Напоминание

Исследование влияния использования наглядного моделирования на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста


Автор: Пестерева Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4 им. В. В. Бианки"
Населённый пункт: г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование влияния использования наглядного моделирования на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследование влияния использования наглядного

моделирования на развитие связной речи детей старшего

дошкольного возраста

Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания

детей.

Это

обусловлено

ее

социальной

значимостью

и

ролью

в

формировании

личности.

В

связной

речи

реализуется

основная,

коммуникативная функции языка и речи. Связная речь - высшая форма речи

мыслительной

деятельности,

которая

определяет

уровень

речевого

и

умственного развития ребенка.

В процессе развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста всё чаще применяется наглядное моделирование. Сочетание

словесных и наглядных методов в педагогической деятельности педагога

позволяет визуализировать слова и структуру текста. Благодаря наглядному

плану-опоре дети более грамотно выстраивают свой текст, описание

предметов по предложенной модели становится подробным.

Практическую же эффективность использования наглядных моделей в

развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста можно

рассмотреть на примере описанного далее эксперимента.

В исследовании принимали участие 50 детей в возрасте 5-6 лет.

Цель экспериментально-педагогической работы – создание условий для

развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством

использования метода моделирования на занятиях.

Задачи экспериментально-педагогической работы:

1) выявить уровень развития связной речи старших дошкольников;

2) разработать и реализовать комплекс занятий с использованием

моделей, направленных на повышение уровня развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста;

3) провести повторную диагностику уровня развития связной речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

выявить

эффективность

экспериментальной методики.

Экспериментально-педагогическая работа проходила в три этапа.

На первом (констатирующем) этапе была проведена диагностика

уровня

развития

связной

речи

детей

контрольной

(25

чел.)

и

экспериментальной (25 чел.) групп дошкольников шестого года жизни.

Диагностика показала, что уровень

развития связной речи детей

контрольной и экспериментальной группы примерно одинаков и является

невысоким.

Исходя

из

результатов

констатирующего

эксперимента

строилась дальнейшая работа по повышению уровня развития связной речи

старших дошкольников в экспериментальной группе.

На

основе

результатов,

полученных

в

ходе

констатирующего

эксперимента, были определены содержание и методика опытного обучения,

поставлены следующие задачи:

- активизировать словарный запас;

-

формировать

умение

и

навыки,

которые

составляют

основу

описательной речи: правильно отбирать лексический материал, выражать

мысли в определенной последовательности;

- учить детей грамотно составлять сложные предложения.

- учить последовательности рассказывания.

Комплекс

мероприятий,

предусматривающих

повышение

уровня

развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, разрабатывался

на

основе

примерной

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Формирующий этап данного исследования проходил в течение 6

месяцев в период с 2.11.2015 по 2. 05. 2016

Преимущественно использовались модели в виде иллюстраций двух

типов:

модели,

отражающие

план

описания

и

модели,

отражающие

последовательность

событий.

На

начальном

этапе

формирующего

эксперимента дети испытывали затруднения в составлении рассказов с

использованием наглядных моделей. Однако с каждым новым занятием дети

всё охотнее использовали предложенный наглядный материал как опору для

составления своих рассказов.

Ввиду

того,

что

уровень

развития

связной

речи

детей

экспериментальной

группы

неоднороден,

рассказы

детей

качественно

отличались друг от друга. Однако в процессе составления текстов-описаний

детьми с низким уровнем развития связной речи наблюдалась склонность к

подражанию. Дети с высоким уровнем развития связной речи успешнее в

учебной деятельности, они более четко формулируют свои мысли, их лучше

понимают. Это способствует тому, что ребята с более низким уровнем

развития связной речи хотят быть похожими на них. Поначалу это

наблюдалось в изменении поведения детей: копировании жестов и некоторых

движений, увеличении времени общения с более успешными детьми. На

занятиях дети с низким уровнем развития связной речи часто наблюдали за

другими, обращали внимание на ответы, но нередко стеснялись выходить и

отвечать перед остальными ребятами.

На

занятии

по

ознакомлению

с

художественной

литературой,

посвященном творчеству Н. Носова, после ознакомления с биографией

автора детям было предложено прослушать

рассказ «Живая шляпа» и

пересказать его, опираясь на сюжетные картинки, которые помогали детям

вспомнить последовательность событий. Ребятам сначала нужно было

распределить картинки в нужном порядке, а затем связно описать фрагмент

рассказа, отраженный на каждой из сюжетных картинок.

