Напоминание

«Занимательные опыты и эксперименты»


Автор: Киртока Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности
Тема: «Занимательные опыты и эксперименты»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД 37 «КОЛОКОЛЬЧИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Естественнонаучной направленности

«Занимательные опыты и эксперименты»

(наименование программы)

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы 2

года

Количество часов в год 72 ак.ч

Автор-составитель программы:

Киртока Надежда Сергеевна

воспитатель

(Фамилия, имя, отчество

полностью, должность)

Сургут 2020

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательные опыты

и эксперименты» относится к естественнонаучной направленности, является одной из

программ по реализации задач всестороннего, гармоничного развития дошкольников.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного

образования детей» от 04.07.2014г. №41;

4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»

Актуальность программы

Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех

которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы

дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития

экологической культуры ребёнка. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии

экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том

числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок

начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное

отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций

личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании

неразрывности с ней. Востребована творческая личность, способная к активному познанию

окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже

в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное

исследовательско – творческое отношение к миру. Детское экспериментирование как форма

деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным

средством развития важных качеств личности, как творческая активность,

самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества

способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе

наравне с взрослыми возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада,

проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7

лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Экспериментальная

деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые

впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее

он развивается. Программа построена таким образом, чтобы дети могли получить новые

сведения, новые знания на получение продуктов творчества и на развитие творческого

воображения. Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию,

образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы заключаются в организации

посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для

формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» является программой с

естественнонаучной направленностью. Разработана в соответствии с основной

образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №37 "Колокольчик", на

основе методических пособий Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова «Познавательно-

исследовательская деятельность дошкольников»; А.И. Ивановой «Методика организации

экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; С.Н. Николаевой «Юный

эколог», а также «Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного

возраста» под редакцией О.В. Дыбиной.

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее

известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация

практического и диагностического материала именно для старших дошкольников

Цель Программы:

Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно

экспериментальную деятельность.

Задачи программы:

Личностные:

-Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности.

-

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью

наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

-

Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении

физических экспериментов.

Метапредметные:

-

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в

окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.

-

Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения

и творческой активности.

-

Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем

включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Образовательные:

-

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности

анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и

явлений окружающего мира;

-

Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,

делать простейшие обобщения.

Отличительная особенность программы.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,

обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его

индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС ДО. В Программе отсутствуют

жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Адресат программы.

Дети 5-7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения, желающие получить

дополнительные услуги в сфере экологического воспитания.

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» разработана с учетом возрастных

особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Объемы и сроки освоения программы.

Общеразвивающая программа «Занимательные опыты и эксперименты» разработана на 2

года обучения.

Программа является разновозрастной и учитывает возрастную дифференциацию. Группа

первого года обучения комплектуются из детей 5-6 лет (старшая группа); второго года

обучения из детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает

комплекс тем. Она развивается по принципу развития спирали, но каждый раз на новом

уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и

программа в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с

последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.

Формы обучения.

Основная форма организации образовательной деятельности – занятие. В процессе занятия

используется коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Программой

предусмотрена очная форма обучения (Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 2, ст.17,)

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия организуются в форме партнерской деятельности с воспитателем, где он

демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность

проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный

участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у

ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то

не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует

эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда

вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения)

включение детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного

для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель

привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.

Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета

исследования.

Детям предоставляется возможность экспериментировать самостоятельно. Обсудив

полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из

этого получается. Результатом опыта будет формулирование причинно-следственных связей.

Режим занятий.

Срок реализации программы «Занимательные опыты и эксперименты» - 2 учебных года.

Учебный год состоит из 36 учебных недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю

.

Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 25 минут, с детьми 6-7 лет не более 30

минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления

причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав

группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных

причин.

Возраст воспитанников

5-6 лет (старшая группа);

6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Количество часов в неделю

5-6 лет – 2 акад. час;

6-7 лет – 2 акад.час.

Количество часов в месяц

5-6 лет – 8 акад. час;

6-7 лет – 8 акад.час.

Общее количество часов в год

5-6 лет – 72 акад.час.;

6-7 лет – 72 акад.час.

Количество детей: в зависимости от количества детей в группе.

Планируемые результаты Программы

В результате реализации Программы обучающиеся получат: опыт защиты природной среды

и соблюдения правил грамотного поведения в природе; эстетическое восприятие природы,

знания правил безопасного взаимодействия человека с окружающей средой; понимание сути

экологических проблем и осознание ответственности каждого человека за сохранность

планеты. развитие у детей индивидуальных творческих способностей; навыки социальной

активности;

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Старшая группа (с 5 до 6 лет):

Группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), осязаемые

свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.).

Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций

величин данных параметров.

Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные

фигуры.

Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма,

размер, материал и т.п.).

Подбирает предметы по одному - двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет

обследовательские действия.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет):

-

Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет

и т.п.).

Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные

фигуры.

-

Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма,размер,

материал и т.п.).

-

Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет

обследовательские действия.

Личностные результаты освоения программы:

-

знать основы экологических знаний о живой и неживой природе;

-

основы о взаимосвязи животного и растительного мира;

-

названия самых распространенных растений, животных, насекомых;

-

время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в

месяце,дней в неделе, часов в дне.

-

отличать деревья от кустарников;

-

называть явления природы;

-

уметь участвовать в беседе.

Метапредметные результаты освоения программы:

-

владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

-

иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

-

владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать

картинку,рассказать);

-

ориентироваться во времени.

-

основные признаки времен года;

-

правила поведения в природе;

Предметные результаты освоения программы:

-

называть времена года, отмечать их особенности;

-

знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

-

знать о значении солнца, воздуха и воды для животных и растений;

-

бережно относиться к природе;

-

выполнять правила личной гигиены;

-

вести наблюдения в природе;

-

ухаживать за комнатными растениями;

-

обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и

улучшениясостояния окружающей среды.

