические
намерения
и
склонности.
Основой
педагогической
направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое
выражение
в
положительном
эмоциональном
отношении
к
детям,
к
родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в
стремлении
к
овладению
педагогическими
знаниями
и
умениями.
Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который
может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из
осознания способности к педагогическому делу.
Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит
оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах
своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя
6
своеобразному
кодексу
педагогической
морали.
Высшим
проявлением
педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней
находит выражение его мотивационно - ценностное отношение к труду.
Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем,
подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной
самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и
В.А.Сухомлинского.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на
осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют
сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры,
и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и,
если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения
учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия,
выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического
действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его
кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального
мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные
отношения
между
учителями
и
учащимися.
Особенно
отчетливо
педагогический такт необходимо проявлять
в контрольно - оценочной
деятельности.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило
объективности
учителя,
уровня
его
нравственной
воспитанности.
В.А.Сухомлинский писал: "Справедливость — это основа доверия ребенка к
воспитателю.
Но
нет
какой-то
абстрактной
справедливости
—
вне
индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать
справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка"'.
7
Качества
личности,
характеризующие
профессионально-педагогическую
направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным
выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно
звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей
области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет
личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные
потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных
потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность
педагогического
самообразования
—
необходимое
условие
профессионального становления и совершенствования.
Один
из
главных
факторов
познавательного
интереса
—
любовь
к
преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой
воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты
воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял
учить, наука не произведет воспитательного влияния"'. Эту мысль развивал и
В.А.Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько
хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в
центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их
умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда"…
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях
науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения
социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен
быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть
перспективы преподаваемой науки.
8
2. Учитель иностранного языка.
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного
языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью
овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и
участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования
способности
к
межкультурной
коммуникации.
Именно
преподавание,
организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение
иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и
приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Коммуникативное
обучение
включает
формирование
коммуникативной
концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому
общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное
пространство.
Для
такого
обучения
характерны,
прежде
всего,
нетрадиционные формы проведения занятий.
Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это возможность
повысить его действенность.
Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный
урок иностранного языка — это сложное образование. Подготовка и
проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в
воспитательных целях. Во – первых, учитель решает, что конкретно следует
воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для
их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы
работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого,
нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для
подготовки своего рода сценария урока.
9
В-третьих,
урок
должен
быть
обеспечен
средствами
обучения,
соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других
средств
обучения
должно
быть
доведено
до
степени
свободного
манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель
регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в
изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности
каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые
вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним
относятся: речевые задания, проблемные задания.
Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует
рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока
иностранного языка.
В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им
иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают
учащиеся, — это хорошее практическое владение преподаваемым языком.
Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически
образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного
собеседника на родном языке. Учитель "представляет" школьникам культуру
народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками
культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.
Для естественной коммуникации на иностранном языке очень важно
установить и правильный темп речи. Чтобы создать атмосферу подлинного
общения на уроке, учитель должен сам уметь общаться: говорить естественно,
а не механически (заученно), обращать внимание на реакцию собеседника. Во
время общения учитель должен умело использовать и невербальные средства
10
общения (жесты, мимику), делающие его речь более эмоциональной и
экспрессивной.
Таким образом, современный учитель иностранного языка должен владеть не
только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с
ними.
3. Грамматическая компетенция преподавателя иностранного языка
Иностранный язык выступает не только в качестве средства познания,
хранения национальной культуры, общения, развития и воспитания личности,
но и в качестве важного средства межнационального, межгосударственного и
международного общения. «Иностранный язык, - как указывает Е. И. Пассов, -
делает человека дважды человеком».
Высокие требования предъявляются к учителю иностранного, к уровню его
языковой подготовки. Уровень языковой подготовки должен позволять
учителю моделировать обучающую иноязычную речевую среду, вести уроки
на изучаемом языке. Речь учителя должна быть аутентичной, нормативной,
выразительной и служить образцом для учащихся.
Разработкой проблемы формирования грамматической компетенции в рамках
обучения иностранному языку занимались выдающиеся зарубежные и
отечественные ученые, такие как Н. Хомский, А.А. Миролюбов, Р.П.
Мильруд, Е.И. Пассов, И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Л.Н. Черноватый, С.Ф.
Шатилов и многие другие. Эта проблема рассматривалась с разных точек
зрения,
но
можно
выделить
определённые
общие
позиции,
которые
объединяют многих исследователей.
Грамматическая компетенция является составной частью лингвистической
(языковой) компетенции, которая, в свою очередь, входит в структуру
коммуникативной компетенции. Лингвистическая компетенция обеспечивает
владение словарным составом языка и умение объединять лексические
единицы в осмысленные высказывания посредством знания грамматических
11
правил
оформления
речи
и
традиционно
представляется
как
набор
дидактических единиц в разделах лексики, грамматики и фонетики.
