Напоминание

"Формирование здорового образа жизни у дошкольников"


Автор: Полуэктова Жанна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Горновский детский сад №2" Тогучинского района
Населённый пункт: р.п. Горный, Тогучинский район, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование здорового образа жизни у дошкольников.

Моё педагогическое кредо: «Воспитание у детей активной жизненной позиции в

отношении собственного здоровья».

Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья

и благополучия ребенка, определяющим качество жизни, способствующим лучшей

адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном

учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям. Поэтому основным

направлением моей работы является формирование у детей потребности ведения

здорового образа жизни.

Формирование здорового жизни – воспитание комплекса разнообразных знаний,

правил, умений и навыков, которые дети могут применять на практике. Такой образ

жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее

самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и

нежелательных контактов.

Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни осуществляется

мной через создание комплекса педагогических условий.

1.

Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем

разделам образовательной работы.

2.

Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

Для того, чтобы обучение было максимально продуктивным и не приводило к

утомлению, я уделяю большое внимание организации, содержанию и методике

проведения занятий. При проявлении признаков утомления устраняю их

своевременным отдыхом, сменой деятельности и позы дошкольников.

3.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития,

биологическому и психологическому возрасту.

Среди всех условий важнейшим является индивидуальный подход к ребенку.

Поэтому я стараюсь использовать такой подход при организации всех видов

деятельности с дошкольниками.

4.

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену

разнообразной деятельности и отдыха.

Одно из главных условий правильного построения режима дня – обеспечение его

соответствия возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.

Соблюдая это условия, я слежу за тем, чтобы темп проведения всех режимных

моментов, длительность занятий, время, отведенное для игровой и двигательной

деятельности детей, продолжительность пребывания детей на воздухе,

длительность сна соответствовали установленными нормам.

5.

Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в

движении.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей

и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное

развитие ребенка, его привычки и поведение. В связи с этим во время прогулки

или в помещении я поощряю стремление детей двигаться, предлагая различные

подвижные и спортивные игры, побуждаю участвовать в них каждого ребенка;

направляю деятельность чрезмерно активных детей, своевременно корректирую

ее чередованием интенсивных и спокойных игр, побуждаю малоподвижных детей

к активным действиям; предоставляю широкий ассортимент физкультурных

пособий; предусматриваю адекватный для каждого ребенка объем нагрузки.

6.

Организация здоровьесберегающей среды.

Создавая здоровьесберегающее пространство, я слежу за характером предметно-

игровой среды, за воздушно-тепловым режимом помещения, качественным

составом воздуха, уровнем освещенности, т.е. факторами, которые влияют на

работоспособность, активность, самочувствие и здоровье детей.

7.

Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей.

В своей работе я применяю группы средств, действия которых направлено на

повышение защитных механизмов самого организма:

средства двигательной направленности (утренняя гимнастика, гимнастика

пробуждения, физкультминутки, минутки покоя, двигательные переменки между

занятиями, подвижные и спортивные игры, прогулки, физкультурные досуги,

походы);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушные: облегченная одежда,

прогулки в любую погоду, босохождение; водные: полоскание горла и рта,

хождение по «дорожкам здоровья»; солнечные);

профилактические и стимулирующие упражнения (дыхательная гимнастика,

точечный массаж, упражнения по предупреждению плоскостопия, с сохранением

осанки, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика);

проведение занятий, мероприятий, способствующих формированию

осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности

жизнедеятельности;

соблюдение гигиенических факторов (выполнение норм СанПиНа, личная и

общественная гигиена).

Кроме этого в групповой комнате выращиваются растения-фильтры, летучие

выделения которых улучшают общее самочувствие детей; используется «цветовой

режим» - цвет интерьера помещения, игрового инвентаря, оформление стен

содействуют более эффективному психофизическому развитию детей.

8.

Формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе

гигиенического воспитания и обучения.

Для успешного решения задач по гигиеническому воспитанию я использую

различные педагогические приемы: прямое обучение, показ, упражнение в

выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о

необходимости соблюдения гигиенических правил; заучивание потешек, чтение

литературных произведений (К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,

«Доктор Айболит», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»),

разыгрывание сценок на основе сюжетов этих произведений. В своей работе я

сочетаю словесные и наглядные методы: использую специальные наборы

наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные

картинки, сюжеты сказок. Одновременно с гигиеническим воспитанием знакомлю

детей с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности.

9.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Чтобы в семье сложились доброжелательные отношения, внимательное

отношение к ребенку, соблюдался режим дня, я веду с семьями работу по

повышению их педагогической и гигиенической культуры, слежу, чтобы

требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников дома и в детском саду

были согласованными. Работа с родителями строятся по следующим

направлениям:

беседы, консультации;

памятки, информационные стенды;

консультации психолога, инструктора по физкультуре;

вовлечение родителей в проведение оздоровительных мероприятий

(экологические акции, физкультурно-массовые мероприятия);

фотовыставки.

В результате такой работы у детей происходят позитивные изменения в состоянии

здоровья и физического развития:

улучшение физического развития и физической подготовленности,

повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;

оптимизация эмоционального благополучия ребенка, его гармоничного

духовно-нравственного, физического и умственного развития;

снижение количества часто болеющих детей, предотвращение развития

хронических заболеваний.



В раздел образования