Формы аттестации.

Виды диагностики и контроля по срокам: вводная диагностика – в начале обучения,

итоговая – при завершении обучения.

Диагностика заключается в выявлении уровня компетентности обучающихся в результате

освоения дополнительной образовательной программы.

По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии

дошкольников в тот или иной возрастной период.

Форма проведения диагностики - итоговое занятие, викторины, беседы с детьми по

картинкам.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком

необходимыми навыками и умениями:

-

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не

принимает.

-

2 балла - ребенок не может выполнить все параметры оценки, с помощью взрослого.

-

- 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

-

аналитический материал, фото, проекты, грамоты и другие наградные документы;

-

табель посещаемости;

-

методическая разработка,

-

портфолио обучающегося,

-

публикации в СМИ,

-

отзывы родителей,

-

диагностика умений и навыков.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

- выставки,

-

участие в конкурсах, олимпиадах,- мастер-классы.

Материально-техническое оснащение:

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе

преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с

требованиями СанПин 2.4.1.3049 -13 (утверждено постановлением Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26). Учебное оборудование группы

включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа

наглядных пособий.

Основное оборудование и материалы:

Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы,

разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:

пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по

составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки,

скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и

овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки,

проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки –

вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы:

Гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка,

вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное

масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки,

сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для

коктейля.

Игровое оборудование:

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен

соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь

материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов,

рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация

лаборатории осуществляется с помощью родителей.

Организация ППРС:

Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического

взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную

активность всех детей группы.

Предметно пространственная развивающая среда к реализации Программы

создавалась в соответствии ФГОС ДО так, чтобы реализация Программы:

-

гарантировала охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

-

обеспечивала эмоциональное благополучие детей;

-

способствовала профессиональному развитию педагогических работников;

-

создавала условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

-

обеспечивала открытость дошкольного образования;

-

создавала условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной

деятельности.

ППРС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства группы. Среда содержательно насыщена, трансформируема,

полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря обеспечивают:

-

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с

песком и водой);

-

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

-

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным

окружением;

-

возможность их самовыражения.

Трансформируемость пространства даёт возможность изменений

предметнопространственной развивающей среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов даёт возможность разнообразного использования

различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких

модулей, ширм и т.д.

Информационное обеспечение программы

-

Магнитофон;

-

Компакт диски;

-

Принтер,

-

Ноутбук,

-

Мультимедийный проектор,

-

Экран,

-

Компьютерные презентации.

2. Содержание программы. Учебный план.

Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа.

№ п/

п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1.

Вода.

1.1.

Опыты с водой (знакомство со

свойствами и качеством). Игры с

брызгалками.

2

1

1

Проектно-

исследовательская

работа

1.2.

Рассматривание глобуса.

1

1

1.3.

Слушание музыки (журчит ручей,

капает дождь, бушует море).

1

1

1.4.

«Цветная вода».

1

1

1.5.

Экскурсия к речке, пруду.

2

2

1.6.

Пускание корабликов. Чтение

художественной литературы «Куда

делась вода после дождика».

2

1

1

1.7.

Опыты: «Откуда в небе облака?»,

«Откуда берется вода?».

2

1

1

1.8.

Презентация «Грибной дождь,

ливень».

1

1

1.9.

Почему говорят «как с гуся вода»?

1

1

2.

Почва.

2.1.

Что у нас под ногами?

1

1

Наблюдение

2.2.

Где растения быстрее получают

воду?

1

1

Наблюдение

2.3.

Презентация «Как «болеет» почва?»

1

1

Беседа

2.4.

Презентация «Могут ли животные

жить в земле»?

1

1

Беседа

3.

Снег.

3.1.

Рассматривание снежинок через

лупу.

1

1

Наблюдение

3.2.

Создание альбома «Волшебные

кристаллики – снежинки».

2

2

Беседа

3.3.

Опыты со снегом. Постройка снежной

фигуры.

2

2

Беседа

3.4.

Иней. Наблюдение за деревьями.

1

1

Наблюдение

4.

Лед.

4.1.

Образование сосулек.

2

1

1

Наблюдение

4.2.

Опыты: «Почему лед скользкий?».

Ледяная рубашка.

1

1

Беседа

5.

Свет.

5.1.

Световой луч.

1

1

Беседа

5.2.

Живые тени.

1

1

Беседа

5.3.

Части суток.

1

1

Беседа

6.

Электричество.

6.1.

Как увидеть и услышать электричество?

1

1

Беседа

7.

Вес.

7.1.

Презентация «Почему все падает на

землю?»

1

1

Беседа

7.2.

Опыты: «Как измерить вес?»

1

1

Наблюдение

8.

Магниты.

8.1.

Магнетизм. Магнитные силы.

2

2

Беседа

8.2.

Необычная скрепка.

1

1

Исследовате

льская

работа

8.3.

Опыты: «Испытание магнита».

2

1

1

Исследовате

льская

работа

9.

Воздух.

9.1.

Свойства воздуха.

1

1

Проектно –

исследовател

ьская работа

9.2.

Опыты: «Воздушный шар, мыльный

пузырь – что общего?».

2

1

1

9.3.

Опыты: «Можно ли поймать воздух. Буря

в стакане воды».

1

1

9.4.

Попробуем взвесить воздух.

1

1

10.

Звук.

10.1.

Свойства звука.

1

1

Беседа

10.2.

Как распространяется звук?

2

1

1

Беседа

10.3.

Как появляется песенка?

1

1

Беседа

10.4.

Опыты со звуком.

1

1

Исследовате

льская

работа

10.5.

Где живет эхо.

1

1

Беседа

11.

Песок. Камни.

11.1.

Опыты: «Вода двигает камни и меняет

объем жидкости при замерзании».