Лингвистическая компетенция предполагает: а) способность понимать и
продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении
предложений
с
помощью
усвоенных
языковых
знаков
и
правил
их
соединения;
б)
способность
конструировать
грамматически
правильные
формы
и
синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи,
организованные в соответствии с существующими нормами языка, и
использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями
языка в изолированной позиции; в) знание системы языка и правил её
функционирования в иноязычной коммуникации.
Грамматическая компетенция связывается со знанием грамматических
средств и умением адекватно использовать их в речи. Она предполагает:
а) способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в
виде высказываний, построенных по правилам данного языка;
б) знание грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы
в осмысленное высказывание
в) навыки и умения адекватно использовать грамматические явления в
речевой
деятельности
в
различных
ситуациях
общения
для
решения
коммуникативных задач.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лингвистическая
грамматическая
компетенция
–
это
многокомпонентное
явление,
предполагающее владение определёнными знаниями, навыками и умениями,
наличие способности и готовности к выполнению речевой деятельности
средствами иностранного языка.
Рассмотрим, какие же знания являются важными, существенными при
формировании грамматической компетенции. Поскольку вышеупомянутую
компетенцию нельзя рассматривать в изолированной позиции от процесса
коммуникации, то эти знания должны быть составной частью общей базы
12
знаний. В состав общей базы знаний входят языковые, неязыковые и фоновые
знания.
В процессе формирования и развития грамматической компетенции очень
важен этап формирования речевых грамматических навыков, под которыми
мы
понимаем
автоматизированные
компоненты
речевой
деятельности,
психофизиологическую основу которых составляют речевые (динамические)
стереотипы, формирующиеся и функционирующие в результате постоянного
пользования речью, т.е. в процессе приобретения человеком индивидуального
речевого опыта. В своём формировании речевые грамматические навыки
проходят несколько этапов. В современной науке существует несколько
классификаций этапов формирования грамматических навыков. Е.И.Пассов
выделяет следующие этапы формирования грамматического навыка:
1) восприятие грамматического явления; 2) имитация; 3) подстановка;
4) трансформация; 5) репродукция.
Необходимо подчеркнуть, что важным условием прочности формирования
грамматического навыка является правильный подбор упражнений на всех
стадиях формирования навыка. Психологами установлено, что человеком
легче и прочнее усваивается то, что включается в его деятельность, которая
при этом не должна быть повторяющейся, а самой разнообразной. Структуру
грамматической компетенции, помимо знаний и навыков, составляют также и
определённые умения: 1) риторические умения; 2) металингвистические
умения; 3) общеучебные умения, в состав которых входят: а) конструктивные
умения, связанные с отбором и организацией учебного материала;
б) организаторские умения, связанные с организацией деятельности,
в) гносеологические или исследовательские умения.
Грамматическая
компетенция
основывается
на
определённых
знаниях,
навыках,
умениях
и
способности
эффективно
использовать
их
в
коммуникативном и учебном процессе, что позволяет учителю не только
владеть иностранным языком на уровне общения и адекватно решать
13
коммуникативные задачи, но и профессионально пользоваться им в качестве
средства обучения.
Заключение
К важнейшим качествам педагога относятся его умения организовать
взаимодействие с детьми, устанавливать с ними необходимые связи и
отношения, руководить их деятельностью.
Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что "становится мастером
педагогического
труда
скорее
всего
тот,
кто
почувствовал
в
себе
исследователя".
Профессионально значимые умения учителя иностранного языка можно
условно разделить на четыре группы:
1.
Умения
познавать
особенности
личности
обучаемого,
которые
формируются и развиваются на основе процесса самопознания.
2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.
3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных
действий и оценкой их результатов. Учитель организует учащихся на
выполнение запланированных видов работы на уроке и вовлекает всех
учеников в общение. В ходе учебного процесса он наблюдает за развитием
творческих,
когнитивных
и
языковых
способностей
ребёнка,
умений
социально взаимодействовать с другими учениками.
4. Умения анализировать результаты иноязычного общения, организованного
на уроке.
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим
побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом,
самосовершенствование
своей
воспитательной
и
преподавательской
деятельности.
14
Список литературы
1.
Артемьева С.С., Пассов Е.И.Немецкий язык. Новый путь. Искусство
общения. Издательство «Оникс», Иностранный язык, 2018. – 256 с.
2.
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические
труды. М.: РАО, 2016. – 309 с.
3.
Кучеренко Н. Л. Теория и методика обучения иностранным языкам:
учеб. пособие для бакалавров педагогических вузов / Н. Л. Кучеренко. –
Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. – 56 с.
4.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 2017. –
308 с.
5.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития. М.:
Академия, 2016. – 320 с.
6.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение, 2009.- 215 с.
7.
Пассов Е.И., Кибирёва Л.В. Концепция коммуникативного иноязычного
образования. Методическое пособие. – СПб: Златоуст, 2007.- 112 с.
15