Напоминание

«Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста»


Автор: Кибирева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: п.Рудногорск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п.Рудногорск

Нижнеилимского района

Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по

формированию

патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Возрастная направленность: дошкольный возраст

Автор: воспитатель Кибирева Елена Викторовна

педагогический стаж 22 года, первая квалификационная категория.

2021 год

1

Духовный патриотизм следует прививать с раннего детства. Как любое иное

чувство,

чувство

патриотизма

приобретается

ребёнком

самостоятельно

и

переживает он его индивидуально. Педагог, как патриот своей Родины, может

только пробудить и развивать чувство любви к Родине. Не оспорим то факт, что

основа воспитания ребёнка закладывается в семье. Патриотическое воспитание,

интерес к духовной жизни нашего народа берет своё начало с семьи.

Что такое чувство патриотизма? Это глубокая привязанность к семье, к

родному дому, любовь к родной природе и желание сохранять её богатство. Это и

ощущение чувства гордости за свой народ и его успехи и достижения. Это и

неразрывная связь с прошлым своего народа, стремление стать его частью в

будущем. Перед педагогом стоит не простая задача- раскрыть дошкольнику такие

понятия как «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитание чувства

патриотизма- это, процесс сложный и длительный, играющий важную роль в

становлении ребёнка как личности. Педагог должен осознавать, что родная

культура воспитанника должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.

В стенах Детского сада основным приоритетным направлением в деятельности

образовательного

учреждения

является патриотическое

воспитание

детей.

Воспитание у дошкольников гражданина и патриота своей страны, формирование

нравственных ценностей в семье и понимание родителями важности воспитания

патриотических качеств у детей дошкольного возраста значительно эффективнее

решать через инновационную технологию – проектную деятельность, которая

используется

мною

на протяжении длительного времени, так как является

перспективной

в

работе

ДОУ

и

соответствует

требования

ФГОС.

Так,

приобщение детей к истокам русской народной культуры осуществляется через

действующий долгосрочный проект «Комната «Русская изба». Огромный вклад в

оснащение развивающей среды комнаты внесли сами жители поселка и родители

дошкольников. Воспитанники посещают её и знакомятся с настоящей и прошлой

жизнью народа, приобщаются к традициям и обычаям празднований Покрова,

Рождества, Масленицы и Пасхи нашей большой и малой Родины через русские

народные игры, песни, хороводы, потешки, поговорки по принципу от простого к

сложному.

Социальное партнерство ДОУ и СОШ дает возможность воочию

увидеть орудия труда, предметы быта, увлечения мужчин и женщин жителей

Приилимья в музее «Илимская пашня».

Проектная деятельность позволяет объединить усилия в воспитании

патриотизма и дать воспитанникам достоверные сведения об исторических

фактах своей семьи, расширяет возможности совершенствования развивающей

предметно-пространственной среды группы по теме. Участие родителей и детей в

проекте «Моя семья-моё богатство» способствовало приобщению детей к

социокультурным нормам и традициям семьи. Через совместное творчество в

создании стенгазеты «Имя моего ребёнка», выставки рисунков «Дружная семья»

и персональной выставки родителей «Семейные традиции» воспитанники

расширяют и углубляют знания о своей семье, увлечениях, испытывают чувство

гордости

за

достижения

родных

и

близких

людей.

Создание

альбома

«Генеалогическое древо моей семьи» в доступной форме рассказывает о истории

2

рода семьи, воспитывает стремление помнить старшее поколение. Сближение

семьи и ДОУ по привитию чувства любви к малой Родине, осуществляется на

совместных детско-родительских вечерах через игры драматизации, например,

«История про котёнка». Подобного рода театрализованные сценки позволяют

тонкой нитью выделить значимость старшего поколения в семье, уважительное

отношение к мнению старших и соблюдение традиций в семейном круге.

Воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанников строится на

пробуждении в растущем человеке любви к родной земле, к улице и дому, где он

живёт. Действующий проект «Комната «Азбука безопасности» способствует не

только формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного

возраста, но и расширению кругозора об исторических страницах строительства

первых зданий, появлению первых улиц нашей малой Родины, сравнению с

настоящим видом сейчас и осознанию важности сопричастности своей семьи в

становлении посёлка. Необходимость в создании условий для расширения у

дошкольников представлений о малой Родине на основе ознакомления с родным

краем поспособствовало изготовлению дидактических материалов для детей:

«Знаешь ли ты Приилимье?», «Герб поселка Рудногорск», многофункциональное

пособие «Леп-бук «Моя малая Родина» , «Моя малая Родина-п Рудногорск».

