Автор: Корнилова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№79
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Cтатья
Тема: Воспитание ответственности и самостоятельности
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Воспитание ответственности и самостоятельности».
Разработал:
воспитатель группы раннего возраста
Корнилова Наталья Сергеевна
Санкт-Петербург
2021 год.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что
ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным,
научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы
хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только
бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать
кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно
общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность
за последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и
отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той
или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом
обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.
Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что
хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки.
Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам
несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать,
когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок,
не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный
десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда
окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо
обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит
поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права
на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться
окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим,
чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все
свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим:
"Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет
стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и
во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с
правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и
подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно
опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в
такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет
учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима
дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня,
структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать
учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке
приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над
ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
1. Психология развития. Избранные работы, Выготский Л.С., М.: Юрайт , 2017
2. Развитие личности ребенка от года до трех, Монина Г.Б., Аверин В.А, Лютова-Робертс
Е.К., Смирнова Е.О., М.: Генезис 2014.
3. Ребенок учится общаться. От рождения до 5 лет, Филиппова Ю.В., 2005
4. Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие, Линн Мюррей,
Альпина нон-фикшн , 2016
5. В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11, Хухлаева О.В., М.:
Академический проект , 2016
6. Развитие мышления в раннем возрасте, Новоселова С.Л., М.: Педагогика , 1978. – 160 с.
7. Детская психология: От рождения до школы. 4-е изд., Волков Б.С. Волкова Н.В., Спб.:
Питер 1-е издание, 2009 год, 240 с.
8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога, Смирнова
Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Дробинская А.О.,
М.: АРКТИ М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).