Напоминание

«Путешествие по стране «Права человека»


Автор: Милешина Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом (смешанный) № 25"
Населённый пункт: город Светлоград
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Путешествие по стране «Права человека»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект занятия

«Путешествие по стране «Права человека»

Цель: формировать правовую культуру воспитанников через проигрывание

игровых ситуаций. Профилактика противоправного поведения.

Задачи:

- повышать и закреплять правовые знания воспитанников;

- развивать умение вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свою точку

зрения, анализировать поступки других;

- оказать помощь в осмыслении практического применения действующих

законов;

- предупредить опасность необдуманных действий, свойственных

подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Форма проведения: игра

Оборудование: бланки и карточки с заданиями (по количеству участников),

листы бумаги, ручки, компьютер

Участники: воспитанники в возрасте 15-17 лет

Ход игры:

1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих,

эмоциональный настрой на занятие, сообщение темы), 2-5 минут.

Социальный педагог:

Ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по стране

«Права человека». Ведь благодаря праву человек получил возможность не

только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и

требовать соблюдения своих прав. Наше путешествие будет проходить в

форме игры. На каждом этапе нашего путешествия мы будем говорить о

правах, законах, ответственности,

постараемся вспомнить, закрепить ваши

правовые знания, а может кто-то и приобретет новые знания о своих правах, и

выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.

2. Основная часть (прохождение этапов игры) 10-15 минут

Социальный педагог:

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много

прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед

обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и

развития его личности. Знание прав человека - это необходимость реальной

жизни каждого. Знать свои права нужно для того, чтобы уметь правильно

адаптироваться и жить в современном обществе, уметь отстаивать свои права и

бороться за них, так как они являются основой свободы, справедливости и

мира. Для того чтобы пройти первый этап нашего путешествия давайте

вспомним, что включает в себя понятие «Права человека» (ответы детей).

Упражнение № 1 «Права и обязанности» (приложение 1)

Социальный педагог:

Ребята наше первое задание называется «Права и обязанности». На столе

перед

вами

лежат

карточки

«Права

и

обязанности».

Вам

нужно

из

предложенных определить, что относится к правам, а что к обязанностям.

(воспитанники выполняют задание, идет обсуждение).

Социальный педагог:

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по

каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная

ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и

обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они

чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать

права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.

Упражнение № 2 «Азбука правоведа» (приложение 2)

Ребята, я прошу Вас выбрать себе по одной карточке. На карточке

описана одна жизненная ситуаций. Вам необходимо разобрать эту ситуацию,

аргументировать свою точку зрения и сделать вывод.

(воспитанники выбирают карточки, идет обсуждение ситуаций).

Социальный педагог:

Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать.

Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни

один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых

норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ.

Упражнение № 3 «Азбука правоведа» (приложение 3)

Педагог зачитывает ребятам правонарушения. Задача детей, определить

какой

вид

юридической

ответственности

наступает

в

этих

случаях.

(воспитанники выполняют задание, вступают в дискуссии).

3. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия), 5 – 7 минут

Социальный педагог:

А в заключении, я хочу вам показать еще одну интересную историю (идет

показ видеоролика «Притча о бабочке»).

Вывод: каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Как

говорил французский философ ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают

преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Мы все должны

жить по правилам, которые заложены в нашем обществе. Которые определены

обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом

обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и

порядка!

А сейчас мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Предлагаю

вам закончить по цепочке предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я смогу…

.

Приложение 1

1.

Бесплатное образование.

2.

Жить и воспитываться в семье.

3.

Имя, фамилия, отчество.

4.

Медицинская помощь.

5.

Уважать мнение всех учащихся и учителей.

6.

Забота о сохранении исторического культурного наследия.

7.

Защита личной собственности.

8.

Соблюдение

правил

поведения,

установленных

в

образовательных

учреждениях, дома и в общественных местах.

9.

Участие в выборах.

10.Защита от эксплуатации.

11.Отдых и досуг.

12.Соблюдение ПДД, ППБ, а также технике безопасности.

13.Беречь школьное имущество.

14. Уважение человеческого достоинства.

15.Получение основного общего образования.

16.Личную

жизнь,

семейная

жизнь,

неприкосновенность

жилища,

тайну

переписки.

17.Получение паспорта гражданина РФ.

18.Распоряжение своим заработком, стипендией, иными доходами.

19.Специальная охрана и защита.

Приложение 2

Ситуация 1

А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии

выяснилось,

что

Веселов

не

может

присутствовать

на

церемонии

бракосочетания, поскольку он студент мореходного училища и в это время

будет

находиться

в

открытом

плавании.

Чтобы

не

переносить

уже

согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на

имя своего близкого друга С. Аринина, в котором уполномочивал его на

заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли

зарегистрирован брак?

Ситуация 2

Два подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение

телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который

обязаны

были

внести

родители

подростков.

Определить

форму

вины

подростков и почему мерам воздействия подверглись не они, а их родители?

Ситуация 3

Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует,

чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой

ответ обоснуйте.

Ситуация 4

Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана? Ваши

действия.

Ситуация 5

Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После

звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный

телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С

какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

Ситуация 6

Обвиняемый В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в

общественном месте, беспричинно выражался грубой нецензурной бранью, чем

нарушил общественный порядок и выражал явное неуважение к обществу.

Какое правонарушение совершил гражданин В.?

Ситуация 7

В лютый мороз ребёнка не пустили в школу из-за того, что он был один

не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так

как дома у него не было. Вечером он всё рассказал маме, и она пошла к

директору,

на

что

директор

ответил,

что

их

школа

предусматривает

специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.

Нарушаются ли права ребёнка? Какие?

Ситуация 8

К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его

за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями.

Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему

поступить в данной ситуации.

Приложение 3

1. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

2. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная

ответственность).

3. Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).

4. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная

ответственность).

5. Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная

ответственность).

6. Ученик рисует на парте (гражданско-правовая)

7. Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).

8. Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

9. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная

ответственность).

10. Ученик нахамил учителю во время урока (административная

ответственность).

11. Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения

(административная).

12. Ребята избили одноклассника (уголовная).

13. Ученик прогулял занятия в школе (дисциплинарная).

Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за

советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст,

жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил

опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал

целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу

мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или

мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю

бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец

скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и

невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник,

поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в

ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Актуальность: проведения мероприятий такого плана, заключается в том, что

в

современных

условиях

именно

правовое

воспитание

подрастающего

поколения является важнейшим фактором развития личности, становления

гражданского

общества

и

демократического

правового

государства

в

современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом

согласии друг с другом и с государством.



В раздел образования