Использование иллюстративных моделей заметно повышало интерес

детей к образовательному процессу. Так, например, на занятии по развитию

речи «Моя любимая игрушка» на просьбу описать свою любимую игрушку

дети

откликнулись

неохотно,

большинство

ответов

отличались

немногословностью и однотипностью. Однако после предложения работать с

использованием ярких и красочных опорных моделей, направленных на

помощь выявления отличительных особенностей игрушек, количество детей,

желающих ответить, значительно увеличилось, а ответы стали более

полными и развернутыми.

Наглядные модели использовались не только на занятиях по развитию

речи, но и на занятиях по изобразительной деятельности, К примеру, на

занятии по рисованию «Джунгли зовут» благодаря предварительному

устному описанию диких животных с использованием предложенных

моделей-иллюстраций, дошкольники смогли изобразить представителей

фауны

Африки

с

полным

отражением

особенностей

изображённых

животных. А на занятии по аппликации «По морям, по волнам…» детям

успешно удалость передать особенности строения корабля благодаря

предварительному анализу исходного изображения с помощью наглядного

плана.

В ходе формирующего эксперимента были использованы не только

иллюстративные

модели,

отражающие

отличительные

особенности

предметов, но и модели, отражающие описание и последовательность

событий. Такой материал использовался на занятиях по ознакомлению с

художественной литературе. Так, на занятии «Девочка Снегурочка» после

чтения и устного анализа главных героев дошкольникам были предложены

модели, которые помогли ребятам вспомнить основные части произведения,

а также восстановить последовательность событий. Таким образом, было

выявлено, что модели различного типа возможно использовать в различных

видах непосредственно-образовательной деятельности.

Подавляющее

большинство

занятий

в

декабре

были

посвящены

предновогодней подготовке. Поэтому праздничная тематика прослеживалась

в ряде следующих занятий. На занятии по развитию речи «Как животные к

Новому

году

готовились»

ребята

благодаря

наглядному

плану,

представленному в виде предметных картинок, вспоминали внешние

особенности животных, тип питания, особенности жизнедеятельности в

зимний период. Дошкольникам удалось составить подробные рассказы о

животных. А модели, которые использовались на занятии по рисованию

«Новогодние игрушки», позволили рассмотреть разнообразие елочных

игрушек и выделить, что игрушки отличаются не только по форме, цвету и

размеру, но и по материалу. После рисования дошкольники представляли

перед всей группой свои рисунки и рассказывали, чем их игрушка отличается

от других.

Подробнее можно остановиться на занятии по развитию речи «Наши

домашние помощники», посвященном обзору бытовой техники. Помимо

составления родовидовых обобщений, которые имели место быть, ребята

рассказывали друг другу об особенностях предметов бытовой техники. За

каждым из детей был закреплен отдельный прибор, рассказ о котором

являлся для ребенка домашним заданием. Выходя отвечать на занятии,

дошкольник по наглядному плану должен был описать свой предмет. Не все

дети справились с поставленной задачей. Этому способствовал ряд причин,

среди которых низкий уровень ответственности к выполнению домашней

работы, низкий словарный запас, отвлекаемость. Большинство дошкольников

сумели составить связный описательный рассказ с преимущественно

распространенными предложениями. Дети, которые не смогли в полной

мере подготовить рассказ дома, сумели раскрыть свои мысли, опираясь на

предложенный план, наличие которого способствовало повышению качества

текстов.

К концу эксперимента речь дошкольников экспериментальной группы

претерпела значительные изменения. Ребята, уровень связной речи которых

был низким, стали более уверенными, в их ответах на вопросы стали

использоваться

разнообразные

средства

выразительности

речи.

По

сравнению с рассказами, составленными детьми в начале эксперимента,

новые тексты стали более полными и развернутыми.

Таким образом, были получены следующие результаты: дошкольники

экспериментальной группы стали более раскрепощенными, они легче шли на

контакт

и

активнее

взаимодействовали;

дети

начали

более

четко

формулировать свои мысли, их монологическая и диалогическая речь стала

более уверенной, насыщенной разнообразными средствами выразительности;

улучшилось качество понимания детьми друг друга.

Использованная литература

1.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и

сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:

Академия, 2000. - 400 с.

2.

Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: Книга для

воспитателя

детского

сада/

под

ред.

Ушаковой

О.С.

-

М.:

Просвещение, 1993.- 53с.

3.

Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников

[Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.

Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.



В раздел образования