Напоминание

Театрализованная деятельность


Автор: Овчарова Ольга Петровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОСПИТАНИИ

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид

детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его

природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана и игрой.

Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется

воплотить в живые образы и действия, входя в образ, он играет любые роли,

стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая при

этом огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают:

развивать интересы и способности ребёнка;

способствует общему развитию;

проявлению любознательности;

стремления к познанию нового;

усвоению новой информации и новых способов действия;

проявлению общего интеллекта;

эмоций при проигрывании ролей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы

заставляют их

думать, анализировать,

делать выводы и

обобщения.

Исполняемая

роль,

произносимые

реплики

ставят

ребят

перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается

диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным

ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают

эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,

сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность –

важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности

распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,

интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Театрализованная

деятельность

позволяет

формировать

опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. А также

выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои

становятся

образцами

для

подражания

и

отождествления.

Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом

позволяет

педагогам

через

театрализованную

деятельность

оказывать

позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.

Театрализованные

занятия

должны

выполнять

одновременно

познавательную, воспитательную и развивающую функции. Они не должны

сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и

методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех

основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской

деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному

развитию детей.

Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом

какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами,

мимикой, движением, костюмами, мизансценой, то есть со «знаками»

визуального языка. В соответствие с этим практическое действие каждого

ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных

занятий.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в

детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При

рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять

анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках.

После беседы о прочитанном, необходимо вновь вернуться к тексту,

привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Можно

предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо

подчеркнуть особенности ситуации мимикой.

Задачи развития театрализованной деятельности рассматриваются в

тесной связи с задачами формирования у детей общей и эстетической

культуры. Специально отбираемые по педагогическим критериям для

просмотра

с

детьми

театрализованные

постановки,

способствуют

познавательному, социальному и эстетическому развитию дошкольников. Их

содержание

вызывает

у

детей

интерес

к

происходящим

событиям,

взаимоотношениям, складывающимся между героями, вводит ребенка в

богатый мир социальных связей, человеческих отношений и поступков.

Правильно

организованное

эстетическое

восприятие

приводит

к

приобретению детьми конкретных знаний о мире социальных отношений,

изменяет общее

отношение

ребенка

к

социальной действительности,

оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка.

Определенное воздействие на развитие театрализованной деятельности

оказывает

организация

сценического

пространства,

подбор

костюмов,

декораций и бутафории. Предметная среда театрализованных игр должна

отличаться эстетикой и качеством исполнения.

Педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их

оптимизирующем воздействии на развитие речи: ее выразительности,

образности, культуры. При определенной педагогической поддержке, через

ролевые

высказывания,

драматическую

разборку

сюжетов

знакомых

литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со

словом, мимикой, жестом, движением, овладевают различными способами

выражения мыслей, характера, поведения.

Театрализованная деятельность детей является важнейшим средством

дошкольного воспитания. Для эффективного и компетентного руководства

развитием

театрализованных

игр

педагогу

необходимо

выяснить

их

психологическую природу, определить закономерности и объективные

противоречия их становления и развития в дошкольном детстве.



В раздел образования