Напоминание

"ДОП по обучению навыкам начального технического конструирования"


Автор: Яковлева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 81
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ДОП по обучению навыкам начального технического конструирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная общеразвивающая программа

по обучению навыкам начального технического конструирования

«ЛегоСити»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок обучения – 1 год

Составитель: воспитатель

МАДОУ № 81 «Центр развития

ребенка – Детский сад «Конек –

Горбунок»

Яковлева А.В.

г. Норильск

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность Программы

4

Цели и задачи реализации программы

6

Принципы и подходы к формированию программы

8

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

9

Планируемые результаты освоения образовательной программы 10

Содержание курса 14

Календарно -тематический план первого года обучения 19

Методическое обеспечение 14

Предметно – развивающая среда и материально - техническое

Обеспечение Программы 21

Кадровое обеспечение 23

В

настоящее

время,

сфера

образования

в

Российской

Федерации

претерпевает серьёзные изменения. Дошкольное образование, согласно закону

№273-ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего образования.

Наряду с этим появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю

организацию работы в дошкольной сфере «по-новому». Это введение Единых

требований к квалификации специалистов ДОУ, Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального стандарта

педагога. Изменить сознание взрослых людей – специалистов, отношение ко всей

организации работы в дошкольной сфере – вот основная задача в «революции» в

дошкольном образовании. В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление

содержания образования, а именно, программа нашего дошкольного учреждения

направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где

ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего

образования. Научить ребенка хотеть быть успешным – вот основная задача

детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И

обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации

родителей принимать участие в образовании своих детей – дошкольников. Важная

задача сегодня – сформировать у ребёнка интерес к изобретательской и

рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Эта не простая задача, в первую очередь, требует создания особых условий

обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части

программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и

творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование

как

излюбленный

детьми

вид

деятельности

не

только

увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребёнок строит, он должен

ориентироваться

на

некоторый

образ

того,

что

получится,

поэтому

конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе

осуществляется

физическое

совершенствование

ребёнка.

«Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование,

исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную

возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники,

создав действующие модели роботов.

Актуальность программы определяется тем, что проектная деятельность

интересна дошкольникам, так как даёт возможность не просто сделать открытие,

а придумать и создать что-то новое: то, что можно потрогать, показать, описать

и сконструировать. Большие возможности для этого открывает использование

конструктора

Лего

и

специальных

компьютерных

программ

по

3D-

моделированию. Дети не просто изучают – они создают. В этом ценность

каждого

проекта.

Овладевая

конструкторскими

навыками,

воспитанники

развивают мелкую моторику, пространственные представления, математические

и дизайнерские способности. Представляя и защищая свой проект, дети

совершенствуют коммуникативные умения и навыки, учатся отвечать на

вопросы, проходят успешную социализацию, развивают лидерские качества,

повышают самооценку, снимают эмоциональное напряжение.

Таким

образом,

проектная

деятельность

является

продуктивным

процессом, направленным на развитие ключевых компетенций воспитанников.

Набор Лего – образовательный продукт, который удовлетворяет самым

высоким требованиям, так как является прочным, гигиеничным и долговечным.

Это прекрасное наглядное пособие и развивающая игрушка, побуждающая

работать не только голову, но и руки.

Дети любят конструировать, воплощая в жизнь новые технические идеи.

Делая первые шаги, они собирают модели по инструкции: от простых к

сложным, совершенствуя свои умения. Дети учатся работать не только

самостоятельно, но и в паре, в группе.

Доказано, что дошкольники лучше обучаются в процессе игры. Лего – это

игра, которая обучает.

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛегоСити» соответствует

возможностям детей дошкольного возраста, ориентирована на детей в возрасте от

5 до 6 лет.

Цель и задачи программы

Целью программы является

развитие интеллектуально – творческого

потенциала личности ребёнка через совершенствование его конструкторских

способностей.

Для достижения этой цели служат следующие задачи:

- овладение навыками начального технического конструирования;

- обучение лего-конструированию и созданию 3D-моделей;

- развитие познавательного интереса к робототехнике и информатике;

- развитие пространственных представлений, логики, мышления;

- развитие мелкой моторики, координации «глаз – рука»;

- воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных

способностей;

- воспитание целеустремлённой, творческой и всесторонне развитой личности,

способной к самостоятельному решению поисковых задач.

