Автор: Васильева Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: О педализации
Раздел: дополнительное образование
О ПЕДАЛИЗАЦИИ
Васильева Елена Валерьевна,
преподаватель по классу «Фортепиано»
высшей квалификационной категории
ДШИ г. Холмска Сахалинской области
«У фортепиано есть ещё нечто, только ему одному присущее
неподражаемое средство, отображение небес,
луч лунного света – педаль…»
Феруччо Бузони
«Педаль – душа рояля»
Антон Рубинштейн
Вопрос педализации всегда актуален и для исполнителя, и для
педагога, особенно, если работаешь с учащимися уровня музыкальной
школы. Повторение известных истин не бывает излишним, поэтому начну с
повторения.
Следует помнить, что наш любимый инструмент по принципу
звукоизвлечения – ударный. Это является причиной того, что чистый
рояльный звук обладает непродолжительностью звучания и определённой
долей сухости. «Борьба с сухостью рояля принадлежит педали» - написала в
своей замечательной работе Н. Голубовская. В данном контексте разговор
будет идти о работе с правой педалью, которая является сильнейшим
средством воздействия на звук, придавая ему необходимые колористические,
тембровые, динамические нюансы. Техника исполнения на фортепиано
неразрывно связана с техникой педализации. Яков Мильштейн приводит
следующие советы К. Игумнова по педальной технике:
1. Пятка ноги должна упираться в пол и никогда не находиться в воздухе.
2. Педальная лапка нажимается только носком ноги, причем всегда очень
свободно и без напряжения.
3. Носок ноги никогда не должен терять контакта с педальной лапкой, он
должен как бы срастись с педалью.
4. Ногой не стучать, носок ноги не отнимать от педальной лапки, когда
последняя отпускается.
5. Всячески избегать зажатия мышц.
Очень важно брать педаль мягко, без шлепка и стука, и так же мягко
отпускать лапку. Тогда выработается правильный приём пользования
педалью без ненужных «шумовых» эффектов.
Освоение навыков педализации начинается в музыкальной школе.
Очень часто мы слышим при исполнении наших учеников педализацию,
вызывающую у нас недоумение. Студенты музыкальных колледжей тоже
далеко не всегда демонстрируют достойное искусство педализации. Как и
чему следует учить молодого музыканта, чтобы навык работы с педалью не
превратился в проблему?
Мы, педагоги, должны вооружить ученика школы точным пониманием
следующих вопросов.
1.
Основные виды педализации:
Прямая (танцевальная, ритмическая) и запаздывающая (педаль legato).
2.
Приёмы педализации, определяющиеся глубиной нажатия:
полная, неполная педаль, тремолирующая и т.п.
3.
Приёмы снятия педали:
мягкое, ориентированное на значение педального звука во фразе.
4.
Назначение и роль педали:
связующая, гармоническая, ритмическая, динамическая, колористическая,
тембровая (левая педаль) и …
5.
Выбор педализации по фактуре:
по мелодии, по гармонии, по басу.
«Педаль, как и звук, управляется слухом» - Генрих Нейгауз
Это высказывание, на мой взгляд, является прямым указанием и
руководством, как подходить к вопросу обучения навыкам педализации.
Научить ученика грамотной педализации возможно и необходимо. Главное, о
чем должен помнить педагог, что овладение этими навыками неразрывно
связано с музыкальным развитием ученика, формированием его отношения к
звукоизвлечению и активного
слухового самоконтроля.
Чтобы научить
ученика педализировать, необходимо научить его слышать.
«… педализация зависит не от ноги, а от уха» - В. Гизекинг.
Начальный этап
Когда следует начинать знакомить ученика с приёмами техники
педализации? Я думаю, этот момент наступает тогда, когда физический рост
ученика позволяет ему без напряжения достать до лапки педали. Этому
способствует и естественная любознательность ребёнка. Но начинать
использовать педаль в исполнительских целях возможно лишь тогда, когда
ребёнок начнёт осознанно слушать себя и овладеет в некоторой степени
навыком исполнения legato. Освоение педали начинается с работы с правой
педалью.
