Автор: Орехова Екатерина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 НСП
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: " Водичка, водичка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной
образовательной деятельности по
образовательной области познание
в средней группе
«ВОДА»
Подготовил:
Воспитатель
МБДОУ №21 «Золотые зёрнышки»
НСП «Соловушка»
Орехова Е.В.
Цель: Познакомить со свойствами воды
Задачи:
1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении
2. Познакомить со свойствами воды
3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять
кругозор детей
4. Воспитывать бережное отношение к воде
5. Формировать навыки экспериментирования
Оборудование: волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со
звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки,
стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.
Ход:
Дети входят в группу.
В:Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном
настроении.
Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте
поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются.)
А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.
Прошу вас собраться в кружок.
Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за
воспитателем).
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты- мой друг (дети встали в круг и взялись за руки).
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята ,давайте с вами поздороваемся веселой песенкой:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.
Здравствуй, носик, бум-бум-бум.
Здравствуйте, ребятки!
В: Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла-
Только в садик я зашла,-
Сундучок я здесь нашла.
А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.
(воспитатель достает «сундучок»- небольшую коробочку).
Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения
детей)
В:Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки
узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки,
чтобы нам было легче угадать.
Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука
льющейся воды).
Дети высказывают свои предположения.
В: Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.
Нужно отгадать загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
Дети: …. воды!
В: Так что же в сундучке?
Д: Вода!
В: Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с
воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)
В: Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это
действительно вода.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию,
где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем
изучать воду, какие свойства она имеет.
Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять:
1 Слушаем внимательно воспитателя.
2 Разговариваем вполголоса.
3 После каждого опыта не забываем делать вывод.
В: Прошу вас одеть фартучки.
(Дети проходят в «лабораторию», надевают фартучки.)
Опыт №1
В: Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.
Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными
стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)
В: Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в
стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)
В: Что мы видим? Ваши предположения?
Д: Мы видим воду.
В: А какая она?
Д: Чистая, прозрачная
В: Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение
закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ,
прозрачная вода или нет. Вы согласны?
Дети: Да!
В: Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица
прозрачная?
Д: Нет!
В: Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети
берут пуговицы и опускают в воду)
В: Что мы видим?. мы пуговицу видим?
Д: (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде
видны).
Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли
определить глаза.
В: Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно
проведенным экспериментом, где мы с вами доказали, что вода прозрачная!
И что помогло нам увидеть это?
Д: Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная.
В: Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас
возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.
В: Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю
вас к опыту №2
Опыт №2
В: Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта
к следующему столу нашей лаборатории.
На втором столе стаканчики с водой.
В: Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет
ли вода запах. А как мы можем это определить?
Д: Мы можем понюхать
В: Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом. Для
этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду
в стакане. (дети нюхают воду)
В: Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода
не имеет запаха.)
Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.
В: Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы
выяснили, что вода не имеет запаха! У меня остался в этом эксперименте
один вопрос, что помогло нам определить, что вода без запаха?
Д: Нам помог наш нос.
В: Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение –
карточку с изображением носа.
В:Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем
еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы
еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая
интерес)Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с
оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего
опыта.
Дети подходят к столу.
Опыт №3
В: Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам
определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?
Д: высказывают свои предположения.
В: Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?
Д: Мы можем попробовать воду.
В: Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по
стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы
помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в
спокойной обстановке.
Дети пробуют воду.
В: Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус?
Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса.
В: Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что
нам помогло в этом?
Д: Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы
ее попробовали.
В: Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное
обозначение.
Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я
приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных
опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
В: Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей
лаборатории для ученого совета.
Дети садятся на стульчики.
В: Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших
опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами
должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут
карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?
Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?
Д: Сегодня мы узнали, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса.
В: А как мы узнали, что вода прозрачная? Что помогло нам определить
это?
Д: Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли
увидеть нам наши глаза.
В: Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?
Д:Глаза.
В: Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?
Д: Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха. Мы ее
понюхали. Нам определить это помог наш нос.
В: Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.
В: Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте?
Что нам помогло?
Д: В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса. Нам помог рот и
язычок. Мы пробовали воду.
В: Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное
обозначение.
На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась
загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда.
Дети рассматривают, берут в ладошки.
В: Что же это такое?.
Д: Это лед.
В:А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю
встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести
опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое?
В: Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для
проведения опытов со льдом?
Д: ДА!
В: Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно
складываем их на стульчики.
В: В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», за успешное проведение научных опытов.
Вручение сертификатов.