Особенности организации образовательной деятельности

Продолжительность

образовательного

процесса

по

дополнительной

общеразвивающей программе «ЛегоСити» (далее Программа) составляет 1 год.

Объем часов составляет: 28 часов.

Наполняемость

групп

6

человек.

Обучение

реализуется

в

форме

интегрированного занятия.

Занятия проводятся:

1 час в неделю, занятия по 30 мин.

Роль педагога в обеспечении эмоционального благополучия детей

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет

уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию,

поддержки его чувства собственного достоинства. Педагог создает атмосферу

принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким,

какой он есть, могут выслушать его и понять.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:

• общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает

делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения.

На

занятиях

педагог

поощряет

малейшие

успехи

детей,

оказывает

максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливо

относится к детям. Не допускает отрицательной оценки неудачных ошибочных

движений детей, резкого повышенного тона, стремиться к созданию на занятиях

праздничной атмосферы, умеет увлечь.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической

деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного

значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные

ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны

взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских

способностей у детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

Общие педагогические принципы обучения

Принцип воспитывающего обучения подразумевает воспитание таких качеств,

как организованность, дисциплинированность, четкость, аккуратность. В процессе

обучения дети осваивают большой объем разнообразных знаний и умений — знакомятся

с новыми техниками, формами работы.

Принцип наглядности

помогает обучающимся увидеть образ

работы.

Известно, что зрительное восприятие и память воспитываются и закрепляются именно

при помощи наглядности. Дошкольник впитывает, как губка, все впечатления от

действий педагога: он запоминает, как выглядит и что делает педагог, каковы его

внешний вид, как он показывает технику изготовления поделки, что и как говорит.

Принцип наглядности применяется, используя

кино - и фотоматериалы,

схемы, ИКТ.

Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая

успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в

ситуации,

где

нет

жестко определенного

единственно верного

ответа на

поставленный вопрос, а есть варианты, каждый из которых имеет свои

возможности

и

ограничения.

Способность выбирать

из разных

вариантов

оптимальный, лучший для конкретной ситуации – сегодня это основа успешной

самореализации в условиях динамично меняющегося мира. Способность выбирать

- это и способность быть ответственным за результаты своего выбора. Важно

помочь ребенку ощутить в себе ресурсы, делающие любой выбор возможным:

уверенность в себе, гибкость мышления и поведения, рефлексия.

Принцип систематичности также основан на выполнении таких известных

правил, как переход от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к

неизвестному.

Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, педагог учитывает

индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

Гуманизации. Все

занятия

строятся

на

основе

комфортности,

доверительного общения с взрослым и сверстниками.

Принцип организации тематического пространства.

В работе используются методы и приемы:

словесные

методы

(беседа,

рассказ,

опрос,

объяснение

техники

выполнения);

метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения дизайну. От

того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, выделять общее

и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Необходимо

научить

ребенка

специальным

приемам

изображения,

способам

пользования

различными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях

полностью формируются способности детей;

метод показа примерного образца педагога;

игровой метод;

практический метод (выполнение заданий, закрепление).

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста и

индивидуализация образовательного процесса

Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на

понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом

каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей

дошкольного

возраста

и

с

вниманием

относятся

к

их

индивидуальным

способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия

каждого воспитанника.

При обучении конструированию старших дошкольников нужно уделять

внимание расположению элементов в пространстве: нужно организовывать его так,

чтобы оно подчинялось определённой логике.

Детям нравится сам процесс моделирования. Ребёнок старается добиться

максимальной схожести с воображаемым предметом или образцом. Поэтому

конструирование имеет схожие черты с изобразительным творчеством.

Во время конструирования дошкольники должны решить конструктивные

задачи: разные части и элементы привести в нужное взаимоположение.

Дети 5-6 лет могут манипулировать мелкими предметами и это очень

полезно для развития детей. Дети этого возраста могут рассуждать логически и

устанавливать закономерности, могут классифицировать предметы, планировать

свою деятельность. Дошкольники могут договариваться и сами организуют

совместные игры. Дети проявляют интерес к устройству окружающего мира.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Результатами

освоения

программы

являются

целевые

ориентиры

дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные

возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

• развитие умения работать в команде, группе, парах и самостоятельно;

развитие

навыков,

необходимых

для

публичных

выступлений,

презентации и защиты проектов;

• снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие

воли и целеустремлённости;

у

ребенка

сформирован

устойчивый

интерес

к

конструкторской

деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,

конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;

• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,

темам, замыслу;

• развитие умения творчески подходить к решению задачи;

• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы,

создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая

свои;

• развитие умения работать по предложенным инструкциям;

• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с

использованием мелких предметов;

•способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои

чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать

речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого

высказывания в ситуации общения.

