Автор: Виленская Людмила Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 378
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития социализации ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство социализации детей
среднего дошкольного возраста
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и
научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их
читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить,
уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на
развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка
во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их
сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они
значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и
сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их
интересы ограничены, а игры однообразны.
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др.
новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить
сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния»,
также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества,
помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно
полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов.
По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к
школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и
суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто
отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память
и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия
зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазированию, сочинительству.
Решение этих проблем – театрализованная деятельность.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно
переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение
среди других видов искусств по возможности непосредственного
эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты
творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом
творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре
возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и
сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни,
поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям,
и, может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной
деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной,
Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности
речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и
воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций
и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет
психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать
задачи не только исполнительного характера, но и познавательные,
социальные, эстетические, речевые.
.
Игры, направленные на сплочение детского коллектива
1.
«Давайте познакомимся!»
Дети встают в круг, поочередно передают какой-либо предмет стоящему
справа соседу и громко произносят его имя.
1.
«Здравствуй - прощай»
Предварительная работа. Воспитатель разучивает с детьми варианты
приветствий и прощаний.
Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя
видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д.
Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего,
нормально, как всегда, неважно, так себе.
Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего,
счастливо, пока, до встречи, в добрый час. счастливого пути.
Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то
из детей мяч и говорит слова приветствия пли прощания. Ребенок, возвращая
мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем
выбирается новый водящий.
Вариант игры:
Воспитатель одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо ска-
зочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и
прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит.
Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик. Баба Яга и т.д.)
1.
«Услышь меня»
Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого).
Задание игрокам, стоящим в малом круге: «Тихо-тихо полаять как собачка
(помяукать как кошечка, прокукарекать как петушок и т.д.)». Дети, стоящие в
большом круге, должны отгадать, какое животное так «говорит».
1.
«Лунный камень»
Вы будете рассказывать стихи, скороговорки, загадки, считалки. Правило
игры: говорит только тот, у кого в руках «лунный камень» (показывает).
Нужно произнести одно слово стихотворения и передать камень соседу.
Информация для воспитателя.
Приводимые ниже стихи рекомендуется выучить с детьми заранее. (Педагог
может подобрать произведения по своему усмотрению.)
Мы едем, едем, едем в далекие края.
Хорошие соседи, счастливые друзья.
В круг широкий, вижу я.
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки.
Затеваю пирожки.
Быстро нужно их испечь.
Ты пойдешь затопишь печь.
Мама Милу мыла мылом.
Мила мыло не любила.
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Скачет зверушка. Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку
И комар, и мушка (Лягушка.)
1.
«Динозавр, который ничего не видит»
Дети делятся на две группы. Воспитатель предлагает игрокам первой группы
построиться в колонну, держа руки на поясе стоящего впереди. Ребенку,
возглавляющему колонну, завязывают глаза — это «голова динозавра»,
остальные игроки становятся его «телом».
Дети второй группы, разделившись на маленькие и большие подгруппы,
изображают различные «препятствия» на пути «динозавра», например:
«озеро, густой лес, тоннель». «Тело» подсказками помогает «голове»
добраться до своего логова. «Препятствия» тоже предупреждают
«динозавра».
1.
«Птички на жердочке»
Педагог кладет на пол веревку и сообщает, что это жердочка, а дети —
птички.
Воспитатель. Сначала «поет» одна птичка. Ее слова: «Одни (одна) пою».
Затем присоединяется вторая. Вместе они произносят: «Вдвоем поем».
Когда поющих становится трое, они говорят: «Втроем поем» и т.д. После
того как к «птичкам» присоединился последний игрок, они завершают «пе-
ние» слонами: «Всполошился целый дом».
1.
«Звуковая волна»
Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается
вокзал.
Воспитатель. Мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку
колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд
далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близки — звук очень
громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога
голоса детей звучат то тихо, то громко.)
Информация для воспитателя.
Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение —
ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если
приближаются друг к другу, звук становится тише.
1.
«Два зеркала»
Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала. Невидимый король
(Невидимая королева).
Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два
ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король.
Остальные участники игры выстраиваются за его спиной.
Воспитатель объясняет Королеве: «Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из
детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя огляды-
ваться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью
мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое
зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его
имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым ко-
ролем становится следующий ребенок, и игра продолжается».
Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его
спиной — Невидимая королева.
Театрализованные игры
1.
Игра «Веселые обезьянки»
Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из
вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и
делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают по-
сетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки
выбирают «посетителя».
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
1.
Игра «Поварята»
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая
команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок
придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой,
капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда;
картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.—для
салата.
Затем все дети становятся в круг—получается «кастрюля» — и поют песню
(импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить —вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он
хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда
все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить
другое блюдо.
1.
Игра «И я тоже!».
Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я
тоже!»: Утром я встаю... (Ия тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чи-
стую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»
Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно
только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю
смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый
аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...
Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый — обижает ребят? Ребят
обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю
веселую музыку... (Ия тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!)
А теперь покажите, как вы умеете танцевать.
Звучит музыка.
Дети танцуют.
1.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и
оправдывает ее:
- стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в
шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
- стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом
ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
- сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
- наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и
т.п.).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в
движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается,
ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают
их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Игры на действия с воображаемыми предметами
1.
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».
Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят,
выбранных с помощью считалки,—«дедушка и пятеро внучат». С другой
стороны — остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки.
Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети . Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали?
Что вы повидали?
