Напоминание

Влияние элементов художественной гимнастики на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Каменская Ирина Алексеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кировск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние элементов художественной гимнастики на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каменская Ирина Алексеевна

Инструктор по физической культуре высшая категория

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

Ленинградская область, город Кировск, ул. Молодежная д.4а

irakamira

@

yandex

.

ru

Влияние

элементов

художественной

гимнастики

на

развитие

физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье говорится о художественной гимнастике, какое

место этот вид спорта занимает в системе физического воспитания, а также как

с помощью элементов этого вида спорта можно развивать физические качества

у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, художественная гимнастика,

элементы, спорт, грация, движения, физические качества.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы

закладывается

фундамент

здоровья,

формируются

личностные

качества,

интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка,

развиваются физические качества.

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового

ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога

и для этого он должен использовать все возможные средства и методы

воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является художественная

гимнастика.

Художественная гимнастика — ациклический, сложно координированный

вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют

собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы

танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой

движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы

упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики). Таким образом,

целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство

выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки

тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Специфика

данного

вида

спорта

требует

физического

развития

и

совершенствования, а именно координации движений, гибкости, растяжки.

Цель художественной гимнастики — гармоническое развитие. Гимнастика

учит соблюдать правила эстетического поведения, воспитываются моральные и

волевые качества, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус,

музыкальность. Художественная гимнастика актуальна для гендерного подхода

на занятиях для детей в детских садах.

Художественная

гимнастика

включает

в

себя

общеразвивающие

упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-

ритмические

движения, которые подчинены определенному темпу, ритму

выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, вероятно,

весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей на

развитие физических качеств, а именно на развитие ловкости, гибкости,

скоростно-силовых качеств, быстроты и координации движения.

К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов

и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и

взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев,

упражнения с предметами.

Движения художественной гимнастики можно классифицировать так:

упражнения для рук и плечевого пояса

упражнения для мышц шеи и туловища

упражнения для ног и мышц всего тела

С учетом этого в содержание занятий художественной гимнастикой для

дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки,

различные виды ходьбы; элементы художественной гимнастики, ритмики в

сочетании

с

полуприседаниями,

приставными

шагами,

выразительными

движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют

упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Комплексы

общеразвивающих упражнений с элементами художественной

гимнастики

выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на

животе, спине, боку, в различных упорах.

В работе с детьми дошкольного возраста на занятиях с применением элементов

художественной гимнастики проводятся в различных вариантах:

1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера

(комплекс с элементами художественной гимнастики предлагается детям

старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).

2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных

занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте,

продолжается 10-30 минут).

3. При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее

оздоровительный и эмоциональный эффект.

4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Каждый

комплекс

на

физкультурных

занятиях

с

элементами

художественной гимнастики используется в течение 2—3 месяцев. Упражнения

следует разучивать во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях,

во время подвижных игр.

Комплексы с элементами художественной гимнастики включают в себя 3

части: вводную, основную и заключительную. Вводную часть составляют

упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это

движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы с

элементами

художественной

гимнастики

могут

начинаться

самыми

разнообразными вариантами ходьбы и бега. Таких вариантов может быть не

более

четырех.

Затем

следуют

общеразвивающие

упражнения.

Здесь

достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных мышечных

групп, подготовка организма к различным нагрузкам, совершенствование

координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под

музыку.

В течении 2018 – 2019 года я провела наблюдение с детьми старшего

дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении. На каждом занятии

по физической культуре я включала элементы художественной гимнастики с

предметом и без предмета, разработала специальные комплексы занятий с

целью получения информации об особенностях методики проведения занятий

по физической культуре с применением элементов художественной гимнастики.

В начале 2018 учебного года была проведена первая диагностика для

оценки развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика проводилась по мониторингу физического развития Грядкиной

Т.С. После проведения диагностики дети показали 56 % - низкого уровня и

44% -среднего, высокого уровня 0

%.

После внедрения комплексов с элементами по художественной гимнастике

в конце 2019 учебного года, была проведена вторая диагностика, она показала

16% - низкого уровня, 38% - среднего и 46% - высокого уровня.

В

результате

проведенной

диагностики

выявилось,

что

влияние

художественной гимнастики эффективно развивает физические качества у

детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностики показали,

что использование занятий с применением элементов

художественной

гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных

учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных

способностей детей, повышается уровень развития ловкости и гибкости,

обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими

движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

Из этого можно сделать вывод, что при применении элементов

художественной гимнастики в физкультурных занятиях на протяжении

длительного времени я могу с уверенностью сказать, что разнообразие

художественной гимнастики способствуют физическому развитию, развитию

физических качеств и воспитанию дошкольников. Это видно из опыта моей

работы.

Литература:

1.

Боброва Г.А. Искусство грации. Художественная гимнастика. – Л.:

Детская

литература 1986. — 110 с.

2.В.А. Иванов Развитие физических качеству детей дошкольного и младшего

школьного возраста. Методическое пособие/В.А.Иванов – СПб: 2014г.

3. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных

качеств детей 3 – 7 лет в режиме дошкольных учреждений. Методическое

пособие

для

педагогов

и

воспитателей/

В.А.

Иванов

Красноярск:

Производственно – издательский комбинат «Офсет», 1997

4. Грядкина Т.С. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Физическая культура».

5. Художественная гимнастика: учебник/ Под ред. Т.С. Лисициной. — М.:

Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.



В раздел образования