Напоминание

Коммуникативный подход в обучении английского языка.


Автор: Беляева Инга Кононовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ СОШ №17
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Публичное представление собственного инновационного опыта.
Тема: Коммуникативный подход в обучении английского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативный подход в обучении английскому языку.

1.

Актуальность

В настоящее время, в эпоху интегрированного обучения, английский язык

признается языком глобального общения. Следует отметить укрепление позиции

английского языка в ходе глобализационных процессов благодаря Интернету, который

способствует распространению языка в международных отношениях и превращает его в

язык всемирного общения. В связи с этим приобретение навыков общения востребовано

больше, чем языковая компетенция, а успех во многом зависит от методики обучения

иностранному языку, от мотивации и потребностей ученика в знаниях, поскольку только

они вызывают активность обучаемых.

В последнее время в области изучения иностранных языков особенно популярным

стало понятие «коммуникативности» и «коммуникативного подхода» в обучении. В

зарубежной методической литературе это понятие обозначается как Communicative

Language Teaching (CLT) или Communicative approach. В широком смысле эти термины

обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс

взаимодействия с речевым партнером является одновременно и средством, и целью

обучения.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта и становления опыта.

Ведущая педагогическая идея моего опыта и главная цель деятельности - это

формирование и развитие коммуникативной направленности обучения, т.к. язык служит

средством общения в реальных жизненных ситуациях, и взаимосвязанное обучение всем

формам устного и письменного общения.

Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

формы уроков, в которых учащиеся общаются и где задачи решаются посредством

взаимодействия с другими учащимися на ситуациях из реальной жизни;

парные, групповые и смешанные действия, с упором на успешное выполнение

задачи через общение с другими, а не на точное использование форм;

личностно-ориентированная направленность обучения. При разговоре учащийся

выражает свое мнение, рассказывает о себе, обсуждает актуальные для него

вопросы и темы. Работа в паре либо в группе позволяет проявить творческие

способности и активно взаимодействовать на занятии.

использование литературы, аудио, видео аутентичного характера;

Таким образом, в данном методе обучения ученик овладевает не только знаниями о

языке, но и усваивает социо-культурный компонент: образцы поведения в обществе,

нормы и знания о культуре страны изучаемого языка, что позволит ему адекватно

взаимодействовать с носителями в ситуациях реального общения.

3. Теоретическая база опыта

За последние несколько десятилетий обучение коммуникативному языку (CLT)

стало обычным явлением в классах по всему миру с любым уровнем подготовки и с

учащимися всех возрастов. Отправной точкой для подхода CLT является то, как люди на

самом деле используют язык за пределами класса. Каждый день люди используют язык,

чтобы предоставлять и запрашивать информацию, делать запросы, давать и спрашивать

разрешения, а также для длинного списка других функций. Другими словами, они

используют язык для общения. Цель преподавания коммуникативного языка - дать

учащимся навыки, необходимые для эффективного общения на английском языке.

Метод обучения иностранного языка, который можно назвать коммуникативным

подходом в преподавании иностранного языка, появился в 1970-х и 1980-х годах, когда

акцент

сместился

с

механической

практики

языковых

шаблонов,

связанных

с

аудиолингвальным методом, на действия, которые вовлекали учащегося в более значимое

и аутентичное использование языка. Главной целью обучения является формирование

коммуникативной компетенции обучающихся. Значение этого термина будет более ясным

и понятным в сравнении с концептом грамматической компетенции. Грамматическая

компетенция — это умение грамотно строить словосочетания и предложения, правильно

использовать и согласовывать времена, это знание частей речи и знание того, как

устроены предложения разного типа. Грамматическая компетенция, как правило, является

центром внимания многих учебных пособий, в которых приводятся определенные

грамматические правила и упражнения на отработку и закрепление этих правил.

Бесспорно, грамматическая компетенция является важным, но далеко не единственным

аспектом в обучении языку. Употребление является куда более важным и сложным

аспектом, на котором сосредотачивается коммуникативный подход. Человек, полностью

освоивший все грамматические правила, умеющий грамотно строить предложения, может

обнаружить трудности в реальном общении на иностранном языке, в настоящей

коммуникации.