Дети . Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но
зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают
правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают
новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ
и после слов педагога: «Раз, два, три—догони!» бегут за шнур, в свою по-
ловину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята
не пересекли линию.
После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках
дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут
орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником
пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные
действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.
Игра «День рождения»
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на
«день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые
подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий
дети должны показать, что именно они дарят.
Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в
роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут
поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка
конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой
котенок.
1.
«Давайте поиграем»
Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает
выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например,
говорит: «Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай».
Варианты:
У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в
сумочку и закрой ее.
Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего
лица. Сверни веер.
На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и поставь
стакан на стол.
Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо
сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмеяна
и др.).
Разыгрывание этюдов
1.
Этюд «Покупка театрального билета»
Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в
театр», спрашивает: «Что необходимо прежде чем идти в театр? А где
продаются билеты (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)
Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит.
Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».
Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира.
(Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами,
вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите
купить билетов и для кого?
Все дети встают в очередь в кассу.
Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь?
Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что
можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров). Вот
так мы и сделаем—увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все
сразу, а постепенно по 2—3 человека. Этюд репетируется два-три раза.
1.
Этюд «Утешение».
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята
должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки
«плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения
(подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).
1.
Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть,
удивление, страх.
Педагог вспоминает с детьми значение слова «этюд», затем спрашивает:
«Что такое эмоция? Эмоция —это душевное переживание, чувство. Какие
эмоции вы знаете? (Радость, грусть.) Сегодня мы поиграем в этюды на
эмоции. Придумайте этюды на такие эмоции, как радость, гнев, грусть, удив-
ление, отвержение, страх».
Ребята предлагают свои этюды. Педагог поправляет их, дает советы.
Каждый этюд разыгрывают два ребенка. Можно придумать этюд на одного
ребенка или на всех детей, присутствующих на занятии.
Этюды на эмоцию радость.
Педагог предлагает детям сесть на стульчики.
Педагог. Сейчас перед вами выступят известные клоуны. Они покажут вам
свое мастерство. Встречайте!
Ребята громко хлопают, радостно кричат. Педагог подходит к двери, чтобы
встретить клоунов, но за дверью никого не оказывается. Следующее событие
в этюде —эмоциональное состояние детей: грусть. Педагог извиняется за то,
что клоуны не пришли на выступление.
Далее вспоминают этюд из спектакля «Теремок»: когда Волк пытался
попасть в теремок, его жители сначала испугались (страх), а затем в гневе
кричали, размахивая руками:
Уходи, зубастый Волк,
Не ломись ты в нашу дверь.
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Игры на развитие двигательных способностей
1.
Игра «Снеговик»
Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и
расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь
в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты
вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.
Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал
медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки,
затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол,
полностью расслабляются.
Игра повторяется 2—3 раза.
1.
Игра «Баба Яга»
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то
левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и
выполняя соответствующие тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу —
Раздавила курицу,
Пошла на базар—
Раздавила самовар!
Вышла на лужайку —
Испугала чайку!
Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу;
прихрамывают.
Игры на развитие воображения, фантазии
1.
Игра «Одно и то же по-разному».
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант
поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится
(человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся
на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
- сидеть у телевизора;
- сидеть в цирке;
- сидеть в кабинете врача;
- сидеть у шахматной доски;
- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
- идти по дороге;
- идти по горячему песку;
- идти по палубе корабля;
- идти по бревну или узкому мостику;
- идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
- бежать, опаздывая в театр;
- бежать от злой собаки;
- бежать, попав под дождь;
- бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
- отгонять комаров;
- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
- сушить мокрые руки и т.д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
- ловить кошку;
- ловить попугайчика;
- ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.
1.
Игра «Превращение предмета».
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит
актер. Сценическое отношение—это умение с помощью веры, воображения и
фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или
партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая
условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по
кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с
предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была
понятна суть превращения.
Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная
щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,
колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра
и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать
условное название предмета. Например, большой стул может быть
превращен в королевский трон, памятник и др.
Творческие игр со словом
1.
Игра «Сочини сказку».
Дети в творческом полукруге. Педагог начинает рассказывать сказку,
например, «Жил был маленький кузнечик...» Дети по очереди продолжают
сказку: каждый ребенок добавляет свое предложение.
1.
Игра «Ручной мяч».
Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймав
мяч, ребенок должен придумать и назвать свое слово:
а) противоположное по значению (день —ночь, горячий — холодный, дождь
—снег и т. д.);
б) определение к данному слову (елка — колючая, волк—зубастый и т. д.);
в) действие (дерево — растет, мальчик —бежит и т.д.).
3. Игра со скороговорками «Испорченный телефон».
Играют две команды. Капитан каждой команды получает
свою скороговорку. Выигрывает команда, которая по сигналу ведущего
быстрее передаст скороговорку по цепи и последний ее представитель лучше
и точнее произнесет скороговорку вслух. Скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Наш Полкан попал в капкан.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Литература
1.
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-
№4.
2.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-
6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. М. Просвещение. 2005г.
3.
Званцева А. А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в
театрализованной деятельности. – //Дошкольная педагогика, №
1,2007 с.20.
4.
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду //
Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
5.
Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников //
Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
6.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском
саду: Учебно – методическое пособие; НовГУ имени Ярослава
Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
8.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с
методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
9.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр –
творчество - дети».- М.: АРКТИ, 2004.
10.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 5 - 6 лет / Под редакцией О.Ф. Городновой – М.: Мозаика –
Синтез, 2008 – 144с.
11.Журнал «Ребенок в детском саду», 2001, № 2,3,4,5
П