Автор: Вялая Кристина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Вялая Кристина Андреевна
Воспитатель Детского сада № 248 ОАО «РЖД»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги»
Приморский край, город Владивосток
«Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшем
дошкольном возрасте»
Сюжетно-ролевая
игра
являются
наиболее
характерной
игрой
дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Её отличительной
особенностью
является
то,
что
ее
создают
сами
дети,
а
их
игровая
деятельность
носит
ярко
выраженный
самостоятельный
и
творческий
характер.
В
сюжетно-ролевой
игре
дети
самостоятельно
выбирают
тему,
время, место, линию ее развития и решают, каким образом станут раскрывать
роли. По мнению советского психолога Д.Б.
Эльконина: «сюжетно-ролевая
игра − деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли
и в обобщенной форме воспроизводя деятельность и отношения взрослых,
пользуясь предметами заменителями».
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в
ней
воображаемой
ситуации.
Воображаемая
ситуация
складывается
из
сюжет а
и
ролей. Каждая
сюжетно-ролевая
игра
подразделяется
на
структурные
элементы,
которые
тесно
взаимосвязаны,
подвержены
взаимовлиянию, могут по-разному соотноситься в различных видах детских
игр.
Например, Т.А. Куликов в своей работе отмечает в сюжетно-ролевой
игре следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые
действия.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой
сюжетно-ролевой
игры.
Сюжеты
игр
отражают
конкретные
условия
жизни ребенка.
Содержание −
это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного
в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или
менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности
людей.
Роли − это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже.
Игровые действия – это деятельность ребенка в игре.
По
Д.Б.
Эльконину
следующие
структурные
элементы
сюжетно-
ролевой игры определяются, как:
Сюжет игры – это та сфера действительности, которая отражается в
игре.
Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.
Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств
игры, не осуществляющих реально, а создаваемых воображением.
Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который
ребенок изображает в игре.
Ролевое
(игровое)
взаимодействие
предполагает
осуществление
взаимоотношений
с
партнерами
по
игре,
диктуемых
ролью,
так
как
ребенок,
взявший
на
себя
какую-либо
роль
должен
принимать
во
внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои
действия
Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
предполагает,
что
педагог
влияет
на
расширение
тематики
этих
игр,
обогащает
содержание,
способствует
овладению
детьми
ролевым
поведением.
В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание
материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и
формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять
адекватные
педагогические
воздействия
по
отношению
к
игре
детей,
воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления
о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь
играть с детьми. В исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной,
которые
выработали
комплексный
метод
руководства
игрой.
Этот
метод
включает в себя следующие компоненты:
1)
планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта
детей;
2)
совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на
передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
3)
своевременное
изменение
предметно-игровой
среды
с
учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
4)
активизирующее
общение
взрослого
с
детьми,
направленное
на
побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов
решения игровых задач и новых знаний о мире.
Для
того
чтобы
игра,
возникнув,
перешла
на
более
высокий
этап
развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать
особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого
искусства, профессионального мастерства, основанного на знании педагогики
и
психологии.
Для
обеспечения
совершенствования
организации
детей
в
сюжетно-ролевой
игре,
разными
педагогами
предоставлялись
следующие
подходы:
В начале XX века сложился традиционный подход к сюжетно ролевой игре.
Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания в 30-е годы
прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого
педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. В
традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание
педагога сосредоточено на обогащении содержания игр путем организации
занятий, экскурсий, просмотра телевизионных передач, рассматривания
иллюстраций, чтения художественных произведений и работы по созданию
предметно-игровой среды. Ребенок усваивает назначение предметов, смысл
действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые
эмоционально-нравственные оценки. Чем младше дети, тем важнее для них
впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или
иным явлением. Так при ознакомлении с окружающим педагог заостряет
внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в
соответствии с их возрастом. Для малышей − это предметы и способы их
использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет –
взаимоотношения людей. В играх детей не всегда могут отражаться те
явления, с которыми их познакомили.
Список используемой литературы
1.
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Т.С
Комарова. –М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010.-128с.:цв.вкл.
2.
В.И. Логинова «Дошкольная педагогика»:. М. «Просвещение»,1988г .
3.
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для
старших дошкольников.: Айрис-пресс,2009-128 с
4.
Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания
и обучения в детском саду».: М. «Мозайка-Синтез», 2005 г.
5.
Губанова Н.Ф Игровая деятельность в детском саду. Для работы с
детьми 2–7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015-128 с.