Основные задачи начального этапа:
- объяснить работу и действие механизма педали;
-помочь услышать, что происходит со звуком при игре с педалью;
-показать, как правильно располагать ногу на лапке педали;
- упражнения на пользование лапкой педали;
- познакомить с графическим обозначением педализации в тексте.
Не менее важная задача педагога – вооружить ученика необходимыми
знаниями и понятиями о том, какие цели может преследовать педаль, каково
её назначение в каждом конкретном случаи. Есть две главных и абсолютно
понятных
ребёнку
функции
педали.
Анализируя
музыкальную
ткань
произведения
при
изучении
пьес,
мы
сталкиваемся
с
физической
необходимостью использования педали. Это так называемая фактурно-
необходимая педаль.
Связующее
средство (объединение) – одна из
важнейших функций правой педали. Удлиняя фортепианный звук, правая
педаль позволяет соединять в единое целое разные элементы музыкальной
фактуры, что нельзя сделать просто пальцами. Обогащающая педаль – не
менее важная функция. С её помощью можно воздействовать на звуковую
наполненность, динамику, тембровую окраску. Именно эти качества педали
легче всего понимаются и используются учениками. Осмысление других
возможностей педали будет приходить к ученику постепенно в процессе
развития его слуховых представлений и пониманий, а также по мере
усложнения репертуара. Формирование и закрепление навыков и приёмов
педализации
должно
проходить
на
конкретных
звуковых
примерах,
педальных упражнениях через воспитание и развитие слуховых навыков.
В педагогическом репертуаре можно найти много упражнений и легких
пьес, которые дети играют на первом году обучения, в которых возможно
использование и отработка простейших начальных приемов педализации.
Просто
нажимать
и
отпускать
лапку
педали
ребёнку
неинтересно.
Необходимо сразу ориентировать его на тот или иной звуковой результат.
Хорошо для этой работы подходят упражнения и маленькие этюды из
сборника
Е.
Гнесиной
«Фортепианная
азбука».
В
нем
содержатся
упражнения и пьески на воспитание различных исполнительских навыков,
указаний на использование педали нет. Но многие из этих простых пьесок
можно приспособить и использовать как педальные упражнения (№№7, 8, 21,
29 и другие). Во многих хрестоматиях для 1 класса можно найти и выбрать
простые этюды (как правило, на перенос руки через октаву и т.п.), на
которых можно решать как вопросы организации свободы аппарата, так и
организации первичных навыков педализации. Каждый педагог по мере
накопления опыта работы может составить свою систему упражнений для
начинающих, направленную на освоение и развитие этого важного навыка.
Развитие навыков педализации
«Обучать педализации нельзя. Нужно воспитывать понимание музыки
и педальное чутьё» - Н. Голубовская.
Вопреки этому авторитетному мнению, мы, педагоги музыкальных
школ, обучаем учеников грамотно педализировать. В процессе обучения
необходимо формировать правильные музыкальные представления ученика о
стиле, жанре, образе, характере произведения, воспитывать умение слышать
исполняемую музыку, побуждая к естественной творческой необходимости
воспользоваться
педалью.
Развитие
навыков
педализации
должно
основываться на умении слышать в сочетании с пониманием цели и
возможности.
Задача
педагога
–
постепенно
вооружать
ученика
необходимыми знаниями и понятиями о том, какие задачи в каждом
конкретном
случаи
должна
решать
педаль,
какие
виды
и
приёмы
педализации можно использовать. «Педализация – дело интуиции. Но и она
требует предварительного обдумывания, в ней не должно быть ничего
случайного. Вот почему весьма полезно давать ученикам задание самим
проставить педаль в изучаемом произведении» Я. Мильштейн
Графическая запись педали почти всегда присутствует в нотных
текстах. Педагоги часто прибегают к тому, что прописывают педаль для
ученика самым точным образом. Это может и не самый лучший способ
развития навыка педализации, но без него не обойтись (увы!), особенно до
проявления творческой инициативы со стороны ученика. Текстовое указание
педали практически ничего не даёт исполнителю. Это всего лишь время
воздействия на лапку. Нигде не указывается глубина нажатия, мелкое
«дыхание», колористические мазки и т.п. Все эти навыки, их понимание,
потребность в использовании приходят позже и, к сожалению, не ко всем
учащимся.
