Напоминание

Специальные педагогические занятия с дошкольниками - важнейшее средство их воспитания


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Специальные педагогические занятия с дошкольниками - важнейшее средство их воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специальные педагогические занятия

с дошкольниками - важнейшее средство их воспитания

Различные педагогические занятия с дошкольниками являются организационной фор-

мой специального их обучения представляют планомерное, систематическое воздействие

на формирование заинтересованного отношения ребенка к учебному процессу. Такими за-

нятиями являются – занятия по музыке, рисованию, поэзии, развитию речи, и т. д.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережному отноше-

нию к художественным материалом. Такие занятия формируют навыки культуры трудо-

вой деятельности: планирование будущего рисунка, детский самоконтроль за своими дей-

ствиями в процессе выполнения работы. При выполнении коллективных работ дети обу-

чаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей компози-

цией рисунка, лепки, аппликации.

На занятиях о повседневной жизни людей - действенны чтения художественной ли-

тературы, дидактические игры, иллюстративный материал. Важно умело отобрать наибо-

лее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую си-

туацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям

материал. С этой целью предлагается чтение книг, рассказов (с последующей беседой)

Не менее важнейшим занятием с детьми являются:

- чтение народных сказок, сказок коми – писателей, воздействуют на чувства ребенка

благодаря средствам выразительности, образному языку. Читая, надо помочь детям по-

нять не только идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции,

вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев.

- устный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, обогащает образную

сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия

народного искусства более ярким, глубоким, осознанным.

- рассматривание произведений изобразительного искусства, беседы по ним. Педагог

учит детей рассказывать о том, что изображено, характерные детали изображенного, при

этом направляет их внимание на выразительность изображаемых событий, людей, живот-

ных, цветовую гамму, что подводит к умению оценивать воспринятое.

Воспитание эстетического отношения ребенка к искусству это довольно сложная и тонкая

педагогическая работа. Поэтому предметный мир его познания активно воздействует на

формируемое мировоззрение детей. Они узнают назначение вещей, сравнивают игрушки,

обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. Дети ориентируются и утвер-

ждают себя в этом мире. Они не только пользуются всем для них созданным, но и сами

учатся создавать необходимую обстановку.

Но чтобы процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая среда была

содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

Выразительное чтение стихов

Большое внимание уделяем выразительному чтению стихов. Эмоциональным детям луч-

ше удается выразительное рассказывание, многим мешает скованность, стеснение. Этих

детей стимулируем к проявлению инициативы в участии организованного в группе кон-

церта, участие в театрализованной деятельности, где учим детей четко показывать харак-

терные черты сказочных героев. Например, зайка трусливый – голос дрожащий, трясу-

щийся; лиса хитрая – голос ласковый, заискивающий и т. д.

Давая детям по очереди задание организовать игру, поощряем проявление самостоятель-

ности, инициативу и находчивость.

Очень актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, прослушивания в аудиоза-

писи произведения, исполняемые мастерами искусств (сказок, рассказов, песен, музыкаль-

ные произведения, так как они способствуют более глубокому восприятию содержания

рассказов, сказок. Знакомые герои оживают на экране. Хорошо запоминается их облик,

поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры значительно

обогащают речь детей, делая их образной и выразительной.

Необходимо всячески поощрять проявление творчества у детей – придумывание расска-

зов, сказок, песенок. Можно научить детей самостоятельно составлять загадки. Например,

самолет – что делает? Летает, гудит, с мотором. Что такое же? Птица, пароход,

Очень ценны детьми организация временной выставки «Умельцев» из творческих работ,

созданных своими руками из деталей разнообразного конструктора, проявление у детей

оценочного отношения к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим

собственным. На сменное панно вывешиваются рисунки, в которых отражаются впечатле-

ния от увиденного явления.

Детям нравится играть в «музыкальные занятия», где они повторяют задания, попевки и

песни, разученные на занятии. Мы предлагаем придумать свою мелодию к знакомым ко-

ротким стихам.

Важным средством воспитания дошкольника является народное искусство, через которое

ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и приобщается к его

культуре. Этому способствует окружающая предметная среда которая повышает актив-

ность, творческий характер дошкольников и его результативность. Поэтому первейшей за-

дачей педагога является создание соответствующей развивающей среды, т. е. необходимо

подобрать материал для разных видов. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и ва-

риации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слиш-

ком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.

Это воздействие достигается применением педагогом различных методов и способов.

Педагогическая теория и практика определила ряд наиболее эффективных методов пред-

назначенных для полноценного воспитания дошкольника. К таковым относятся:

Метод приучения. Сущность метода приучения состоит в том, чтобы ребенок на различ-

ных занятиях научился вслушиваться, вглядываться, оценивать преподаваемый ему мате-

риал и соответственно при этом активно действовать. Систематичность такой педагогиче-

ской деятельности весомо углубляют активность детей. Данный метод требует многократ-

ного повторения. Он применяется в различных ситуациях. Изменение ситуаций помогает

ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствова-

нию достигнутым им результатов.

Метод проблемных ситуаций - побуждает к творческим и практическим действиям,

сущность которого заключается в развитии самостоятельности, инициативы, творчества.

Метод побуждения к сопереживанию вызывает эмоционально-положительную отзыв-

чивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному.

Метод убеждения. Особенность этого метода убеждения состоит в том, что использо-

вать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональ-

ный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с различными

произведениями искусства и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере, как наглядно-

го приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается од-

новременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль

ребенка.. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах,

на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В результате комплексного применения на специальных занятиях названных выше мето-

дов, в полной мере обеспечивается полноценное развитие ребёнка и повышается эстетиче-

ская культура его формируемой личности. Ребенок успешнее усваивает разный предлагае-

мый его вниманию материал, при этом познавательные его функции действенно активизи-

руются, если воспитатель выстраивает в ходе их различные игровые ситуации, представ-

ляемые в увлекательной форме, а между детьми возникают игровые соревнования. Для

этого необходимо создать надлежащие условия для проведения таких занятий.



В раздел образования