2

1

1

Проектно -

11.2.

Какими бывают камешки.

2

1

1

исследовател

ьская работа

11.3.

Песчаный конус.

1

1

11.4.

Свойства мокрого песка.

1

1

12.

Комнатные растения.

12.1.

Наблюдение за комнатными растениями.

1

1

Проектно –

исследовател

ьская

деятельность

12.2.

Строение. Взаимосвязь живого и

неживого.

1

1

12.3.

Куда тянутся корни. Как растение ищет

свет.

1

1

12.4.

Волшебные семена.

1

1

12.5.

Есть ли у растения органы дыхания.

1

1

12.6.

«Носит одуванчик разный сарафанчик».

1

1

13.

Солнечный свет.

13.1.

Опыты с солнечным зайчиком.

2

1

1

Беседа

13.2.

Радуга на стене.

1

1

Наблюдение

13.3.

Какой бывает свет?

1

1

Беседа

14.

Насекомые.

14.1.

Муха – цокотуха.

2

1

1

Проектно –

исследовател

ьская

деятельность

14.2.

Значение живой и неживой природы для

насекомых.

2

1

1

15.

Свойства различных предметов.

15.1.

Экскурсия к водоему (измерение воды,

фильтрация воды)

2

1

1

Беседа

15.2.

Твердое – жидкое.

1

1

Беседа

15.3.

Как измерить тепло?

1

1

Беседа

Второй год обучения в подготовительной к школе группе

(6-7 лет) – 72 часа.

№ п/

п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1.

Песок. Глина.

1.1.

Песочная страна. Свойства песка.

2

1

1

Наблюдени

е

1.2.

Глина. Какая она?

1

1

Наблюдени

е

1.3.

Опыт с песком и глиной.

1

1

Беседа

1.4.

Знакомство с песочными часами.

1

1

Беседа

2.

Ветер.

2.1.

Ветер, ветер, ты могуч…

1

1

Проектно –

исследоват

2.2.

Как образуется ветер?

1

1

ельская

работа

2.3.

Можно ли играть при сильном ветре?

1

1

3.

Воздух.

3.1.

Этот удивительный воздух.

1

1

Проектно –

исследоват

ельская

работа

3.2.

Чем пахнет воздух. Как определить

чистоту воздуха.

2

1

1

3.3.

Значение воздуха для растений,

насекомых.

1

1

3.4.

Воздух – невидимка.

1

1

3.5.

Опыты: «Теплый и холодный воздух. Его

свойства».

2

1

1

3.6.

Опыты: «Есть ли воздух в воде?»

1

1

4.

Вода.

4.1.

Вода. Ее свойства.

1

1

Беседа

4.2.

Пар – это тоже вода.

1

1

Наблюдени

е

4.3.

Круговорот воды в природе.

1

1

Беседа

4.4.

Опыты: «Веселые сестрички – капелька,

снежинка, льдинка».

1

1

Беседа

4.5.

Образование облаков.

1

1

Беседа

4.6.

Синий иней лежит на проводах.

1

1

Наблюдени

е

4.7.

Опыты: «Различия между снегом и

инеем».

2

1

1

Наблюдени

е

5.

Магнит.

5.1.

Магнит. Его свойства.

1

1

Беседа

5.2.

Магнитные свойства Земли.

1

1

Беседа

5.3.

Компас.

1

1

Беседа

5.4.

Опыты: «Притягивает – не притягивает».

2

1

1

Беседа

6.

Термометр.

6.1.

Термометр и температура. Виды

термометров.

2

1

1

Беседа

6.2.

Опыты: «Что можно измерить

термометром».

1

1

Беседа

7.

Звук.

7.1.

Звук. Его источник и распространение.

1

1

Беседа

7.2.

Опыты: «Какие бывают звуки. Способы

восприятия звуков человеком и

животными».

1

1

Наблюдени

е

7.3.

Спичечный телефон.

1

1

Беседа

7.4.

Как появилась игра «Сломанный

1

1

Беседа

телефон».

8.

Соль.

8.1.

Волшебница соль. Ее свойства.

1

1

Проектно –

исследоват

ельская

работа

8.2.

Способы добычи соли.

1

1

8.3.

Применение соли.

1

1

8.4.

Опыты: «Для чего нужна соль?»

1

1

9.

Электричество.

9.1.

Электричество. Его виды.

1

1

Беседа

9.2.

Проводники и диэлектрики.

1

1

Беседа

9.3.

Устройство электрических приборов.

1

1

Исследоват

ельская

работа

9.4.

Правила безопасности при

взаимодействии с электричеством.

2

1

1

Беседа

9.5.

Опыты безопасного использования

электрических приборов.

2

1

1

Наблюдени

е

9.6.

Что такое молния. Гроза – проявление

электричества в природе.

1

1

Беседа

10.

Стекло.

10.1.

Стекло. Его свойства.

2

1

1

Беседа

10.2.

Опыты со стеклянными предметами.

1

1

Беседа

10.3.

Рассматривание предметов через цветное

стекло.

2

1

1

Беседа

11.

Вес.

11.1.

Взвешивание предметов.

1

1

Беседа

11.2.

Знакомство с напольными весами.

1

1

Беседа

11.3.

Опыты определения веса разных

предметов.

1

1

Беседа

12.

Солнечный свет.

12.1.

Солнечный зайчик.

1

1

Наблюдени

е

12.2.

Опыты: «Догони солнечного зайчика».

1

1

Беседа

12.3.

Роль солнца в жизни всего живого.

1

1

Беседа

12.4.

Солнечные часы.

1

1

Наблюдени

е

13.

Время.

13.1.

Что такое время. Как его измерить.

1

1

Беседа

13.2.

Части суток. Времена года.

1

1

Беседа

13.3.

Календарь.

1

1

Беседа

13.4.

Какие бывают часы.

1

1

Беседа

14.

Почва.

14.1.

