Автор: Каменская Ирина Алексеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кировск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние элементов художественной гимнастики на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Каменская Ирина Алексеевна
Инструктор по физической культуре высшая категория
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
Ленинградская область, город Кировск, ул. Молодежная д.4а
irakamira
@
yandex
.
ru
Влияние
элементов
художественной
гимнастики
на
развитие
физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье говорится о художественной гимнастике, какое
место этот вид спорта занимает в системе физического воспитания, а также как
с помощью элементов этого вида спорта можно развивать физические качества
у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, художественная гимнастика,
элементы, спорт, грация, движения, физические качества.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы
закладывается
фундамент
здоровья,
формируются
личностные
качества,
интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка,
развиваются физические качества.
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового
ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога
и для этого он должен использовать все возможные средства и методы
воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является художественная
гимнастика.
Художественная гимнастика — ациклический, сложно координированный
вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют
собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы
танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой
движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы
упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики). Таким образом,
целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство
выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки
тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.
Специфика
данного
вида
спорта
требует
физического
развития
и
совершенствования, а именно координации движений, гибкости, растяжки.
Цель художественной гимнастики — гармоническое развитие. Гимнастика
учит соблюдать правила эстетического поведения, воспитываются моральные и
волевые качества, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус,
музыкальность. Художественная гимнастика актуальна для гендерного подхода
на занятиях для детей в детских садах.
Художественная
гимнастика
включает
в
себя
общеразвивающие
упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-
ритмические
движения, которые подчинены определенному темпу, ритму
выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, вероятно,
весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей на
развитие физических качеств, а именно на развитие ловкости, гибкости,
скоростно-силовых качеств, быстроты и координации движения.
К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов
и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и
взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев,
упражнения с предметами.
Движения художественной гимнастики можно классифицировать так:
упражнения для рук и плечевого пояса
упражнения для мышц шеи и туловища
упражнения для ног и мышц всего тела
С учетом этого в содержание занятий художественной гимнастикой для
дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки,
различные виды ходьбы; элементы художественной гимнастики, ритмики в
сочетании
с
полуприседаниями,
приставными
шагами,
выразительными
движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют
упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Комплексы
общеразвивающих упражнений с элементами художественной
гимнастики
выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на
животе, спине, боку, в различных упорах.
В работе с детьми дошкольного возраста на занятиях с применением элементов
художественной гимнастики проводятся в различных вариантах:
1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера
(комплекс с элементами художественной гимнастики предлагается детям
старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).
2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных
занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте,
продолжается 10-30 минут).
3. При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее
оздоровительный и эмоциональный эффект.
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).
Каждый
комплекс
на
физкультурных
занятиях
с
элементами
художественной гимнастики используется в течение 2—3 месяцев. Упражнения
следует разучивать во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях,
во время подвижных игр.
Комплексы с элементами художественной гимнастики включают в себя 3
части: вводную, основную и заключительную. Вводную часть составляют
упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это
движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы с
элементами
художественной
гимнастики
могут
начинаться
самыми
разнообразными вариантами ходьбы и бега. Таких вариантов может быть не
более
четырех.
Затем
следуют
общеразвивающие
упражнения.
Здесь
достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных мышечных
групп, подготовка организма к различным нагрузкам, совершенствование
координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под
музыку.
В течении 2018 – 2019 года я провела наблюдение с детьми старшего
дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении. На каждом занятии
по физической культуре я включала элементы художественной гимнастики с
предметом и без предмета, разработала специальные комплексы занятий с
целью получения информации об особенностях методики проведения занятий
по физической культуре с применением элементов художественной гимнастики.
В начале 2018 учебного года была проведена первая диагностика для
оценки развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика проводилась по мониторингу физического развития Грядкиной
Т.С. После проведения диагностики дети показали 56 % - низкого уровня и
44% -среднего, высокого уровня 0
%.
После внедрения комплексов с элементами по художественной гимнастике
в конце 2019 учебного года, была проведена вторая диагностика, она показала
16% - низкого уровня, 38% - среднего и 46% - высокого уровня.
В
результате
проведенной
диагностики
выявилось,
что
влияние
художественной гимнастики эффективно развивает физические качества у
детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностики показали,
что использование занятий с применением элементов
художественной
гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных
учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных
способностей детей, повышается уровень развития ловкости и гибкости,
обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими
движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
Из этого можно сделать вывод, что при применении элементов
художественной гимнастики в физкультурных занятиях на протяжении
длительного времени я могу с уверенностью сказать, что разнообразие
художественной гимнастики способствуют физическому развитию, развитию
физических качеств и воспитанию дошкольников. Это видно из опыта моей
работы.
Литература:
1.
Боброва Г.А. Искусство грации. Художественная гимнастика. – Л.:
Детская
литература 1986. — 110 с.
2.В.А. Иванов Развитие физических качеству детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Методическое пособие/В.А.Иванов – СПб: 2014г.
3. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных
качеств детей 3 – 7 лет в режиме дошкольных учреждений. Методическое
пособие
для
педагогов
и
воспитателей/
В.А.
Иванов
–
Красноярск:
Производственно – издательский комбинат «Офсет», 1997
4. Грядкина Т.С. Мониторинг освоения детьми образовательной области
«Физическая культура».
5. Художественная гимнастика: учебник/ Под ред. Т.С. Лисициной. — М.:
Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.