Автор: Андреева Ольга Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №52
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театрализованное представление "Ярилины игрища"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Ярилины игрища»
Пояснительная записка
Фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически
отсутствует, и на первый план этнокультурного воспитания подрастающего
поколения выступает проблема, связанная с вопросом, как естественнее и
непосредственнее ввести ребёнка в мир народной культуры; как сделать это
вхождение желанным, занимательным, личностно-окрашенным?
Один из путей решения этого вопроса – возрождение народных обрядов и
праздников – практикуется очень интенсивно и составляет основу множества
учебных и творческих программ в образовательных учреждениях.
Такая непосредственная встреча со своей национальной культурой способна
пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир
личности, явиться гарантом её устойчивости. Наиболее интересной формой
изучения народных художественных традиций являются праздники. Их цель не
столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Народный
праздник всегда выполнял и важные социальные функции, поскольку в нём
человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри
праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и
виды народной культуры.
Праздники национальной традиции развивают у учащихся эмоциональную
восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного
наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством
помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает
желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Подготовка и проведение праздников национальной традиции позволяют
использовать богатые возможности народной художественной культуры для
духовного развития обучающихся, дают возможность каждому из участников
приобщиться к народному творчеству. Всеобщность восприятия народного
искусства в отличие от восприятия многих других видов искусства делает его
незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Народный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все.
Он заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации,
приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества.
Формы проведения народного праздника разнообразны и различны по степени
близости к народным традициям. Театрализованное проведение праздника
«Ярилин день» способствует созданию атмосферы психологического комфорта
и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и
взрослыми. Для достижения цели используются методы и приемы: наглядный
метод (иллюстрации народных праздников), словесный метод (беседа о
традициях, обрядах на Руси), практический метод (рисование праздничных
открыток), прием эмоциональной заинтересованности (вернуться в настоящее
из прошлого), игровой прием, использование звуковых эффектов.
В данном мероприятии использованы элементы разных народных праздников:
Евдокия- весновка, Сретение, Алексея- тёплого, Благовещение. Включены
разнообразные жанры народного творчества, способствующие развитию
воображения и интереса у участников и гостей театрализованного
представления.
Подготовительная работа
•
Познакомить детей с традиционными обрядами, атрибутами и героями этого
праздника;
•
Разучить тексты закличек, поговорок, пословиц, стихов о народном празднике,
народных тематических игр, народных песен и хороводы;
•
Объяснить значение слов: «Ярилин день», «Ярило», «Ярилиха», «жито»,
«ухват»;
•
Вместе с детьми и родителями изготовить атрибуты праздника- карусель,
печку, птичек-оригами, угощения- яичницы и печенье;
•
Подготовить презентацию «Ярилин день».
Структура мероприятия
Цель:
Показать глубокую связь истории русского народа с современностью,
познакомить воспитанников со славянской культурой, народными традициями и
обрядом; на примере одного из календарных праздников, показать особенность
русской обрядовой культуры.
Задачи:
•
Знакомство с традиционными народными праздниками на Руси- Евдокия-
Весновка, Сретение, Алексея- тёплого, Благовещение;
•
Совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью;
•
Развитие творческих способностей;
•
Формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в
детском коллективе;
•
Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у
детей;
•
Формировать социально-нравственное здоровье детей;
•
Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать
чувство национального достоинства.
Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Действующие лица:
Ведущий
1.
Петрушка
Солнышко
Пасечник (взрослые)
Звучит русская народная мелодия, дети, одетые в русские народные
костюмы идут по кругу, встают в линейку.
Выбегает Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуй, честная публика!
Я зову на праздник всех!
Будет музыка и смех!
Ведущий. Ты постой, проказник!
А какой сегодня праздник?
Петрушка. А про это публика знает,
Пусть она и отвечает!
Выходят двое детей.
1 ребёнок. В последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные,
весёлые Ярилины игры, это значит, звали солнце.
2 ребёнок. На оттаявших полях водили хороводы, устраивали состязания,
зрелищные представления.
Петрушка. Так давайте же покличем наше солнце красное!
Все дети. Солнышко, колоколнышко,
Взойди поскорей, освети, обогрей,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.
Нам в поле бежать, нам весну встречать!
После слов, входит солнце.
Солнце. Здравствуйте, ребятушки!
Я солнышко, хожу круглый год по небу!
Свожу зиму с теплою весною,
Всех вас вижу под собой!
Знаете ли вы ребятушки про меня заклички?
1 ребёнок. Солнышко, покажись,
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенёк,
Посвети денёк!
2 ребёнок. Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
Петрушка. А мы солнышко и песенку знаем про тебя, послушай!
Дети исполняют песенку «Солнышко весеннее».
Солнышко. Давайте, ребята поиграем в мою любимую игру «Лучики для
солнышка».
Солнце держит посох, на котором привязаны разноцветные ленточки.
Солнце наклоняет посох, дети парами проходят через «лучики» (ленточки).
1 ребёнок. Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выглянуло из-за горы,
До вешней поры!
Видело ль ты солнышко
Красную весну?
Встретило ли ясное
Ты твою сестру?
Солнышко. Шире, шире хоровод!
Собирайся народ!
Будем весело плясать,
Весну красную встречать!
Исполняется хоровод «Веснянка».
Петрушка. Собирайся народ!
Солнце всех играть зовёт!
Проводится игра с солнцем. Дети хором произносят:
«Гори солнце ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!»
На слова дети идут по кругу, солнце в центре, на третьи и четвертые
строки дети подходят к солнцу и отходят от него. На слова «Горю» дети
убегают, а солнце догоняет.
Солнышко. Ну-ка, слушайте, ребятки, \
Загадаю вам загадки!
Последняя загадка о пчелах.
Ведущий. В эти дни, девушки плели первые цветочные венки. Пасечники в
день Святого Пуда выносили на улицу к солнцу ульи и приговаривали: «На
день пуда, вынимай пчёл из-под спуда».
Ведущий. К нам на наш праздник пришёл пасечник.
Пасечник. Здравствуйте, ребятушки, я пришел к вам не один, со мной
прилетели мои пчелки, мои труженицы! Давайте поиграем!
Проводится игра «Пчелки и пасечник».
Пасечник сидит и спит, а пчелки летают вокруг него и жужжат. Пасечник
просыпается и загоняет их в домики. А домики строят дети (встают по
четверо в кружок, берутся за руки).
Пасечник. Всех ребят я приглашаю,
Сладким медом угощаю!
Пейте чай ароматный,
С медочком знатным!
Детям на подносах выносят горячий чай, в розетках