Почва. Ее влияние на рост растений.

1

1

14.2.

Способы размножения растений.

2

1

1

Проектно –

исследоват

ельская

работа

14.3.

Где лучше растут растения.

1

1

14.4.

Как растения добывают воду.

1

1

14.5.

Опыты: посадка семян, лука.

2

1

1

14.6.

Условия для роста растений.

1

1

Содержание учебного плана.

Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа.

На вводном занятии дети знакомятся с содержанием курса работы объединения.

Блок занятий «Вода» (13 часов)

Дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое). Формировать

понятие – неживая природа. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Познакомить со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса,

растворяет некоторые вещества). Значение воды в жизни растений и животных.

Блок занятий «Почва» (4 часа)

Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Что у нас под ногами? Где

растения быстрее получают воду? Как болеет почва? Определение сухой и влажной почвы.

Первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой

земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества.

Блок занятий «Снег» (6 часов)

Сезонное явление – снегопад. Изменения в природе зимой. Понятие об образовании узоров

на окнах. Знакомства со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду (ветреную,

теплую, холодную). С чем можно сравнить снег? Загрязнение снега и воды.

Блок занятий «Лед» (3 часа)

Влияние температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед

скользкий? Образование сосулек.

Блок занятий «Свет» (3 часа)

Световой луч. Живые тени. Показать значение света. Природные источники света – солнце,

луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как

образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Блок занятий «Электричество» (1 час)

Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку.

Гроза

проявление

электричества

в

природе.

Появление

электрической

лампы.

Электроприборы.

Блок занятий «Вес» (2 часа)

Познакомить детей с тем, как можно измерить вес предметов.

Блок занятий «Магниты» (5 часов)

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита. Помочь

выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Действия магнитных сил Земли.

Выявление свойств материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность

приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).

Блок занятий «Воздух» (4 часа)

Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения

воздуха,

некоторыми

свойствами

(упругость).

Как

влияет

загрязнение

воздуха

на

окружающую среду. Закрепить представления о том, что людям и всему живому необходим

чистый свежий воздух, попробовать ощутить различия комнатного и свежего воздуха.

Воздух есть во всем. Воздух имеет вес.

Блок занятий «Звук» (5 часов)

Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука:

колебание предмета. Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков

(частота звуков). Подвести к пониманию возникновения эхо.

Блок занятий «Камни» (4 часа)

Познакомить детей со свойствами камней. Умение обследовать камни с помощью органов

чувств. Камни отличаются по составу, прочности. Сравнение камня с глиной, пластилином.

Блок занятий «Комнатные растения» (6 часов)

Растение – целостный организм, где каждая часть – орган выполняет определенную

функцию. С помощью опыта показать движение воды по стеблю. Органы дыхания у

растения. Растение ищет свет. Растение выделяет кислород. Уход за комнатными

растениями.

Блок занятий «Солнечный свет» (4 часа)

Формировать представление о том, что солнце является источником тепла и света.

Познакомить с механизмом образования цветов. Понятие «световая энергия». Из каких

цветов состоит солнечный луч.

Блок занятий «Насекомые» (4 часа)

Виды насекомых. Значение живой и неживой природы для насекомых. Где обитают

насекомые. Чудесные превращения насекомых (гусеница – бабочка). Польза и вред

насекомых.

Блок занятий «Свойства различных предметов» (4 часа)

Некоторые виды природных водоемов. Познакомить детей с процессами очистки воды

разными способами. Знакомство детей с твердыми и жидкими предметами. Познакомить с

понятием «температура».

Второй год обучения в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) – 72 часа

Блок занятий «Песок. Глина» (5 часов)

Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость

воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость,

проводимость воды, прочность) и применением. Может ли растение расти на глинистой

почве. Может ли песок двигаться.

Блок занятий «Ветер» (3 часа)

Расширить знания детей о явлениях природы. Как образуется ветер? Как определить силу

ветра? Воздействие ветра на окружающую среду. Способ появления ветра в комнате.

Блок занятий «Воздух» (8 часов)

Дать детям понятие о движении воздуха. На примере опыта показать, как можно обнаружить

его движение. Дать представления об источниках загрязнения воздуха. Формировать

желание заботиться о чистоте воздуха. Воздух обладает упругостью. Понять, как может

использоваться сила воздуха. Значение воздуха для растений и насекомых. Свойства теплого

и холодного воздуха.

Блок занятий «Вода» (8 часов)

Закрепить знания о свойствах воды. Подвести детей к пониманию того, что вода может быть

в трех состояниях (твердое, жидкое, газообразное). Значение воды в жизни растений и

животных. Круговорот воды в природе. Дать представления о том, что чистая вода не имеет

запаха. Влияние температурных изменений на свойство воды.

Блок занятий «Магнит» (5 часов)

Магнитные свойства Земли. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде

и на воздухе. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита

сильнее притягивает металлические предметы.

Блок занятий «Термометр» (3 часа)

Познакомить с понятием «температура». Формировать представление о приборе для

измерения

температуры

термометре,

сравнение

разных

видов

термометров.

Концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного

тела.

Блок занятий «Звук» (4 часа)

Источники звука и распространения. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Распространение звуковых волн. Возникновения эхо. Познакомить детей с простейшим

устройством для передачи звука на расстоянии («Спичечный телефон»).

Блок занятий «Соль» (4 часа)

Формирование представления детей о соли, ее свойствах. Способы и места добычи соли. На

примере опыта показать действие соли (для чего посыпают снег солью). Познакомить детей с

понятием «засоленная почва». Полезна ли соль растениям, которую человек использует в

пищу (растения и человек используют разные виды соли). На примере опыта получить

искусственный соленый иней.

Блок занятий «Электричество» (8 часов)

Виды электричества. Проводники и диэлектрики. Устройство электрических приборов.

Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. Гроза – проявление

электричества в природе. Правила поведения во время грозы. Помочь детям понять

природные явления – гром и молния.

Блок занятий «Стекло» (5 часов)

Свойства стекла. Цветное стекло. Познакомить детей со способом получения стекла.

Правила работы со стеклом. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее

изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам

рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают

предметы.

Блок занятий «Вес» (3 часа)

Определение веса разных предметов. Способы взвешивания предметов. Знакомство с

напольными весами.

Блок занятий «Солнечный свет» (4 часа)

Помочь детям понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Познакомить детей с понятием «Световая энергия»; показать степень ее поглощения,

разными способами.

Блок занятий «Время» (4 часа)

Что такое время. Как его измерить. Части суток. Формировать понятие о смене времени года.

Уточнить представления об особенностях каждого времени года. Календарь. Какие бывают

часы. Для измерения времени.

Блок занятий «Почва» (8 часов)

Обработка почвы перед посевными работами. Создание необходимых условий для роста

растений. Влияние почвы на рост растений. Факторы внешней среды, необходимые для роста

и развития растений (вода, свет, тепло). Способы размножения растений. Где лучше растут

растения (глиняный горшок хуже пластмассового: в нем почва быстро засаливается, корни в

основном располагаются около стенок горшка). Как растение добывает воду?

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы

естественнонаучной направленности «Занимательные опыты и

эксперименты».

Учебный год с 1.09. 2019 по 31.05.2020. 36 недель

Количество учебных дней 72 дня

Продолжительность зимних каникул 01.01.2019-10.01.2020

Продолжительность летних каникул 01.06.2020 -31.08.2020

Первый год обучения в старшей группе (5 – 6 лет) – 72 часа.

п/п

Месяц

Число

Форма

занятия

Кол-

во

часов

Тема занятия

Формы

контроля

1

Сентябрь

4

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты с водой (знакомство

со свойствами и

качеством).

Опрос

2

Сентябрь

6

Экспери

ментиро

вание,

игра

1

Опыты с водой (знакомство

со свойствами и

качеством).

Игры с брызгалками.

Опрос

3

Сентябрь

11

Беседа

1

Рассматривание глобуса.

Опрос

4

Сентябрь

13

Беседа

1

Слушание музыки (журчит

ручей, капает дождь,

бушует море).

Опрос

5

Сентябрь

18

Наблюд

ение

1

«Цветная вода».

Опрос

6

Сентябрь

20

Наблюд

ение

1

Экскурсия к речке, пруду.

Опрос

7

Сентябрь

25

Наблюд

ение

1

Экскурсия к речке, пруду.

Опрос

8

Сентябрь

27

Экспери

ментиро

вание

1

Пускание корабликов.

Опрос

9

Октябрь

2

Беседа

1

Чтение художественной

литературы «Куда делась

вода после дождика».

Опрос

10

Октябрь

4

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Откуда в небе

облака?», «Откуда берется

вода?».

Опрос

11

Октябрь

9

Экспери

ментиро

1

Опыты: «Откуда в небе

облака?», «Откуда берется

Опрос

вание

вода?».

12

Октябрь

11

Наблюд

ение

1

Презентация «Грибной

дождь, ливень».

Опрос

13

Октябрь

16

Беседа

1

Почему говорят «как с гуся

вода»?

Опрос

14

Октябрь

18

Беседа

1

Что у нас под ногами?

Опрос

15

Октябрь

23

Наблюд

ение

1

Где растения быстрее

получают воду?

Опрос

16

Октябрь

25

Наблюд

ение,

беседа

1

Презентация «Как «болеет»

почва?»

Опрос

17

Октябрь

30

Беседа

1

Презентация « Могут ли

животные жить в земле»?

Опрос

18

Ноябрь

1

Наблюд

ение

1

Рассматривание снежинок

через лупу.

Опрос

19

Ноябрь

6

Беседа

1

Создание альбома

«Волшебные кристаллики –

снежинки».

Опрос

20

Ноябрь

8

Беседа

1

Создание альбома

«Волшебные кристаллики –

снежинки».

Опрос

21

Ноябрь

13

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты со снегом.

Постройка снежной

фигуры.

Опрос

22

Ноябрь

15

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты со снегом.

Постройка снежной

фигуры.

Опрос

23

Ноябрь

20

Наблюд

ение

1

Иней. Наблюдение за

деревьями.

Опрос

24

Ноябрь

22

Беседа

1

Образование сосулек.

Опрос

25

Ноябрь

27

Наблюд

ение

1

Образование сосулек.

Опрос

26

Ноябрь

29

Беседа,

наблюде

ние

1

Опыты: «Почему лед

скользкий?». Ледяная

рубашка.

Опрос

27

Декабрь

4

Беседа

1

Световой луч.

Опрос

28

Декабрь

6

Беседа

1

Живые тени.

Опрос

29

Декабрь

11

Беседа

1

Части суток.

Опрос

30

Декабрь

13

Беседа

1

Как увидеть и услышать

электричество?

Опрос

31

Декабрь

18

Беседа

1

Презентация «Почему все

падает на землю?»

Опрос

32

Декабрь

20

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: « Как измерить

вес?»

Опрос

33

Декабрь

25

Беседа

1

Магнетизм. Магнитные

силы.

Опрос

34

Декабрь

27

Беседа

1

Магнетизм. Магнитные

Опрос

силы.

35

Январь

8

Беседа,

наблюде

1

Необычная скрепка.

Опрос

ние

36

Январь

10

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Испытание

магнита».

Опрос

37

Январь

15

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Испытание

магнита».

Опрос

38

Январь

17

Беседа

1

Свойства воздуха.

Опрос

39

Январь

22

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Воздушный шар,

мыльный пузырь – что

общего?».

Опрос

40

Январь

24

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Воздушный шар,

мыльный пузырь – что

общего?».

Опрос

41

Январь

29

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Можно ли

поймать воздух. Буря в

стакане воды».