То

есть

человек

будет

испытывать

недостаток коммуникативной

компетенции. Следует учитывать, что коммуникативная методика подготовки учащихся

уже используется для подготовки к тестированию в форматах международных британских

экзаменов по английскому языку.

В некоторых подходах к обучению английскому языку основная роль учителя

заключается в передаче знаний учащимся посредством объяснений. В коммуникативном

обучении языку роль учителя несколько иная, хотя четкое объяснение языковых вопросов

по-прежнему является важной ее частью. Прежде всего, учитель выступает образцом

хороших коммуникативных навыков. Для этого нужно задавать четкие вопросы, давать

четкие ответы и давать четкие инструкции учащимся. Учитель также моделирует навыки

активного слушания, которые включают в себя зрительный контакт, внимательно слушает

то, что говорят ученики, проверяет, понимают ли слушатели, то, что слышат, и

соответствующие ответы.

Как и на многих других уроках, некоторая часть взаимодействия на таких уроках

состоит из фронтального опроса, когда ученики слушают или отвечают на вопросы

учителя, особенно когда учитель объясняет языковой материал. Однако коммуникативный

подход в обучении основан на идее о том, что для улучшения коммуникативных навыков

учеников большая часть взаимодействия, которое учителя должны обеспечивать своим

ученикам, должна быть общей задачей, которая требует и развивает коммуникативные

навыки. В частности, для этого используются ролевые игры, парная и групповая работа.

Ученики

обычно

находят

эти

формы

взаимодействия

мотивирующими

и

увлекательными. Работа в парах и группах дает возможность сосредоточиться больше на

беглости и содержании, чем на точности, что часто означает, что учащиеся могут говорить

более свободно, чем когда их просят отвечать на прямые вопросы учителя перед всем

классом. Эти взаимодействия обеспечивают более безопасное пространство для отработки

коммуникативных навыков. Учителю здесь отводится важная роль: он следит за тем,

чтобы учащиеся не слишком сосредотачивались на форме во время выполнения задания, а

также обращал внимание обучающихся к содержанию взаимодействия, а не исправлял

ошибки при выполнении задания.

Еще одно преимущество - это более эффективное использование времени. Когда

ученики разделены на пары или группы и получают задание, которое каждая пара или

группа выполняет одновременно, это гораздо более эффективное и действенное

использование учебного времени, чем другие формы взаимодействия в классе. Это

означает, что все учащиеся могут быть вовлечены и активны одновременно, а не просто

слушать, как другие ученики отвечают на вопросы или подсказки учителя, что является

типичным взаимодействием на некоторых уроках. Благодаря работе в парах и группах

каждый ученик в отдельности тратит гораздо больше времени на изучение английского

языка и отработку коммуникативных навыков.

Чтобы взаимодействие было эффективным, нам необходимо убедиться, что

успешное выполнение задачи зависит от конструктивного общения. Другими словами,

каждая парная и групповая рабочая задача разработана таким образом, чтобы

существовала

реальная

цель

взаимодействия,

отражающая

коммуникативные

взаимодействия в реальном мире. Настоящая цель может заключаться в том, что ученик

рассказывает что-то о своей жизни, чего не знает другой ученик, например информацию о

своей семье или собственное мнение по предмету. Это также может включать создание

информационного разрыва между студентами, что требует использования различных

коммуникативных навыков.

Коммуникативный

подход

в

обучении

языку

готовит

учащихся

к

коммуникативным потребностям вне класса с использованием методов, которые

развивают коммуникативные навыки.

4.Технология опыта: содержание, методы, приёмы

Методы и технологии, которые я использую в коммуникативном подходе в обучении

иностранным языкам:

проекты,

коммуникативные игры,

дискуссии,

дебаты,

ИКТ.

Технология проектов в моей практике.

Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов,

обеспечивающий

личностно-ориентированное

обучение.

Типология

проектов

разнообразна. Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени

работы над ними. Данные проекты обычно имеют творческий или информационный

характер. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые,

видовые, письменные и Интернет-проекты.

Работа

над

проектом

-

это

многоуровневый

подход

к

изучению

языка,

охватывающий

чтение,

аудирование,

говорение

и

грамматику.

