Автор: Полуэктова Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Горновский детский сад №2" Тогучинского района
Населённый пункт: р.п. Горный, Тогучинский район, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Моё педагогическое кредо: «Воспитание у детей активной жизненной позиции в
отношении собственного здоровья».
Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья
и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей
адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном
учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям. Поэтому основным
направлением моей работы является формирование у детей потребности ведения
здорового образа жизни.
Формирование здорового жизни – воспитание комплекса разнообразных знаний,
правил, умений и навыков, которые дети могут применять на практике. Такой образ
жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее
самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и
нежелательных контактов.
Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни осуществляется
мной через создание комплекса педагогических условий.
1.
Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем
разделам образовательной работы.
2.
Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
Для того, чтобы обучение было максимально продуктивным и не приводило к
утомлению, я уделяю большое внимание организации, содержанию и методике
проведения занятий. При проявлении признаков утомления устраняю их
своевременным отдыхом, сменой деятельности и позы дошкольников.
3.
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития,
биологическому и психологическому возрасту.
Среди всех условий важнейшим является индивидуальный подход к ребенку.
Поэтому я стараюсь использовать такой подход при организации всех видов
деятельности с дошкольниками.
4.
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену
разнообразной деятельности и отдыха.
Одно из главных условий правильного построения режима дня – обеспечение его
соответствия возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.
Соблюдая это условия, я слежу за тем, чтобы темп проведения всех режимных
моментов, длительность занятий, время, отведенное для игровой и двигательной
деятельности детей, продолжительность пребывания детей на воздухе,
длительность сна соответствовали установленными нормам.
5.
Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в
движении.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей
и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное
развитие ребенка, его привычки и поведение. В связи с этим во время прогулки
или в помещении я поощряю стремление детей двигаться, предлагая различные
подвижные и спортивные игры, побуждаю участвовать в них каждого ребенка;
направляю деятельность чрезмерно активных детей, своевременно корректирую
ее чередованием интенсивных и спокойных игр, побуждаю малоподвижных детей
к активным действиям; предоставляю широкий ассортимент физкультурных
пособий; предусматриваю адекватный для каждого ребенка объем нагрузки.
6.
Организация здоровьесберегающей среды.
Создавая здоровьесберегающее пространство, я слежу за характером предметно-
игровой среды, за воздушно-тепловым режимом помещения, качественным
составом воздуха, уровнем освещенности, т.е. факторами, которые влияют на
работоспособность, активность, самочувствие и здоровье детей.
7.
Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей.
В своей работе я применяю группы средств, действия которых направлено на
повышение защитных механизмов самого организма:
средства двигательной направленности (утренняя гимнастика, гимнастика
пробуждения, физкультминутки, минутки покоя, двигательные переменки между
занятиями, подвижные и спортивные игры, прогулки, физкультурные досуги,
походы);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушные: облегченная одежда,
прогулки в любую погоду, босохождение; водные: полоскание горла и рта,
хождение по «дорожкам здоровья»; солнечные);
профилактические и стимулирующие упражнения (дыхательная гимнастика,
точечный массаж, упражнения по предупреждению плоскостопия, с сохранением
осанки, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика);
проведение занятий, мероприятий, способствующих формированию
осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности
жизнедеятельности;
соблюдение гигиенических факторов (выполнение норм СанПиНа, личная и
общественная гигиена).
Кроме этого в групповой комнате выращиваются растения-фильтры, летучие
выделения которых улучшают общее самочувствие детей; используется «цветовой
режим» - цвет интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен
содействуют более эффективному психофизическому развитию детей.
8.
Формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе
гигиенического воспитания и обучения.
Для успешного решения задач по гигиеническому воспитанию я использую
различные педагогические приемы: прямое обучение, показ, упражнение в
выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о
необходимости соблюдения гигиенических правил; заучивание потешек, чтение
литературных произведений (К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
«Доктор Айболит», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»),
разыгрывание сценок на основе сюжетов этих произведений. В своей работе я
сочетаю словесные и наглядные методы: использую специальные наборы
наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные
картинки, сюжеты сказок. Одновременно с гигиеническим воспитанием знакомлю
детей с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности.
9.
Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Чтобы в семье сложились доброжелательные отношения, внимательное
отношение к ребенку, соблюдался режим дня, я веду с семьями работу по
повышению их педагогической и гигиенической культуры, слежу, чтобы
требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников дома и в детском саду
были согласованными. Работа с родителями строятся по следующим
направлениям:
беседы, консультации;
памятки, информационные стенды;
консультации психолога, инструктора по физкультуре;
вовлечение родителей в проведение оздоровительных мероприятий
(экологические акции, физкультурно-массовые мероприятия);
фотовыставки.
В результате такой работы у детей происходят позитивные изменения в состоянии
здоровья и физического развития:
улучшение физического развития и физической подготовленности,
повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;
оптимизация эмоционального благополучия ребенка, его гармоничного
духовно-нравственного, физического и умственного развития;
снижение количества часто болеющих детей, предотвращение развития
хронических заболеваний.