Опрос

42

Январь

31

Экспери

ментиро

вание

1

Попробуем взвесить

воздух.

Опрос

43

Февраль

5

Беседа

1

Свойства звука.

Опрос

44

Февраль

7

Беседа

1

Как распространяется звук?

Опрос

45

Февраль

12

Беседа

1

Как распространяется звук?

Опрос

46

Февраль

14

Беседа

1

Как появляется песенка?

Опрос

47

Февраль

19

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты со звуком.

Опрос

48

Февраль

21

Беседа

1

Где живет эхо.

Опрос

49

Февраль

26

Беседа

1

Опыты: «Вода двигает

камни и меняет объем

жидкости при замерзании».

Опрос

50

Февраль

28

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Вода двигает

камни и меняет объем

жидкости при замерзании».

Опрос

51

Март

5

Беседа

1

Какими бывают камешки.

Опрос

52

Март

7

Беседа,

наблюде

ние

1

Какими бывают камешки.

Опрос

53

Март

12

Беседа

1

Песчаный конус.

Опрос

54

Март

14

Экспери

ментиро

1

Свойства мокрого песка.

Опрос

вание

55

Март

19

Наблюд

ение

1

Наблюдение за

комнатными растениями.

Опрос

56

Март

21

Беседа

1

Строение. Взаимосвязь

живого и неживого.

Опрос

57

Март

26

Беседа

1

Куда тянутся корни. Как

Опрос

растение ищет свет.

58

Март

28

Экспери

ментиро

вание

1

Волшебные семена.

Опрос

59

Апрель

2

Беседа

1

Есть ли у растения органы

дыхания.

Опрос

60

Апрель

4

Наблюд

ение

1

«Носит одуванчик разный

сарафанчик».

Опрос

61

Апрель

9

Беседа,

наблюде

ние

1

Опыты с солнечным

зайчиком.

Опрос

62

Апрель

11

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты с солнечным

зайчиком.

Опрос

63

Апрель

16

Беседа,

наблюде

ние

1

Радуга на стене.

Опрос

64

Апрель

18

Беседа

1

Какой бывает свет?

Опрос

65

Апрель

23

Беседа

1

Муха – цокотуха.

Опрос

66

Апрель

25

Наблюд

ение

1

Муха – цокотуха.

Опрос

67

Апрель

30

Беседа

1

Значение живой и неживой

природы для насекомых.

Опрос

68

Май

7

Беседа,

наблюде

ние

1

Значение живой и неживой

природы для насекомых.

Опрос

69

Май

14

Беседа,

наблюде

ние

1

Экскурсия к водоему

(измерение воды,

фильтрация воды)

Опрос

70

Май

16

Экспери

ментиро

вание

1

Экскурсия к водоему

(измерение воды,

фильтрация воды)

Опрос

71

Май

21

Беседа,

наблюде

ние

1

Твердое – жидкое.

Опрос

72

Май

23

Беседа,

наблюде

ние

1

Как измерить тепло?

Опрос

Второй год обучения в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 72 часа.

п/

п

Месяц

Чис

ло

Форма

занятия

Колво

часов

Тема занятия

Форма

контроля

1

Сентябрь

3

Беседа,

наблюде

ние

1

Песочная страна. Свойства

песка.

Опрос

2

Сентябрь

5

Наблюд

1

Песочная страна. Свойства

Опрос

ение

песка.

3

Сентябрь

10

Беседа,

наблюде

ние

1

Глина. Какая она?

Опрос

4

Сентябрь

12

Экспери

ментиро

вание

1

Опыт с песком и глиной.

Опрос

5

Сентябрь

17

Беседа

1

Знакомство с песочными

часами.

Опрос

6

Сентябрь

19

Беседа,

экспери

ментиро

вание

1

Ветер, ветер, ты могуч…

Опрос

7

Сентябрь

24

Беседа

1

Как образуется ветер?

Опрос

8

Сентябрь

26

Беседа

1

Можно ли играть при

сильном ветре?

Опрос

9

Октябрь

1

Беседа

1

Этот удивительный воздух.

Опрос

10

Октябрь

3

Беседа

1

Чем пахнет воздух. Как

определить чистоту

воздуха.

Опрос

11

Октябрь

8

Беседа

1

Чем пахнет воздух. Как

определить чистоту

воздуха.

Опрос

12

Октябрь

10

Беседа

1

Значение воздуха для

растений, насекомых.

Опрос

13

Октябрь

15

Беседа

1

Воздух – невидимка.

Опрос

14

Октябрь

17

Беседа,

экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Теплый и

холодный воздух. Его

свойства».

Опрос

15

Октябрь

22

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Теплый и

холодный воздух. Его

свойства».

Опрос

16

Октябрь

24

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Есть ли воздух в

воде?»

Опрос

17

Октябрь

29

Беседа

1

Вода. Ее свойства.

Опрос

18

Октябрь

31

Экспери

ментиро

вание

1

Пар – это тоже вода.

Опрос

19

Ноябрь

5

Беседа

1

Круговорот воды в

природе.

Опрос

20

Ноябрь

7

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Веселые

сестрички – капелька,

снежинка, льдинка».

Опрос

21

Ноябрь

12

Беседа

1

Образование облаков.

Опрос

22

Ноябрь

14

Беседа,

наблюде

ние

1

Синий иней лежит на

проводах.

Опрос

23

Ноябрь

19

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Различия между

снегом и инеем».

Опрос

24

Ноябрь

21

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Различия между

снегом и инеем».

Опрос

25

Ноябрь

26

Беседа

1

Магнит. Его свойства.

Опрос

26

Ноябрь

28

Беседа

1

Магнитные свойства Земли.

Опрос

27

Декабрь

3

Беседа

1

Компас.

Опрос

28

Декабрь

5

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Притягивает – не

притягивает».

Опрос

29

Декабрь

10

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Притягивает – не

притягивает».

