Напоминание

"Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Вялая Кристина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вялая Кристина Андреевна

Воспитатель Детского сада № 248 ОАО «РЖД»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248 открытого

акционерного общества «Российские железные дороги»

Приморский край, город Владивосток

«Руководство сюжетно-ролевой игрой в старшем

дошкольном возрасте»

Сюжетно-ролевая

игра

являются

наиболее

характерной

игрой

дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Её отличительной

особенностью

является

то,

что

ее

создают

сами

дети,

а

их

игровая

деятельность

носит

ярко

выраженный

самостоятельный

и

творческий

характер.

В

сюжетно-ролевой

игре

дети

самостоятельно

выбирают

тему,

время, место, линию ее развития и решают, каким образом станут раскрывать

роли. По мнению советского психолога Д.Б.

Эльконина: «сюжетно-ролевая

игра − деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли

и в обобщенной форме воспроизводя деятельность и отношения взрослых,

пользуясь предметами заменителями».

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в

ней

воображаемой

ситуации.

Воображаемая

ситуация

складывается

из

сюжет а

и

ролей. Каждая

сюжетно-ролевая

игра

подразделяется

на

структурные

элементы,

которые

тесно

взаимосвязаны,

подвержены

взаимовлиянию, могут по-разному соотноситься в различных видах детских

игр.

Например, Т.А. Куликов в своей работе отмечает в сюжетно-ролевой

игре следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые

действия.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой

сюжетно-ролевой

игры.

Сюжеты

игр

отражают

конкретные

условия

жизни ребенка.

Содержание −

это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного

в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или

менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности

людей.

Роли − это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо

персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о

данном персонаже.

Игровые действия – это деятельность ребенка в игре.

По

Д.Б.

Эльконину

следующие

структурные

элементы

сюжетно-

ролевой игры определяются, как:

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая отражается в

игре.

Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.

Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств

игры, не осуществляющих реально, а создаваемых воображением.

Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который

ребенок изображает в игре.

Ролевое

(игровое)

взаимодействие

предполагает

осуществление

взаимоотношений

с

партнерами

по

игре,

диктуемых

ролью,

так

как

ребенок,

взявший

на

себя

какую-либо

роль

должен

принимать

во

внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои

действия

Правила – это порядок, предписание действий в игре.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

предполагает,

что

педагог

влияет

на

расширение

тематики

этих

игр,

обогащает

содержание,

способствует

овладению

детьми

ролевым

поведением.

В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание

материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и

формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять

адекватные

педагогические

воздействия

по

отношению

к

игре

детей,

воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления

о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь

играть с детьми. В исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной,

которые

выработали

комплексный

метод

руководства

игрой.

Этот

метод

включает в себя следующие компоненты:

1)

планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта

детей;

2)

совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на

передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

3)

своевременное

изменение

предметно-игровой

среды

с

учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

4)

активизирующее

общение

взрослого

с

детьми,

направленное

на

побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов

решения игровых задач и новых знаний о мире.

Для

того

чтобы

игра,

возникнув,

перешла

на

более

высокий

этап

развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать

особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого

искусства, профессионального мастерства, основанного на знании педагогики

и

психологии.

Для

обеспечения

совершенствования

организации

детей

в

сюжетно-ролевой

игре,

разными

педагогами

предоставлялись

следующие

подходы:

В начале XX века сложился традиционный подход к сюжетно ролевой игре.

Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания в 30-е годы

прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого

педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. В

традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание

педагога сосредоточено на обогащении содержания игр путем организации

занятий, экскурсий, просмотра телевизионных передач, рассматривания

иллюстраций, чтения художественных произведений и работы по созданию

предметно-игровой среды. Ребенок усваивает назначение предметов, смысл

действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые

эмоционально-нравственные оценки. Чем младше дети, тем важнее для них

впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или

иным явлением. Так при ознакомлении с окружающим педагог заостряет

внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в

соответствии с их возрастом. Для малышей − это предметы и способы их

использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет –

взаимоотношения людей. В играх детей не всегда могут отражаться те

явления, с которыми их познакомили.

Список используемой литературы

1.

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Т.С

Комарова. –М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010.-128с.:цв.вкл.

2.

В.И. Логинова «Дошкольная педагогика»:. М. «Просвещение»,1988г .

3.

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для

старших дошкольников.: Айрис-пресс,2009-128 с

4.

Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания

и обучения в детском саду».: М. «Мозайка-Синтез», 2005 г.

5.

Губанова Н.Ф Игровая деятельность в детском саду. Для работы с

детьми 2–7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015-128 с.



В раздел образования