Напоминание

"Мы сами огородники"


Автор: Койнова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 11 о. в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Мы сами огородники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

Познавательно-исследовательский проект:

тема:

«Мы сами огородники»

(старшая группа)

Подготовила: воспитатель I кв. категории

Койнова Ю. Н.

Магнитогорск, 2021 г.

Актуальность проекта

Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и

развитие ребенка дошкольного возраста. На территории нашего сада создали мини-

огород и цветники, которые используется для экологического

и

трудового

воспитания дошкольников. Огород в детском саду нужен для того, чтобы

знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Выполняя

трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с

подготовкой почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков;

посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда

служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет

формировать

познавательные

интересы,

формирует

предпосылки поисковой

деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на

огороде

даёт

возможность

научиться

ответственности,

способствует

формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно,

огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и

укреплению здоровья ребят.

Цель проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки,

посредством совместного создания огорода.

Задачи:

– поддерживать любознательность детей, их стремление к самостоятельности,

созиданию;

– обогащать представления детей об особенностях строения и условиях роста

растений;

– создавать условия для активной самостоятельной деятельности по выращиванию

растений;

– формировать основы экологической культуры, элементарные представления о

сельском

хозяйстве

и

сельскохозяйственной

деятельности;

– способствовать развитию связной речи и обогащению лексикона дошкольников;

формировать

партнерские

взаимоотношения

между

педагогами,

детьми

и

родителями.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное

развитие,

речевое

развитие,

социально-коммуникативное,

художественно-эстетическое, физическое развитие.

Характеристика проекта:

1. По типу – социальный (познавательный).

2. По виду – экологический, образовательный, практико-ориентированный.

3. По длительности – среднесрочный (март-май 2021 г.).

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

- дети старшей группы 33 чел.);

- родители воспитанников (совместная деятельность);

- воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

- видео презентации;

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

Риски

Несоблюдение сроков реализации проекта.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Получение знаний детей о жизни растений, о строении растений, практические

навыки

и

умения

проращивания

семян,

подготовки

рассады

и

грунта

к

пересаживанию

· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью

растений, и возможностью ухаживать за ними.

· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные

навыки.

· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке

почвы и ухода за растениями.

Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности,

повышение уверенности в своих способностях, своих силах

· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационно- подготовительный

Предварительная работа с родителями и детьми:

- обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

-

выявление

знаний

детей

о

жизни

растений;

-

беседы

об

условиях

роста

растений,

изучение

строения

растений;

- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста

растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках и в

группе)

- проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению

представлений

детей

о

работе

человека

в

саду

и

огороде;

- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду

и

на

семейных

приусадебных

участках)

- выбор культур для выращивания, семян, оборудования, подбор необходимого

материала для создания огорода;

- проведение диагностики, выявление уровня развития;

- составление перспективного плана.

2 этап - практический

Рассматривание иллюстраций, наблюдения, беседы:

Беседа «Что растет в огороде», беседа «Насекомые помощники», беседа о

важности

регулярного

употребления

овощей,

обсуждение

«Как

вырастить

овощи?», рассматривание семян растений, наблюдение за рассадой, наблюдение

за ростом и развитием растений.

Продолжать

развивать

диалогическую

речь,

совершенствовать

умение

составлять небольшие рассказы по картинкам, муляжам, овощам и фруктам,

развивать речевую фантазию, мелкую моторику

Непосредственная образовательная и совместная деятельность педагога и

воспитанников

«Посадка лука»

Учить правильно сажать лук;

Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом

роста лука.

Опытно-исследовательская деятельность:

«Опыты с луком»

Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука.

«Растения и свет»

Проверить, повернется ли растение к свету.

«Для чего корешки?»

Уточнить функцию корней растений.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней

растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней

растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.

«Вершки – корешки»

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Дидактические игры:

«Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника», «Найди овощ»,

«Какого цвета овощ».

Сюжетно-ролевые игры:

«На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»

Конструктивные игры:

«Планируем сад и огород»

Составление рассказа

:

«Лето на огороде» или «Как я помогаю на огороде»

Разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение художественной литературы.

Стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,

О. Емельянова «Что растет на огороде»,

произведения - Дж. Родари «Чиполлино»,

загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Трудовая деятельность:

Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление

графика полива огорода, организация дежурства, коллективные

индивидуальные

трудовые поручения.

Продуктивная деятельность:

Аппликация: «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка:

«Декоративное

панно»

(коллективная

работа);

«Тюльпан»

(налеп);

«Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»;

«Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи» (рисование с натуры).

Безопасность

:

«Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

ЗОЖ

:

Беседа «О пользе овощей», беседа «Полезные продукты для здоровья - лук и

чеснок», просмотр мультфильма «Немытые овощи есть нельзя».

3 этап - заключительный

Оформление материалов проекта:

- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

- Макет «Строение растения»

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской

деятельности детей.

Литература

1.

Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

2.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского

сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006

3.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и

эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2002

4.

Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в

детском саду.

5.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.

6.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет»

7.

Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»

8.

Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.

9.

Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»

10.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

11.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»

12.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

13.Сигимова М.Н. Познание мира растений.

14.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.

15.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

16.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»

17.Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и

сверстниками. – СПб: «Детство – пресс», 2004.

18.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

19.Добро пожаловать в экологию! Часть 2. перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного

возраста. \ Сост. О.А. Воронкевич. - СПБ.: «Детство – пресс», 2004

20.«Дошкольное образование» №16, 2001.

21.Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение,

1985.

22.«Мы» программа экологического образования детей. /Н.Н. Кондратьева и др. –

СПб: «Детство – пресс», 2002

23.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.



В раздел образования