Опрос

30

Декабрь

12

Беседа

1

Термометр и температура.

Виды термометров.

Опрос

31

Декабрь

17

Беседа

1

Термометр и температура.

Виды термометров.

Опрос

32

Декабрь

19

Наблюд

ение

1

Опыты: «Что можно

измерить термометром».

Опрос

33

Декабрь

24

Беседа

1

Звук. Его источник и

распространение.

Опрос

34

Декабрь

26

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Какие бывают

звуки. Способы восприятия

звуков человеком и

животными».

Опрос

35

Январь

9

Наблюд

ение

1

Спичечный телефон.

Опрос

36

Январь

14

Игра

1

Как появилась игра

«Сломанный телефон».

Опрос

37

Январь

16

Беседа

1

Волшебница соль. Ее

свойства.

Опрос

38

Январь

21

Беседа

1

Способы добычи соли.

Опрос

39

Январь

23

Экспери

ментиро

вание

1

Применение соли.

Опрос

40

Январь

28

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: «Для чего нужна

соль?»

Опрос

41

Январь

30

Экспери

ментиро

вание

1

Электричество. Его виды.

Опрос

42

Февраль

4

Беседа,

наблюде

ние

1

Проводники и диэлектрики.

Опрос

43

Февраль

6

Наблюд

1

Устройство электрических

Опрос

ение,

беседа

приборов.

44

Февраль

11

Беседа

1

Правила безопасности при

взаимодействии с

электричеством.

Опрос

45

Февраль

13

Беседа,

наблюде

ние

1

Правила безопасности при

взаимодействии с

электричеством.

Опрос

46

Февраль

18

Беседа

1

Опыты безопасного

использования

электрических приборов.

Опрос

47

Февраль

20

Игра

Опыты безопасного

использования

электрических приборов.

Опрос

48

Февраль

25

Беседа

1

Что такое молния. Гроза –

проявление электричества в

природе.

Опрос

49

Февраль

27

Беседа

1

Стекло. Его свойства.

Опрос

50

Март

4

Наблюд

ение

1

Стекло. Его свойства.

Опрос

51

Март

6

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты со стеклянными

предметами.

Опрос

52

Март

11

Беседа

1

Рассматривание предметов

через цветное стекло.

Опрос

53

Март

13

Наблюд

ение

1

Рассматривание предметов

через цветное стекло.

Опрос

54

Март

18

Беседа

1

Взвешивание предметов.

Опрос

55

Март

20

Наблюд

ение

1

Знакомство с напольными

весами.

Опрос

56

Март

25

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты определения веса

разных предметов.

Опрос

57

Март

27

Беседа

1

Солнечный зайчик.

Опрос

58

Апрель

1

Экспери

ментиро

вание,

игра

1

Опыты: «Догони

солнечного зайчика».

Опрос

59

Апрель

3

Беседа

1

Роль солнца в жизни всего

живого.

Опрос

60

Апрель

8

Наблюд

ение

1

Солнечные часы.

Опрос

61

Апрель

10

Беседа

1

Что такое время. Как его

измерить.

Опрос

62

Апрель

15

Беседа

1

Части суток. Времена года.

Опрос

63

Апрель

17

Беседа

1

Календарь.

Опрос

64

Апрель

22

Наблюд

ение

1

Какие бывают часы.

Опрос

65

Апрель

24

Беседа

1

Почва. Ее влияние на рост

растений.

Опрос

66

Апрель

29

Наблюд

ение

1

Способы размножения

растений.

Опрос

67

Май

6

Экспери

ментиро

вание

1

Способы размножения

растений.

Опрос

68

Май

13

Беседа,

наблюде

ние

1

Где лучше растут растения.

Опрос

69

Май

15

Беседа,

наблюде

ние

1

Как растения добывают

воду.

Опрос

70

Май

20

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: посадка семян,

лука.

Опрос

71

Май

22

Экспери

ментиро

вание

1

Опыты: посадка семян,

лука.

Опрос

72

Май

27

Беседа,

наблюде

ние

1

Условия для роста

растений.

Опрос

4. Методическое обеспечение программы.

В основе общеразвивающей программы лежат следующие принципы:

Принцип деятельностного подхода к развитию личности.

Принцип

ориентации

на

многообразие

форм

реализации

познавательно

исследовательской деятельности.

Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт,

оборудования интеллектуального содержания).

Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач

процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых

формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе

проектной.

Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными

группами и между детским садом и начальной школой.

-

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Педагог применяет методы работы: наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

рассматривание

книжных

иллюстраций,

репродукций;

проведение

дидактических игр; Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с

элементами диалога, обобщающие рассказы. Игровые методы: проведение разнообразных

игр

(малоподвижных,

сюжетно-ролевых,

дидактических,

игр-драматизаций

и

др.);

загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практические

методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений,

плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми

наглядных пособий. На занятиях широко используется занимательный материал: загадки,

стихи, ребусы, кроссворды, викторины, пословицы, поговорки и др.

п/п

Блоки

(1 год обучения)

Методы обучения

(1 год обучения. 5-6 лет)

1.

Вводная беседа.

Вода.

Беседа. Проект «Вода-это жизнь». Опытно

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, презентация, игра.

2.

Почва.

Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская

работа, презентации, рассказ педагога.

3.

Снег.

Опытно-исследовательская работа, беседа,

наблюдение, чтение художественной литературы,

практическая деятельность, игра.

4.

Лед.

Опытно-исследовательская работа, беседа.

5.

Свет.

Наблюдение, беседа, работа с календарем.

6.

Электричество.

Беседа, рассказ педагога, видеофильм.

7.

Вес.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога.

8.

Магниты.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, мультфильм.

9.

Воздух.

Проект «Где живет воздух». Рассказ воспитателя,

опытно-исследовательская работа, наблюдение, игра.

10.

Звук.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, видеофильм.