Метод

проектов

способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует

их на совместную исследовательскую работу.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру

общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению

партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников,

обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую

среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на

иностранном языке.

Благодаря проектной форме учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения

языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную

речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со словарями,

справочной литературой, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого

контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника

на уроке в классе.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,

самостоятельность и другие личностные качества.

В своей практике преподавания английского языка я хочу назвать некоторые темы

проектов: “Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности России”, “Все о

США”, “Мое любимое место в своем городе” и тд. Тематика учебных проектов: “Моя

семья”, “Любимый фильм”, “Мои каникулы”, “Мой друг”, “Праздники”, “Мой дом”,

“Путешествие”, “Музыка”, “Кино”, “Домашние животные”, “Любимый писатель”, “Мой

любимый сезон” и другие. Работая над проектами целесообразно создавать объемные

текстовые работы и мультимедийные презентации.

С 2018 года в нашем городе проводится общественный смотр творческих проектов на

английском языке для обучающихся 4-х классов, с целью демонстрации предметного

результата

освоения

образовательной

программы

по

английскому

языку.

Члены

экспертной комиссии оценивают творческие проекты по 3-балльной системе по

следующим критериям: владение речью, использование знаний вне школьной программы,

качество оформления печатной работы, качество выступления, артистизм, оформление и

использование демонстрационного материала, качество ответов на вопросы.

Год

класс

Количество

детей

успеваемость

качество

2018

21

100%

75%

2018

21

100%

80%

2019

16

100%

100%

Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие

виды технологий обучения. Хочется отметить, что использование метода проектов

возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как

для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных

учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою

полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован

в

учебном процессе.

Высокомотивированные

дети в

результате

данной работы

приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и

предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно

значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и

общение.

И можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в

работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению

своих знаний в каждой конкретной ситуации.

Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в

школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты,

затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть

разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных

докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

Коммуникативные игры.

По

моему

мнению,

наиболее

эффективным

способом

развития

коммуникативной

компетенции

является

использование

коммуникативных

игр

на уроках английского языка. Обучение посредством игры подразумевает постановку

определенной задачи, в рамках решения которой ученики более мотивированы

использовать

необходимые

языковые

средства.

Также

коммуникативные

игры

построены на ситуациях повседневного общения и могут служить подготовкой к

реальному общению. Наконец, общаясь друг с другом в контексте игры, ученики

преодолевают психологические барьеры, что способствует развитию не только

языковых навыков, но и личностных качеств.

На своих уроках в начальной школе я активно использую следующую

коммуникативную игру, которая отрабатывает общие вопросы и краткие ответы,

также необходимую лексическую тему урока. Суть игры догадаться, что загадал

ведущий. Игру начинаю я, кто правильно разгадает путем расспросов, становится

ведущим. Тема игры определяется темой урока. Are you …? Is it …? можно загадать

животных, предметы. Have you got …? cемья, питомцы, принадлежности. Do you

like…? продукты, цвета. Can you …? глаголы. Did you go to …? места в городе итд.

Такие игры способствуют развитию памяти, концентрации внимания. Детям такие

игры очень нравятся, им нравится выходить перед всеми и чувствовать общее

внимание на себе, они активизируют всю лексику которую выучили и отрабатывают

произношение и интонацию.

Таким

образом,

эффективность,

увлекательность

и

разнообразие

коммуникативных

игр

делает

их

незаменимым

инструментом

преподавания

английского языка и оставляет простор для фантазии каждого преподавателя.

5.Заключение

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что главная цель современного

языкового образования – это подготовка обучаемых к процессу коммуникации. В этой

связи использование коммуникативного подхода в преподавании иностранного языка

является очень актуальным в преодолении языкового барьера в процессе реальной

коммуникации. Следует обозначить необходимость и актуальность коммуникативной

методики и ее активное использование в рамках преподавания иностранного языка,

поскольку, по определению И.И. Зимней, успех коммуникации зависит от многих

факторов, но главное – от знания культуры партнеров по общению, без которого нельзя

преодолеть культурный барьер, неотделимый от языкового



В раздел образования