Педагогу, работая с учеником над произведением, в момент выбора
педализации (педальная идея, как пишет Н. Голубовская) лучше прежде
всего опираться на свои знания и опыт, в последнюю очередь – на указание
педали, проставленное в тексте. За исключением, если эти указания
авторские, что встречается крайне редко в педагогическом репертуаре
музыкальной школы.
Пьесы
Именно при работе над пьесами ученики чаще всего впервые начинают
применять и в дальнейшем совершенствовать приёмы педализации. Как
правило, это пьесы спокойного характера, неторопливого движения, дающие
возможность обратить внимание ученика на качество звука. Ведь работа над
педализацией в отрыве от работы над звуком – это нонсенс. На первом этапе
это будет редкое использование педали, но по мере взросления ученика и
усложнения пьес использование педали будет всё более активным. Пьесы
составляют, как правило, самую любимую учеником часть изучаемого
репертуара.
Это
связано
с
ярко
обозначенной
образностью,
эмоциональностью
этих
произведений,
их
небольшим
размером,
позволяющим быстро овладеть текстом.
Современный педагогический
репертуар
для
учеников
школ
очень
разнообразен
и
богат.
Кроме
традиционных
классических
произведений
(П.
И.
Чайковский,
А.
Гречанинов, Э. Григ и другие), есть много авторов, чьи пьесы очень нравятся
детям своей яркостью, при этом, позволяют закрепить многие полезные
навыки, в том числе и педализацию. Очень показателен в этом плане сборник
«Детский альбом» Владимира Коровицына. По уровню сложности пьесы из
этого сборника могут быть использованы уже со 2 года обучения ребёнка
(«Первая проталина», «Весёлый марш», «Вальс Золушки», «Емеля на печке
едет») и старше. Без использования педали они будут звучать неинтересно,
вяло, тускло. Из опыта работы могу сказать, что ученики сами проявляют
инициативу в использовании педали, т.е. проявляется та самая творческая
потребность. Отталкиваясь от инициативы ребенка, можно интересно
формировать работу по решению звуковых задач с использованием приемов
педализации. Необходимо всегда помнить, что навык владения педализацией
нарабатывается на протяжении всех лет обучения и развития ученика.
«На разных уровнях развития мастерства – разная педаль» - Н. Голубовская
Полифония
Педализация в полифонических произведениях – это почти всегда
полемика.
Использование педали в концертных произведениях И. С. Баха - вопрос
из плоскости высокого исполнительского искусства. Вот абсолютно разные
мнения двух выдающихся музыкантов.
«Слушая музыку Баха с педалью, я чувствую себя строителем,
которому, вместо архитектурного плана, дали картину К. Моне «Руанский
собор».
В. Маргулис.
«Позволю себе высказать моё «еретическое мнение» о педали Баха.
Баха нужно играть с педалью, но умной, осторожной, чрезвычайно
экономной педалью. Конечно, бывает множество случаев, когда педаль
совсем неуместна. Но если бы играть всего Баха совершенно без педали (как
некоторые этого требуют) на нашем нынешнем фортепиано, то каким
обеднённым в звуковом отношении оно, казалось бы, по сравнению с
клавесином». Это слова Г. Нейгауза.
Вопрос
педализации
в
полифонических
произведениях
из
педагогического репертуара музыкальной школы следует рассматривать на
конкретных произведениях. Принято считать, что ученики школ должны
играть полифонию без педали.