11.

Песок. Камни.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

12.

Комнатные растения.

Проект «Растет, цветет и пахнет». Опытно

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы.

13.

Солнечный свет.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

14.

Насекомые.

Проект «Муха-цокотуха». Опытно-исследовательская

работа, наблюдение, беседа, рассматривание

иллюстраций, чтение художественной литературы.

15.

Свойства различных

предметов.

Беседа, рассказ педагога, экскурсия, опытно

исследовательская работа.

п/п

Блоки

(2 год обучения)

Методы обучения

(2 год обучения. 6-7 лет)

1.

Песок. Глина.

Беседа. опытно-исследовательская работа,

наблюдение, беседа.

2.

Ветер.

Проект «Ветер, ветер, ты могуч…»Беседа,

наблюдение, рассказ педагога, презентация,

рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы.

3.

Воздух.

Проект «Чем пахнет воздух». Опытно

исследовательская работа, беседа, наблюдение, чтение

художественной литературы, игра.

4.

Вода.

Опытно-исследовательская работа, беседа,

наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение

художественной литературы.

5.

Магнит.

Наблюдение, беседа, опытно-исследовательская

работа.

6.

Термометр.

Беседа, рассказ педагога, видеофильм, опытно

исследовательская работа.

7.

Звук.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

8.

Соль.

Проект «Волшебница-соль». Беседа, рассказ педагога,

опытно-исследовательская работа.

9.

Электричество.

Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская

работа, наблюдение, видеофильм.

10.

Стекло.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, видеофильм.

11.

Вес.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога.

12.

Солнечный свет.

Опытно-исследовательская работа, наблюдение,

беседа, чтение художественной литературы.

13.

Время.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, работа с календарем.

14.

Почва.

Проект «Что, где растет». Опытно-исследовательская

работа, наблюдение, беседа, рассматривание

иллюстраций, чтение художественной литературы,

видеофильм.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-

групповая, групповая.

Для успешного проведения занятий используются различные педагогические технологии:

-

Технологии развивающего обучения,

-

Технологии игровой деятельности,

-

Технологии дифференцированного обучения,

-

Технологии информационно-коммуникативные,

-

Технология исследовательской деятельности,- Технологии проектной деятельности.

Формы организации занятия

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Экскурсия др.

Проектная деятельность.

Алгоритм проведения занятий

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение,

требующее, однако, специального доказательства);

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные

стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Проектно-научная деятельность в объединении

Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением

запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени

регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а

превращаются в средства решения практических задач. Успешность проекта измеряется его

продуктом.

За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно

развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к

рефлексии, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.

Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важных критериев развития

познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей

(эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакции на успех и

удачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету

своего интереса. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности,

усиливает интерес к жизни и ее сложным проявлениям. Этот процесс невозможно

осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная

вовлеченность в процесс. Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей

или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством педагога. Проект

включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по

проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков,

коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Здесь очень важна предварительная

работа:

1.Это могут быть экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных

материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр. по изучению теории вопроса;

2.

Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие,

воспитательные задачи);

3.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных

пособий;

4.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей,

изучаемой темы;

5.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений,

коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения

детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

При работе над проектом крайне важно закрепить с детьми полученные знания и умения

исследовательского поиска, необходимые для проведения самостоятельных исследований.

Одним из важных условий воспитательно – образовательной работы по развитию у

дошкольников интереса к проектно – исследовательской деятельности, это правильная

организация развивающей предметной среды, она должна способствовать реализации всех

компонентов его содержания: познавательного, нравственного, эколого-эстетического

развития, формирования экологически грамотного поведения.

Дидактические материалы.

1.

Настенное панно

«Времена года»

2.

Дидактические игры

« Найди такой же листок», «Собери урожай», «Домашние

животные и их детеныши», «Чудесный мешочек», «Поставь цветы в вазу», «Дары

лета», «Зоопарк», «Насекомые» (шнуровка), «День рождение Мухи - цокотуха» - О

чем речь (из блокнота натуралиста) (знакомство с окружающим миром),

«Экологические истории», «История дикой природы»,

3.

Предметные картинки

«Овощи», «Фрукты», Домашние животные и птицы»

4.

Напольные пазлы

«Морские жители», «Насекомые», «Дикие животные»

5.

Демонстрационный материал

«Деревенский дворик», «Времена года»

6.

Плакаты

«Времена года» 7. Настольная игра «Подводный мир»

8.

Презентации:

-

Домашние и дикие животные

-

Насекомые

-

Млекопитающие

-

Растения

-

Живая и неживая природа

9.

Плакаты:

-

Животный мир Земли

-

Домашние животные

-

Дикие животные

-

Перелетные птицы

10.

Альбомы

«В мире дикой природы», «Цветы дома» , «Времена года» Альбом цветов

11.

Игры – ассоциации

«Времена года»

12.

Пазлы:

-

Растительный мир

-

Животный мир

-

Игрушки – животные

-

Динозавры

-

Хищные животные

13. Домино

«Животные»

14. Методические пособия «

Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Список используемой литературы:

1.

Веракса

Н.Е.,

Галимов

О.Р.

«Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

2.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа

«От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО» 3-е изд., испр. и доп. М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

3.

Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к

рукотворному миру. Тольятти, 1995г.

4.

Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.

5.

Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА,

М., 2003г.

6.

Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников.

ТЦ СФЕРА, М., 2004г.

7.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.

8.

Дыбина О.В. «Что было до…» игры - путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА,

М., 2003г.

9.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2001г.

10. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.

Самара, 1997г.

11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.

12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.

13. Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»,

Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

14. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М.,

2004г.

15. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро

растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

16. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный

возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.

17. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший

дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России,

2005г.

18. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»,

методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.

19. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО

Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

20. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов

дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и

колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).

21. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО

Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

26. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз –

Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).



В раздел образования