Способы и методы контроля

Полученные и усвоенные навыки обучающихся контролируются как на каждом

занятии, так и на итоговых, контрольных занятиях.

Наряду

с

контролем

знаний,

умений,

навыков,

предусмотренных

программой,

осуществляется

диагностика

развития

интеллектуально-

творческих качеств.

Диагностика уровня развития интеллектуально-творческих способностей

обучающегося

ФИ____________________________________________________________________

_____

Руководитель

________________________________________________________________

Таблица 1

Эмоциональна

я

Свобода

творческог

Развитие

кругозора

Самостоятельн

ость

Наличие

конструктив

Владение

техникой

отзывчивость

о

мышления

суждений и

оценок

ных

навыков

Содержание Программы

Программный материал изменяется за счет усложнения содержания учебных

разделов. Если в первый год происходит начальное обучение новой технике,

формирование общего представления о ней, об основах техники, то на второй год

обучения происходит углубленное разучивание. Переход с одного года обучения

на другой осуществляется при условии освоения учащимися знаний, умений,

навыков соответствующего года обучения. В тоже время при сложностях

освоения некоторыми учащимся образовательной программы, но желании у них

продолжать обучение, педагог осуществляет дифференцированный подход,

регулирует учебную нагрузку.

Методические требования к проведению занятий

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,

«движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это

работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»

выстраиваются под руководством педагога в определенную систему упражнений,

которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с

другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то

целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его

жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей.

Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С

помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе

которой

развивается

ребенок

используются

формы

организации

обучения,

рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются

образцы

построек,

выполненных

из

деталей

строительного

материла

и

конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма

обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов

действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую

связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого

лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать

задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности

творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается

модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель

дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким

образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство

решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная

разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки

рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка

должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее

назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и

носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе

такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на

основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной

структуры.

Данная

форма

организации

обучения

в

наибольшей

степени

способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:

моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного

материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности

реальных

объектов,

создает

возможности

для

развития

внутренних

форм

наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется

мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для

развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами

решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения

детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование

по

теме: детям

предлагают

общую

тематику

конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают

материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике

форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по

замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются

определенной

темой.

Основная

цель

конструирования

по

заданной

теме-

актуализация и закрепление знаний и умений.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных

игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка

потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно

проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка

подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства

пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам:

кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют

разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять

кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение

нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном

словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с

сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо

представлены задания интеллектуального плана.

При

планировании

совместной

деятельности

отдается

предпочтение

различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся

конструировать

модели

«шаг

за

шагом».

Такое

обучение

позволяет

им

продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и

решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на

занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному

искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы

кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор:

сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют

установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают

умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать

конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся

представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе

занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной

ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,

расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического

и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными

инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям,

образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить

правильно,

соединять

детали,

рассматривать

образец,

«читать»

схему,

предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему

постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из

которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных

действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного

задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе

выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с

детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые

задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных

форм

работы

способствует

приобретению

детьми

социальных

знаний

о

межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение,

обмен знаниями, умениями и навыками.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию

направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его

творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и

сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит

ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не

бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою

собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность

создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части,

выступая в роли творца.

Во время деятельности дети свободно могут общаться с педагогом и друг с

другом по поводу работы.

Календарно-тематический план

Таблица 2

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

История Лего.

Кубики Лего.

Классификация кубиков

Лего.

Познакомить с деталями конструктора и

способами

их

крепления.

Закреплять

знания

цвета

и

формы.

Рассмотреть

технику безопасности на лего- занятиях.

Виды деталей Лего и

способы их соединения.

Учить составлять простейшие постройки

разных по высоте. Знакомить со способами

соединения

деталей.

Закрепить

детали

конструктора, цвета и форму деталей.