Игра

«Моя малая Родина-п Рудногорск» представлена на конкурсе методических

разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций Иркутской

области, Бурятии и Забайкальского края, имеется диплом лауреата.

Важное условие для решения задач по патриотическому воспитанию

подрастающего поколения является активное взаимодействие с родителями

воспитанников. Поддержка родителей в реализации проекта по художественно-

эстетическому направлению «Страницы творчества «Юного художника» помогла

укрепить уверенность и активность детей в участии творческих выставках в ДОУ

«Леса Сибири», «Берегите природу Сибири!» и в поселковых конкурсах

рисунков,

прививающие

любовь

к

родному

краю

и

воспитывающие

патриотические чувства: «Земля наш дом родной», «Как хорошо на свете без

войны», «Пасха у ворот», «Лучше всех на свете мама», «Горлица обыкновенная».

Вовлекая воспитанников в мир родной природы малой Родины, невозможно без

соучастия родителей. Только в совместном тандеме достигаются положительные

результаты. Родители проявляют интерес ко всем мероприятиям, которые

планируются в нашем ДОУ, стараются проявить творческую неповторимость,

характерную

для

семьи.

Систематическая работа по формированию патриотических качеств

личности дошкольника осуществляется с поддержкой родителей (законных

представителей) через участия

в районных

конкурсах:

конкурс детского

творчества «Звезда героя» (2016г), районный конкурс рисунков по творчеству

Юрия Георгиевича Черных, посвященному 90-летию Нижнеилимского района

(2016г), районный конкурс рисунков и поделок из природного материала

«Осенняя сказка природы» (2017г), XXI районный фестиваль детского творчества

«Байкальская звезда-2020», посвященного году памяти и славы в России.

Собственный пример взрослого-это пример воспитания любви и

3

привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям,

традициям в разных видах деятельности. Я и родители моих воспитанников

являются активными участниками пропаганды патриотического воспитания

подрастающего

поколения

нашей

малой

Родины:

участие

в

поселковой

легкоатлетической эстафете, посвященной 73-й годовщине Победы в Великой

Отечественной войне, участие в районном Мини-фестивале семейного творчества

«Умеем всё!»

XIII Районного фестиваля народного творчества «Весеннее

вдохновение», участие в районных соревнования «Весёлые старты» среди команд

организаций и учреждений Рудногорского городского поселения, посвящённом

Дню здоровья и 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, участие

в I квест-игре «Шагает по планете молодёжь» среди учреждений и организаций п

Рудногорск, посвящённой Дню молодёжи (имеются грамоты и дипломы).

Проведенная работа через проектную деятельность с воспитанниками и

родителями ДОУ по формированию патриотического воспитания дошкольников

способствует проявлению устойчивого интереса к ценностям своего народа,

праздникам,

расширению

эмоциональной

восприимчивости

и

обогащению

знаниями о семейных традициях.

Тесное сотрудничество с родителями

(законными представителями) является важным и необходимым условием

формирования и развития чувств любви к Родине.

Если в детстве ребенок

испытывает чувство сострадания к другому человеку, испытывает восхищение от

соприкосновения с историческим прошлым своего народа, радость и гордость от

хороших поступков своих членов семьи, ему небезразлично отношение к

окружающей природе своей малой Родины, значит он приобрел эмоциональный

опыт, который является основой глубокого чувства –чувства патриотизма.

Перспектива развития:

Понятно, что потребность в решении проблемы духовно-нравственного

развития воспитанников, сохранении исторического и культурного наследия

не завершается. Патриотическое воспитание дошкольников в семье и ДОУ

является актуальной и необходимой деятельностью в работе с вновь прибывшими

в группу детьми согласно востребованности реального времени. Эта ежедневная

работа

вновь

будет

построена

на

совместной

деятельности

родителей,

воспитанников, сотрудников ДОУ и социальных партнеров образовательного

учреждения. Из года в год нам педагогам необходимо готовить детей к жизни в

современном социуме с целью сохранения и поддержания духовной истории

народа, традиций и национальной безопасности. Поскольку являюсь сторонником

проектной деятельности, то готова к поиску нестандартных решений в работе с

воспитанниками по этой теме.

4



В раздел образования