Автор: Латынцева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование форм профилактических мероприятий в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Раздел: дошкольное образование
Совершенствование форм
профилактических мероприятий в
вопросах сохранения и укрепления
здоровья детей.
Подготовила: воспитатель
Латынцева Н. Н.
Работа по формированию представлений здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ
осуществляется через соблюдение режима, организацию ООД (охрана собственного здоровья -
это рациональное питание, закаливание, физические упражнения), игру, прогулку,
индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
А также в своей работе применяем формы работы:
- НОД по физической культуре
-утренняя гимнастика
- физкультурные досуги
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- бодрящая гимнастика после сна
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры в помещении и на воздухе
- игровой массаж (игровые упражнения с носом, ушами, руками, ногами)
- ортопедическая гимнастика (хождение по массажным коврикам, ребристой доске,
мягким валикам, гимнастической палке и др.)
- закаливающие процедуры
-аромотерапия для профилактики ОРВИ в осенний и зимний период (фитонциды:
образуемые растением вещества, которые убивают микробы (лук, чеснок)).
- релаксация (с использованием классической музыки, музыки природы).
Для организации работы по формированию детей к здоровому образу жизни создана
соответствующая пространственно – предметно развивающая среда, которая постоянно
дополняется и обновляется и способствует формированию у детей представлений о здоровом
образе жизни, с учетом возрастных особенностей. Помогает, лучше узнать свой организм,
научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других детей.
В группе функционирует оборудованный физкультурный уголок с набором инвентаря:
скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки,
ребристая доска и т.д. Шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия,
и др. Весь этот спортивный инвентарь помогает в физкультурно-оздоровительной работе с
детьми.
В книжном уголке имеются книги по ЗОЖ: «Весёлая гигиена (в стихах)»; М. Манюковой
«Надо, надо умываться»; Н.Мигуновой «Почему надо чистить зубы»; В.Коростылева «Королева
зубная щетка»; М.Султанова «Маленькому Почемучке о продуктах питания»; К. Чуковский
«Айболит», «Мойдодыр». Использование художественной литературы помогает формированию
представлений о здоровом образе жизни, искать ответы на многие вопросы.
С целью приобщения к здоровому образу жизни проводится системная и целенаправленная
работа с применением методов и приёмов. В плане совместной деятельности с детьми уделяем
большое внимание:
- проведению НОД по окружающему миру ;
- беседам: «Кто мы?», «У кого какой нос, глаза, уши?», «Надо, надо умываться по утрам и
вечерам», « Что такое улыбка» (групповые и индивидуальные)
- рассматриванию картинок, иллюстраций «Строение человека», «Полезные продукты питания»
и др. с использованием художественного слова;
- игровым упражнениям «Можно ли увидеть с закрытыми глазами», «Посмотри в зеркало»
(исследовательские приёмы с зеркалом)
При работе с детьми используем обязательно прием игровой мотивации. Он позволяет
активизировать и привлекать внимание детей, развивать активную позицию по отношению к
другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем,
вылечить, помочь одеться. Из полученных представлений, личного опыта дети переносят
сюжеты в ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, к профессии врача,
привычку к здоровому образу жизни. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», Д/и «Помоги
Мишке принять душ», «Здоровые зубки», помогают в систематизации и закреплении детьми
представлений о полезных и вредных продуктах, о строении человека, о предметах личной
гигиены, о навыках ухода за зубами. В сюжетно-ролевых играх: «Больница», «Семья»,
«Магазин» , у детей формируется поведение, способствующее здоровому образу жизни, на
основе представлений о значении для здоровья (Проветривания помещения, влажной уборки,
стирки одежды и постельного белья, посещения кабинета врача, покупки полезных продуктов.
Применяя игровую форму, обучаем детей культурно-гигиеническим навыкам, знакомим с
предметами личной гигиены, дети узнают о здоровой и полезной пище для зубов и здоровья,
знакомятся с ситуациями, формирующими здоровый образ жизни.
Для оздоровления детей и формирования представлений о ЗОЖ большое значение, имеет
закаливание. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда
принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет
индивидуальных особенностей. Заботясь о здоровье детей, уделяем внимание самых
эффективных закаливающих процедур: регулярное проветривание группы, спальни пред сном;
босохождение перед сном ( в теплое время года) и после сна в помещении по дорожке
«Здоровье» разной фактуры.
В комплексе закаливающих мероприятий особое место занимает прогулка в любое время года
( учитывая погодные условия) – наиболее благоприятное время для оздоровления. Особое
внимание уделяем подвижным играм; игровым упражнениям на воздухе с предметами и без
них. Кроме этого детям очень нравится выполнять упражнения для укрепления и развития
опорно - двигательного аппарата и осанки, профилактики плоскостопия.
Ежедневно в своей работе используем пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику,
физминутки, динамическую паузу, что способствует выработке привычки вести активный образ
жизни.
Часто используем минутки покоя: посидим, молча с закрытыми глазами; ляжем на спину и
расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под прекрасную музыку.
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без участия родителей, поэтому
одним из обязательных факторов успешного результата в жизнь поставленных задач является
взаимодействие с семьёй. Работа осуществляется на родительских собраниях, на
индивидуальных встречах-консультациях, где обсуждались проблемы правильной организации
жизни детей дома и в дошкольном учреждении. Выставлялись для родителей папки –
передвижки по темам: « Стихи и загадки о витаминах»; «Знаете ли вы что такое ЗОЖ»;
стендовая информация «Укрепляем иммунитет», «Роль семьи в формировании здорового
образа жизни», «Профилактика плоскостопия».
Главное для родителей помнить, что их отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к
своему здоровью.