Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи


Автор: Вокутина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247»
Населённый пункт: г.Ижевск УР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития

речи». Вокутина Е.Ю., воспитатель, дс № 247 г. Ижевск,

УР

Цель: Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через

использование инновационных пособий по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Формировать речевые навыки.

Обогащать словарь детей.

Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, глазомер, познавательный

интерес у детей.

Развивать коммуникативные навыки через игру.

Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват

карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и

индивидуально.

Познакомить родителей и педагогов ДОУ с приёмами и способами развития мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста.

«Рука - это вышедший наружу мозг человека»

Н.Кант

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.»

В.А.Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка

является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой

моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент

умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование

предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в

пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают

формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе

общей двигательной и ручной.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с

отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.

Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно

выявлять и исправлять. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно

установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

развития мелкой моторики руки. Чем лучше развиты движения пальцев, тем выше уровень

развития речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при

помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно

совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции

кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают

развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается

развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для

последующего формирования речи.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс

становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол

ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек),

психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного

мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на

произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется

потребность в речевом развитии.

Определить уровень развития мелкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать

один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как необходимо

выполнять. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же

пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают

изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка

пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых

областей.

Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте –

прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные

функции:

Органов движения.

Органов познания.

Аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг

видеть, осязать, различать, запоминать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младенчества. Уже грудному

ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять

простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать

пуговицы, завязывать шнурки и многое другое. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте

работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью

подготовки к школе.

Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные

стимулирующие материалы. К ним относятся:

Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке

карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок

сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И

это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки,

кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и

письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей

можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых

линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро

устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет

и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений,

позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями

пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое

тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают

мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс

чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития

мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.

Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.

Театр в руке.

Оригами.

Работа с пластилином, бумагой, тканью.

Работа с природным и бросовым материалом.

Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить

ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст

возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений

на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия,

образное мышление, подготовка руки к письму. У нас в группе созданы условия для развития

мелкой моторики рук: через специальные игровые упражнения по художественному труду и

другим видам деятельности (познавательной, изобразительной). Развивайте мелкую моторику

рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы

порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:под

контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать

крупу, вязать крючком.

Предлагаю вашему вниманию игры,направленные на развитие мелкой моторики, которые можно

использоватькак в детском саду, так и дома.

Данные упражнения подготовят руку ребёнка к письму, разовьют пространственное воображение,

научат ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движениях руки, что,

в свою очередь, даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного

письма.

А теперь прошу вас выбрать понравившуюся ладошку и тем самым, определить свою позицию.

(Бумажные ладошки подписаны с обратной стороны: наблюдатель, участник. Таким образом,

проводится отбор непосредственных участников мастер-класса). Участники садятся к столам, на

которых приготовлены цветные прищепки, цветные карандаши.

Практическая часть мастер-класса.

Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики с использованием

нестандартного оборудования.

1.Игры с прищепками: «Гусёнок»

Вот проснулся, Бельевой прищепкой дети прищепляют

Встал гусёнок, ногтевые фаланги пальцев правой, а за-

Пальцы щиплет он спросонок: тем левой руки на каждый ударный

-Дай, хозяйка корма мне слог - от большого пальца к мизинцу.

раньше, чем моей родне.

О.Крупенчук

"Жук" Бельевой прищепкой дети прищепляют

Жук летит, ногтевые фаланги пальцев правой, а за-

Жуж-ж-ж-ж-жит, тем левой руки на каждый ударный

Жуж-ж-ж-ж-жит слог - от большого пальца к мизинцу.

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

2.Игры с карандашами: «Вертолёт»

Отправляется в полёт Дети вращают карандаш пальцами

Наш красавец вертолёт! обеих рук вверх-вниз.

А.Сурикова

"Качели"

Карандашик в руки взяли, Дети качают карандаш вправо-влево

Вправо-влево покачали. сначала двумя руками, затем - держа

Что такое? Неужели в правой руке, потом - держа в левой

Мы попали на качели? руке.

Е.Колесникова

Сегодня вы узнали, что можно в своей работе для развития мелкой моторики рук использовать

нестандартное оборудование, которое способствует развитию внимания и воображения. И

помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Рекомендации для родителей.

Большую часть времени Вы заняты домашним хозяйством.

Игра “Помогаю маме”. Вы готовите ужин. Ребёнок крутится возле Вас. Предложите ему перебрать

горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои

пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными

головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А

вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать

из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из

пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое

пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из

цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы

можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

Выполнять изображения из пуговиц, спичек; называть колечки, чередуя их по величине.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!



В раздел образования