Автор: Койнова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 11 о. в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Мы сами огородники"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Познавательно-исследовательский проект:
тема:
«Мы сами огородники»
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Койнова Ю. Н.
Магнитогорск, 2021 г.
Актуальность проекта
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и
развитие ребенка дошкольного возраста. На территории нашего сада создали мини-
огород и цветники, которые используется для экологического
и
трудового
воспитания дошкольников. Огород в детском саду нужен для того, чтобы
знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Выполняя
трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с
подготовкой почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков;
посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда
служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет
формировать
познавательные
интересы,
формирует
предпосылки поисковой
деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на
огороде
даёт
возможность
научиться
ответственности,
способствует
формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно,
огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и
укреплению здоровья ребят.
Цель проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки,
посредством совместного создания огорода.
Задачи:
– поддерживать любознательность детей, их стремление к самостоятельности,
созиданию;
– обогащать представления детей об особенностях строения и условиях роста
растений;
– создавать условия для активной самостоятельной деятельности по выращиванию
растений;
– формировать основы экологической культуры, элементарные представления о
сельском
хозяйстве
и
сельскохозяйственной
деятельности;
– способствовать развитию связной речи и обогащению лексикона дошкольников;
–
формировать
партнерские
взаимоотношения
между
педагогами,
детьми
и
родителями.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое, физическое развитие.
Характеристика проекта:
1. По типу – социальный (познавательный).
2. По виду – экологический, образовательный, практико-ориентированный.
3. По длительности – среднесрочный (март-май 2021 г.).
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
- дети старшей группы 33 чел.);
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
- видео презентации;
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Риски
Несоблюдение сроков реализации проекта.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Получение знаний детей о жизни растений, о строении растений, практические
навыки
и
умения
проращивания
семян,
подготовки
рассады
и
грунта
к
пересаживанию
· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью
растений, и возможностью ухаживать за ними.
· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные
навыки.
· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке
почвы и ухода за растениями.
Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности,
повышение уверенности в своих способностях, своих силах
· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Этапы реализации проекта
1 этап - организационно- подготовительный
Предварительная работа с родителями и детьми:
- обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
-
выявление
знаний
детей
о
жизни
растений;
-
беседы
об
условиях
роста
растений,
изучение
строения
растений;
- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста
растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках и в
группе)
- проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению
представлений
детей
о
работе
человека
в
саду
и
огороде;
- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду
и
на
семейных
приусадебных
участках)
- выбор культур для выращивания, семян, оборудования, подбор необходимого
материала для создания огорода;
- проведение диагностики, выявление уровня развития;
- составление перспективного плана.
2 этап - практический
Рассматривание иллюстраций, наблюдения, беседы:
Беседа «Что растет в огороде», беседа «Насекомые помощники», беседа о
важности
регулярного
употребления
овощей,
обсуждение
«Как
вырастить
овощи?», рассматривание семян растений, наблюдение за рассадой, наблюдение
за ростом и развитием растений.
Продолжать
развивать
диалогическую
речь,
совершенствовать
умение
составлять небольшие рассказы по картинкам, муляжам, овощам и фруктам,
развивать речевую фантазию, мелкую моторику
Непосредственная образовательная и совместная деятельность педагога и
воспитанников
«Посадка лука»
Учить правильно сажать лук;
Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом
роста лука.
Опытно-исследовательская деятельность:
«Опыты с луком»
Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука.
«Растения и свет»
Проверить, повернется ли растение к свету.
«Для чего корешки?»
Уточнить функцию корней растений.
Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней
растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.
«Как увидеть движение воды через корешки?»
доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней
растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.
«Вершки – корешки»
Выяснить, что раньше появляется из семени.
Дидактические игры:
«Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника», «Найди овощ»,
«Какого цвета овощ».
Сюжетно-ролевые игры:
«На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
Конструктивные игры:
«Планируем сад и огород»
Составление рассказа
:
«Лето на огороде» или «Как я помогаю на огороде»
Разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
Чтение художественной литературы.
Стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,
О. Емельянова «Что растет на огороде»,
произведения - Дж. Родари «Чиполлино»,
загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Трудовая деятельность:
Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление
графика полива огорода, организация дежурства, коллективные
индивидуальные
трудовые поручения.
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
Лепка:
«Декоративное
панно»
(коллективная
работа);
«Тюльпан»
(налеп);
«Насекомые помощники».
Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»;
«Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи» (рисование с натуры).
Безопасность
:
«Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
ЗОЖ
:
Беседа «О пользе овощей», беседа «Полезные продукты для здоровья - лук и
чеснок», просмотр мультфильма «Немытые овощи есть нельзя».
3 этап - заключительный
Оформление материалов проекта:
- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
- Макет «Строение растения»
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской
деятельности детей.
Литература
1.
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
3.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и
эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2002
4.
Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в
детском саду.
5.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
6.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет»
7.
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
8.
Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
9.
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
10.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
11.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
12.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
13.Сигимова М.Н. Познание мира растений.
14.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
15.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
16.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
17.Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. – СПб: «Детство – пресс», 2004.
18.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
19.Добро пожаловать в экологию! Часть 2. перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного
возраста. \ Сост. О.А. Воронкевич. - СПБ.: «Детство – пресс», 2004
20.«Дошкольное образование» №16, 2001.
21.Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение,
1985.
22.«Мы» программа экологического образования детей. /Н.Н. Кондратьева и др. –
СПб: «Детство – пресс», 2002
23.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.