Напоминание

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей дошкольников


Автор: Яскова Лариса Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №56
Населённый пункт: Сургут, Ханты - Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность

у детей дошкольников.

Психическое

развитие

ребенка

определяется

его

эмоциональным

благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное

место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции,

негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на

его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно

говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе,

который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым

предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций.

Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают

прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. По

данной проблеме проведено немного исследований, которые свидетельствует о

том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников весьма актуальна.

Актуальность

темы

определяется

и

широкой

распространенностью эмоциональных комплексов

среди дошкольников. Они

являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с

этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые

разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у

детей, одним из них является рисование.

Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творчестве.

Долгие часы пред телевизором, виртуальный мир компьютера, особенно

враждебны для творчества. Одобрение творческого выражения, необходимо

сегодня более чем когда-либо раньше.

Изобразительная

деятельность

способна

выражать

неосознаваемые

содержания

психической

жизни

ребенка.

Она

выступает

важнейшим

инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит

общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.

Значение

и

ценность

графического

выражения

в

диагностике

и

лечении эмоциональных расстройств

сейчас

признается

большинством

психотерапевтов.

Именно через

рисунок

ребенка,

можно,

осуществить

не

только

диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и

довольно успешно проводить их коррекцию. В творчестве воплощаются чувства,

надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе рисования - это

его

интеллектуальное, эмоциональное

развитие,

раскрытие

творческого

потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, которые дают

возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами

вплоть до инвалидности.

К сожалению, работы, посвященные использованию рисования в качестве

коррекционного

метода

эмоциональных

комплексов в

психологической

литературе встречаются редко, что указывает на не разработанность данной

тематики и необходимость дальнейшего изучения.

Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С.

Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций.

Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая

им свою выразительность.

А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре

эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций

имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой

психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А. В. Запорожца, имеет

большое

психолого-педагогическое

значение,

так

как

для

полноценного

развития личности необходимо развитие не только всех познавательных

процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование

положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к

людям. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А.В.

Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать»,

воспитывать и развивать в деятельности. В процессе восприятия произведений

искусства

у

детей

развивается

способность

эмоционально

переживать

содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему,

способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но

и в окружающей действительности.

Вопросы развития ребенка в процессе приобщения к изобразительному и

декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну были проанализированы

в трудах Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой,

Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, P.M. Чумичевой и других.

Актуальные проблемы интеграции различных видов изобразительной

деятельности, ее взаимосвязи с другими видами детской деятельности были

рассмотрены в исследованиях Т.Г. Казаковой и Т.С. Комаровой.

В свете существующих проблем изобразительная деятельность как

средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении

любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции

играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают

влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От

них зависят и некоторые характерологические тенденции.

При работе с детьми педагогу необходимо обращать внимание на:

1.

Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; Что выглядит

странным; Чего не хватает у данного объекта; Где на рисунке расположены

«барьеры», то есть вертикали; Что находится в центре; Есть ли растушевка; Где

расположено изображение по отношению к краю листа; Соответствует ли

изображение текущему времени года;

2.

Есть ли на рисунке инкапсуляция, т.е. создание оболочки вокруг

персонажей рисунка; Есть ли подчеркивание; Было ли исправление изображения

стирательной резинкой; Большое значение имеют размеры и пропорции

изображенных объектов и людей; Следует обратить внимание на повторяющиеся

объекты; Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена

работа и как она используется автором.

3.

Особое внимание следует обратить на подписи работ; Постарайтесь

стать частью работы и привлеките к этому автора.

Изучив психолога - педагогическую литературу по данной проблеме

исследования, можно сделать вывод, что одним из действенных средств развития

эмоционального

мира дошкольников

можно

считать

изобразительную

деятельность.

Изобразительная

деятельность

-

это

вид

деятельности,

результатом

которой

является

создание

произведения,

специфическое

отображение объективной реальности в форме художественных образов. Вместе

с тем, одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы

дошкольников можно считать психогимнастику - это этюды, упражнения и игры,

направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как

ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять

самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от

конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой,

свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей

окружающей

и

социальной

действительности,

но

и

ее

моделирование,

выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать

рисование как один из путей выполнения программы совершенствования

организма.

Таким образом на основании вышесказанного можно сделать вывод, что

дошкольный период является особым этапом развития эмоциональной сферы,

поскольку

в

этот

период

оформляются

важнейшие

эмоциональные

новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными,

обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание,

формируется

устойчивая

система

эмоциональных

отношений,

появляется

способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность

к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний,

начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как

способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях,

возникает эмоциональная коррекция поведения.

Список использованных источников

1.

Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика /

А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.

2.

Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на

занятиях изобразительной деятельностью Водинская М.В.. – М.: Теревинф, 2006.

3.

Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео.

– М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.

4.

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для

воспитателей детского сада / Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.

5.

Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному

искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-125 с.

6.

Казакова Р.Г. др. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2009. -

160 с.

7.

Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду

и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.:

педагогическое общество России, 2000. -С.86-99



В раздел образования