Развивать

пространственную

ориентировку.

Устойчивость лего-

моделей. Постройка

пирамид

Учить детей располагать детали в порядке

убывания величины. Закрепить умение

точно соединять детали в сооружении.

Развивать воображение и фантазию, худ. -

эстетический вкус.

Устойчивость лего-

моделей. Постройка

пирамид

Учить детей располагать детали в порядке

убывания величины. Закрепить умение

точно соединять детали в сооружении.

Развивать воображение и фантазию, худ. -

эстетический вкус.

Ноябрь

«Как построить дом?

Из чего он состоит?»

Познакомить

с

основными

частями

конструкции.

«Строители»

Планировать

этапы

постройки.

Продолжать

учить

творческому

конструированию,

самостоятельно

находить детали для украшения.

«Домик в деревне»

Познакомить

с

основными

частями

конструкции.

Планировать

этапы

постройки. Продолжать учить творческому

конструированию,

самостоятельно

находить детали для украшения

«Конструирование

городского

многоэтажного дома» по

замыслу (работа в парах)

Познакомить

с

основными

частями

конструкции.

Планировать

этапы

постройки.

Развивать

фантазию

и

воображение

детей.

Закрепить

навыки

построения устойчивых моделей. Учить

создавать сюжетные композиции.

Декабрь

Зима. Новый год.

Модель «Мороженое"

Продолжать учить составлять постройки.

Знакомить

со

способами

соединения

деталей.

Закрепить

пространственную

ориентировку.

Модель «Елочка-

красавица»

Продолжать учить составлять постройки.

Знакомить

со

способами

соединения

деталей.

Закрепить

пространственную

ориентировку.

Модель «Дед Мороз»

Учить находить и выделять характерные

особенности

объекта.

Рассмотреть

и

проанализировать образец постройки.

Модель «Ёлочная

игрушка»

Учить находить и выделять характерные

особенности

объекта.

Рассмотреть

и

проанализировать образец постройки.

Январь

Дикие животные.

Модель «Крокодил»

Учить находить и выделять характерные

особенности

объекта.

Рассмотреть

и

проанализировать

образец

постройки.

Развивать

интерес

к

конструированию

разных животных.

Модель «Жираф»

Учить строить жирафа по схеме, развивать

мелкую моторику рук, творчество, умение

подбирать

цвета.

Закрепить

отсчет

предметов. Продолжать развивать интерес

к конструктивной деятельности.

Модель «Слон»

Учить находить и выделять характерные

особенности

объекта.

Рассмотреть

и

проанализировать

образец

постройки.

Развивать

интерес

к

конструированию

разных животных.

Макет «Зоопарк»

Планировать последовательность создания

постройки. Учить работать в команде.

Февраль

Воздушный транспорт.

Модель

«Самолёт».

Макет «Аэропорт»

Продолжать

развивать

интерес

к

конструктивной

деятельности.

Учить

анализировать образцы построек.

Наземный транспорт.

Модель «Машина»

Модель «Светофор»

Учить находить конструктивные решения,

развивать

творчество

и

фантазию.

Закрепить навыки скрепления, повторить

правила дорожного движения.

Водный транспорт.

Модель «Пароход»

Продолжать

развивать

интерес

к

конструктивной

деятельности.

Учить

анализировать образцы построек, выделяя

основные

части,

их

пространственное

расположение,

Модель «Маяк»

Макет «Море»

Продолжать

учить

планировать

последовательность создания постройки.

Развивать творческое мышление.

Март

Весна.

Модель «Дерево»

Закрепить навыки конструирования.

Модель «Цветы»

Закрепить навыки конструирования.

Создание собственных

моделей

«Фруктовый сад»

Учить

строить

по

своему

замыслу,

планировать последовательность работы.

Развивать

фантазию

и

творческое

мышление.

Развитие

навыков,

необходимых

для

публичных

выступлений.

«Эмоции»

Продолжать

развивать

интерес

к

конструктивной деятельности. Развивать

творческое мышление.

Апрель

Домашние животные.

Модель «Собака»

Учить анализировать образцы построек,

выделяя

основные

части,

их

пространственное

расположение,

планировать последовательность создания

постройки.

Развивать

творческое

мышление.

Создание макета

«Ферма»

Учить

строить

по

своему

замыслу,

планировать последовательность работы.

Развивать

фантазию

и

творческое

мышление.

Закрепить

навыки

конструирования.

Развитие

навыков,

необходимых

для

публичных

выступлений.

Доисторические

животные.

Модель «Динозавр»

Модель «Цифры»

Закреплять

умение

планировать

последовательность

работы.

Развивать

фантазию

и

творческое

мышление.

Закрепить навыки конструирования.

Методическое обеспечение Программы

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и

приемы.

Таблица 3

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация

способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,

форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-

рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает

подключение различных анализаторов (зрительных и

тактильных) для знакомства с формой, определения

пространственных соотношений между ними (на, под, слева,

справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:

собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,

упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и

увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и

демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое

использование готовых заданий (предметов), самостоятельное

их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской

деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-

поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Организационные формы работы детей:

- коллективная – подготовка выставочных работ;

- парно – изготовление одного изделия двумя обучающимися;

- индивидуальная – работа с каждым обучающимся.

В процессе занятий приобретаются знания через сообщение информации и

передачу личного опыта; - формируются умения и навыки через выполнение

практических заданий; - применяются знания через выполнение готового изделия; -

творческая деятельность.

Педагог выступает в роли куратора или консультанта: сам является

источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует

весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.

Формы

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности

педагога. В основу совместной деятельности с семьями положены следующие

принципы:

-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения

детей;

-помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со

стороны

родителей;

-максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с

детьми;

-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности,

демократичности, личной заинтересованности. Формы и виды взаимодействия с

родителями: приглашение на презентации технических изделий, мастер-классы,

развлечения, подготовка фото-видеоотчетов создания приборов, моделей в как в

детском саду, так и дома, оформление буклетов, консультаций, обмен опытом

семейного моделирования через интернет ресурсы. Привлечение родителей к

совместному конструктивно-модельному творчеству повышает мотивацию и

интерес детей.

Список литературы:

1.Мельникова О.В. Лего-конструирование 5-10 лет. Программа, занятия.

Презентации в электронном приложении – Волгоград: Учитель;

2.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3.Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду», М., МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016г.-80с.

4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у

детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

2003.

5.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:

Издательский дом «Карапуз», 1999.

7.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для

педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

8.

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в

условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр

образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

9.

Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования

в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.

10.

Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2

Предметно – развивающая среда и материально-техническое

обеспечение Программы

Организованная предметно – развивающая среда дошкольной организации в

полном объеме стимулирует художественно-эстетическую активность детей,

присущее им желание творить, познавать, побуждать к созданию нового. Ко всему

оборудованию и инструментам предъявляются педагогические, эстетические и

гигиенические требования. Температура воздуха в помещении составляет 18-20

0

С.

Подбор оборудования и материалов определяется программными задачами.

Размеры

и

масса

инвентаря

соответствует

возрастным

особенностям

дошкольников; его количество определяется из расчёта активного участия всех

детей в процессе занятий.

Помещение оснащено необходимым оборудованием и материалами:

Таблица 4

п/п

Наименование

объектов

и

средств

материально-

технического обеспечения

Количество

1.

Столы

3

2.

Стулья

6

3.

Шкафы, ящики

3

4.

Магнитная доска

1

5.

Наглядный материал по темам учебного курса

По

количеству

обучающихся

6.

Наборы лего- конструкторов

6

7.

Схемы построек лего- моделей

По

количеству

обучающихся

8.

Мелкие игрушки для обыгрывания

По

количеству

обучающихся

9.

Демонстрационный материал: фотоальбомы, готовые

образцы.

20

10.

Подборка специальной литературы

Особенностью Программы является положительный эмоциональный фон,

который обеспечивается благодаря тщательному подбору музыкального репертуара,

умелым

планированием занятия,

доброжелательным

отношением

педагога

к

достижениям каждого

ребенка.

Немаловажную

роль

в

реализации

данной

Программы имеет наличие технических средств обучения:

Таблица 5

п/п

Наименование

объектов

и

средств

материально-

технического обеспечения

Количество

1.

Технические средства обучения

1.1.

Музыкальный центр

1

1.2.

Аудиозаписи

Аудиотека

1.3

Мультимедийный компьютер

1

1.4

Сканер, принтер, ксерокс

1

1.5

Цифровая видеокамера

1

1.6

Цифровая фотокамера

1

1.7

Мультимедиапроектор

1

1.8

Экран

1



В раздел образования