Это не всегда так. Первые образцы
полифонических произведений, которые мы изучаем с учащимся 1-2 классов,
определяются как произведения с элементами полифонии. Чаще всего это
обработки народных песен (элементы подголосочной полифонии, каноны) и
пьесы контрастной полифонии (менуэты и другие старинные танцы). При
исполнении таких произведений использовать педаль не следует. Это можно
смело сказать и о пьесах из классического сборника «Нотная тетрадь Анны
Магдалены Бах». Произведения Ф. Г. Телемана, Г. Генделя, Д. Циполли
(фугетты, арии), более сложные пьесы И. С. Баха (Маленькие прелюдии и
фуги, Инвенции) тоже не требуют использования педали, если только не
возникает кратковременная необходимость соединить мелодическую линию
какого-либо голоса при нехватке пальцев (соединительная педаль).
В полифонических произведениях русских советских композиторов,
именующихся «Прелюдия и фуга» (С. Майкапар, Д. Кабалевский и другие),
педаль не всегда обозначена, но часто бывает необходима, особенно при
исполнении прелюдий.
Использование
педали
при
работе
над
полифоническими
произведениями полностью исключать нельзя. Педализация должна быть
точно продумана и иметь конкретное назначение с учетом стиля и характера
произведения.
Крупная форма
Знакомство с произведениями крупной формы чаще всего начинается с
традиционных вариаций. Это вариации на темы популярных народных песен:
-Литкова И. Вариации на тему песни «Савка и Гришка сделали дуду»
-Назарова Т. Вариации на тему песни «Пойду ль я, выйду ль я»
- Беркович И. Вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде» и другие.
В произведениях такого порядка использовать педаль необходимо,
даже, если указания отсутствуют. Чаще всего, это будет ритмическая,
динамическая,
обогащающая
педаль.
Всё
будет
зависеть
от
драматургического замысла ученика и педагога.
Сонатины и сонаты А. Диабелли, Я. Дюссека, Д. Чимароза и других
композиторов барочного стиля как правило не содержат указаний по
педализации, однако, возможно её применение в качестве ритмической
краски.
Сонатины и лёгкие сонаты М. Клементи, Ф. Кулау, Й. Гайдна, В.
Моцарта, Л. Бетховена используются в репертуаре учащихся средних и
старших классов, когда ученики уже обладают первичными навыками
пользования педалью. Текстовые указания педали в них необходимо
рассматривать с учетом стиля, характера и личности редактора. В первую
очередь это относится к произведениям В. Моцарта, Л. Бетховена. В
произведениях композиторов более современных стилей педаль используется
более активно и рассматривается в каждом конкретном случаи.
Этюды
О концертных этюдах, не входящих в репертуар учеников музыкальной
школы (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, А. Скрябин и другие) говорить не
стоит. Учащиеся школ играют инструктивные этюды, имеющие своё
конкретное назначение. Не часто, но в них встречаются редакторские
указания
педализации.
К
ним
следует
присмотреться
и
оценить
целесообразность использования.
Советы мастеров
«…искусство педализации есть прежде всего умение играть без педали»
А. Гольденвейзер
«Хорошая педализация – три четверти хорошей игры на фортепиано»
А. Рубинштейн
«…дурно и бессмысленно вводить педальные эффекты в музыку, созданную
в те годы, когда педаль ещё не была изобретена».
В. Гизекинг
«Если звук должен тянуться, то важно не передоверять его педали».
Э. Гилельс
«Правильной педали вообще нет. Что пригодно для одного композитора,
совершенно не пригодно для другого»
Г. Нейгауз
«В педализации всегда присутствует импровизационное начало»
Н. Голубовская
«…тот, кто слепо доверяет педали, прописанной всякими редакторами,
неизбежно попадет впросак; я это слишком хорошо знаю, как учитель»
Г. Нейгауз
«Умные ноги требуют умных рук, а это всегда совпадает, так как основа
всего – умные уши»
Н. Голубовская.
Рекомендуемая литература
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано
Голубовская Н. Искусство педализации
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры
Филипп Г. Искусство педализации.