Автор: Кибирева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: п.Рудногорск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п.Рудногорск
Нижнеилимского района
Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по
формированию
патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Возрастная направленность: дошкольный возраст
Автор: воспитатель Кибирева Елена Викторовна
педагогический стаж 22 года, первая квалификационная категория.
2021 год
1
Духовный патриотизм следует прививать с раннего детства. Как любое иное
чувство,
чувство
патриотизма
приобретается
ребёнком
самостоятельно
и
переживает он его индивидуально. Педагог, как патриот своей Родины, может
только пробудить и развивать чувство любви к Родине. Не оспорим то факт, что
основа воспитания ребёнка закладывается в семье. Патриотическое воспитание,
интерес к духовной жизни нашего народа берет своё начало с семьи.
Что такое чувство патриотизма? Это глубокая привязанность к семье, к
родному дому, любовь к родной природе и желание сохранять её богатство. Это и
ощущение чувства гордости за свой народ и его успехи и достижения. Это и
неразрывная связь с прошлым своего народа, стремление стать его частью в
будущем. Перед педагогом стоит не простая задача- раскрыть дошкольнику такие
понятия как «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитание чувства
патриотизма- это, процесс сложный и длительный, играющий важную роль в
становлении ребёнка как личности. Педагог должен осознавать, что родная
культура воспитанника должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.
В стенах Детского сада основным приоритетным направлением в деятельности
образовательного
учреждения
является патриотическое
воспитание
детей.
Воспитание у дошкольников гражданина и патриота своей страны, формирование
нравственных ценностей в семье и понимание родителями важности воспитания
патриотических качеств у детей дошкольного возраста значительно эффективнее
решать через инновационную технологию – проектную деятельность, которая
используется
мною
на протяжении длительного времени, так как является
перспективной
в
работе
ДОУ
и
соответствует
требования
ФГОС.
Так,
приобщение детей к истокам русской народной культуры осуществляется через
действующий долгосрочный проект «Комната «Русская изба». Огромный вклад в
оснащение развивающей среды комнаты внесли сами жители поселка и родители
дошкольников. Воспитанники посещают её и знакомятся с настоящей и прошлой
жизнью народа, приобщаются к традициям и обычаям празднований Покрова,
Рождества, Масленицы и Пасхи нашей большой и малой Родины через русские
народные игры, песни, хороводы, потешки, поговорки по принципу от простого к
сложному.
Социальное партнерство ДОУ и СОШ дает возможность воочию
увидеть орудия труда, предметы быта, увлечения мужчин и женщин жителей
Приилимья в музее «Илимская пашня».
Проектная деятельность позволяет объединить усилия в воспитании
патриотизма и дать воспитанникам достоверные сведения об исторических
фактах своей семьи, расширяет возможности совершенствования развивающей
предметно-пространственной среды группы по теме. Участие родителей и детей в
проекте «Моя семья-моё богатство» способствовало приобщению детей к
социокультурным нормам и традициям семьи. Через совместное творчество в
создании стенгазеты «Имя моего ребёнка», выставки рисунков «Дружная семья»
и персональной выставки родителей «Семейные традиции» воспитанники
расширяют и углубляют знания о своей семье, увлечениях, испытывают чувство
гордости
за
достижения
родных
и
близких
людей.
Создание
альбома
«Генеалогическое древо моей семьи» в доступной форме рассказывает о истории
2
рода семьи, воспитывает стремление помнить старшее поколение. Сближение
семьи и ДОУ по привитию чувства любви к малой Родине, осуществляется на
совместных детско-родительских вечерах через игры драматизации, например,
«История про котёнка». Подобного рода театрализованные сценки позволяют
тонкой нитью выделить значимость старшего поколения в семье, уважительное
отношение к мнению старших и соблюдение традиций в семейном круге.
Воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанников строится на
пробуждении в растущем человеке любви к родной земле, к улице и дому, где он
живёт. Действующий проект «Комната «Азбука безопасности» способствует не
только формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста, но и расширению кругозора об исторических страницах строительства
первых зданий, появлению первых улиц нашей малой Родины, сравнению с
настоящим видом сейчас и осознанию важности сопричастности своей семьи в
становлении посёлка. Необходимость в создании условий для расширения у
дошкольников представлений о малой Родине на основе ознакомления с родным
краем поспособствовало изготовлению дидактических материалов для детей:
«Знаешь ли ты Приилимье?», «Герб поселка Рудногорск», многофункциональное
пособие «Леп-бук «Моя малая Родина» , «Моя малая Родина-п Рудногорск».
Игра
«Моя малая Родина-п Рудногорск» представлена на конкурсе методических
разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций Иркутской
области, Бурятии и Забайкальского края, имеется диплом лауреата.
Важное условие для решения задач по патриотическому воспитанию
подрастающего поколения является активное взаимодействие с родителями
воспитанников. Поддержка родителей в реализации проекта по художественно-
эстетическому направлению «Страницы творчества «Юного художника» помогла
укрепить уверенность и активность детей в участии творческих выставках в ДОУ
«Леса Сибири», «Берегите природу Сибири!» и в поселковых конкурсах
рисунков,
прививающие
любовь
к
родному
краю
и
воспитывающие
патриотические чувства: «Земля наш дом родной», «Как хорошо на свете без
войны», «Пасха у ворот», «Лучше всех на свете мама», «Горлица обыкновенная».
Вовлекая воспитанников в мир родной природы малой Родины, невозможно без
соучастия родителей. Только в совместном тандеме достигаются положительные
результаты. