Автор: Серикова Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Мурманска № 136
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: проект по краеведению
Тема: Проект "Лучше нет на свете края"
Раздел: дошкольное образование
Практико-ориентированный проект по краеведению
«Лучше нет на свете края»
Серикова Вера Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ города Мурманска № 136
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков.
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда
формируются
ощущения
собственных
возможностей,
потребность
в
самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире,
добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой
части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для
которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально
значимое и необходимое направление работы с детьми.
Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно
связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую
привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира,
культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения
качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо
для всех детей независимо от возраста.
«Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его
изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для
малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа,
люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым
необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту,
истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает
любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше
дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и
тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на
предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников
обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и
формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с
Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое
способствует
вовлечению
дошкольников
в
художественное
творчество,
расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об
особенностях его современной жизни.
Именно в этом
возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё,
желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования
у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта
жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы
считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает
нас личный опыт и работы других педагогов. Предполагаемый опыт не имеет
единой
устоявшейся
обучающей
практики
и
концептуальной
основы.
Следовательно,
концепция
должна
быть
скорректирована
относительно
поставленных целей и задач.
Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного
гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город,
село (его традиции, памятники истории и культуры).
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести
следующие:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и
настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице,
району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все,
что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу (природа);
–
формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
–
тематические занятия, где у дошкольников формируется система
элементарных
знаний,
осуществляется
развитие
основных
познавательных
процессов и способностей;
– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях,
и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
–
познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным
материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п. – экскурсии,
обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием
родного города;
– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и
традициями народа, населяющего родной край;
–
чтение произведений детской литературы, в которой представлена
художественно-эстетическая оценка родного края;
– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к
истории, археологии, географии, природе;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы
незаменимы в краеведческой работе.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой,
погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного
отношения ко всему живому.
–
виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать
интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают
реализовать
принципы
наглядности
и
научности
обучения,
способствуют
развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает
познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает
такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от
детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Значимым в работе
методом является метод проектов.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё.
Наш город не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь
в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту
улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Изучая историю
родного края, мы сделаем для себя много открытий. А также расскажем о
родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам.
Так был разработан проект по краеведению «Лучше нет на свете края»,
направленный на изучение истории родного города, области, страны, с активным
вовлечением
детей
в
поисковую
и
исследовательскую
деятельность
и
привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных
ступеней развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное
принятие
традиций,
ценностей,
особых
форм
культурно-исторической,
социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны. В
данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на
патриотическое воспитание дошкольников.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый
опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного
отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена
целостная
научно-методическая
система
использования
историко-
краеведческих материалов в образовательном процессе.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала
является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть
полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться
типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для
самостоятельного анализа воспитанниками.
Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в
разных
формах,
работа
с
ним
осуществляется
различными
приемами. Региональный материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании
воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к
развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества
знаний.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем
детском
саду,
но
результаты
оценки
уровня
знаний
детей
и
опроса родителей показали
необходимость
усиления
работы
в
данном
направлении и наполнения её новым содержанием.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом
возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность,
общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту. Поэтому с детьми провести целый ряд различных мероприятий:
-посещение музея;
-участие в театрализованной деятельности,
-игры в сюжетно-ролевые и дидактические по ознакомлению с родным
городом;
-занятия по изобразительной деятельности
- экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям города.
Применяемые нами виды деятельности стимулируют детский интерес к
самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, а также являются
необходимым условием для формирования личности каждого ребёнка.
Сегодня ни одно занятие не обходится без включения в него материала с
региональным содержанием. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и
будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои
истоки, историю, культуру своего края.
Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению
родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого
государства.
Такой
подход
даёт
возможность
рассматривать
природные,
экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие
состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный
путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания,
системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного
отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном
уровне.
Проект призван дать достаточно полное представление о прошлом, его
настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и
приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены
на
выработку
у
дошкольников
навыков
работы
со
всевозможными
источниками краеведческой информации (иллюстрациями, фотоматериалами и
печатными периодическими изданиями). Использование ИКТ в образовательном
процессе
раскрывает
перед
педагогами
огромные
возможности,
чем
традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную
информацию
с
красочным
иллюстративным
материалом,
мозг
ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по
телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью
медиа средств.
Я, семья, мой город, край, Россия,
Весь проект по блокам разделили.
В каждом блоке множество занятий.
Форм работы и мероприятий.
И знакомясь поэтапно с блоком каждым,
Мы старались заложить фундамент важный.
Цель проекта:
• Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю
Задачи проекта:
• Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
• Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать
материалы, классифицировать, сопоставлять их;
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
• Обучать детей умению использовать различные источники краеведческой
информации
• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать;
• Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства
патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную
практику организации занятий по истории родного края в дошкольных
образовательных учреждениях.
Проект разбит на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи
материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить,
запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать
вопросы. Также способствуют развитию умения видеть проблемы, как одного из
базовых умений исследователя. Все занятия строятся с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Поэтому названия тем носят порой
образный,
даже
интригующий
характер.
Занятия
предусматривают
выполнение детьми творческих заданий.
Участники проекта:
Дети
6-7
лет. Проект предусматривает
активное
участие родителей, детей и педагогов.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2017- март 2018 г.).
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников
с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка
описываемых
явлений
и
сводится
к
двум
историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобрать
материал,
включающий
как сведения
об
историческом
прошлом, так и
современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию
ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в
ребёнке
полноправного
партнёра,
а
также
ориентироваться
на
высшие
общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе,
области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей
эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип
интегрированности.
Реализуется
в
сотрудничестве
с
семьёй,
библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала
определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с
историко-культурными особенностями.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы
реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов
работы.
2. Практическая деятельность детей.
• Обеспечение условий для реализации проекта. Разработка образовательных
маршрутов для участников проекта
• Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр – конкурс
краеведческих уголков).
• Внедрение в практику работы с детьми комплексы занятий, соответствующих
возрасту. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного
материала.
• Организация работы по следующим направлениям:
• Организованные мероприятия
• Досуговые мероприятия
• Творчество - оформительская деятельность.
• Осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный (аналитический)
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.
Проект предусматривает организацию активных форм проведения занятий,
использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение
индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры,
встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные
экскурсии.
Хотя воспитанникам нашим мало лет,
Уже неплохо знают, что же значит «краевед».
Через эмоции, игру и интерес,
Внедрённые в образовательный процесс,
Мы им поможем гражданами стать
И Родину любить и уважать.
Оценка результатов.
Для выявления промежуточных и конечных результатов провести мониторинг
при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных
задач и достижение цели проекта.
Результаты проекта –
выставки
детских
работ,
открытые
занятия,
фотоальбом.
Результаты,
достигнутые
в
ходе
реализации проекта,
будут
обобщены также в виде презентации по теме проекта, выступления с обобщенным
опытом для педагогов.
В
результате
реализации
данного проекта предполагается
обучение
и
информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей.
Мониторинг
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Учитывается
активность
участия
дошкольников
в
образовательной
и
самостоятельной
деятельности. Беседы в спокойной доверительной обстановке. В ходе бесед
использовать наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео
материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.
Работа по краеведению в ДОУ является одним из источников обогащения
детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования
нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент
ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к
человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
Список литературы:
1.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью в подготовительной группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц.
Г. Л., 2004.
2.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.:
Айрис-пресс, 2006.
3.
Данилюк
А.Я, Кондаков
А.М., Тишков В.А.Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
Просвещение, 2009
4.
Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль:
Академия развития, 2006.
5.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
6.
Козлова
С.А.
Нравственное
воспитание
дошкольников
в
процессе
ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
7.
Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.
8.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со
взрослым. – М., 1995.
9.
Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва:
Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
10.Методические рекомендации к
программе воспитания и обучения в
детском саду под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
11.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой.
Пилотный
вариант.
Издательство
МОЗАИКА
СИНТЕЗ Москва, 2014.
12.Шипилина Л.М. Азбука общения.
Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет).Детство-Пресс., 2010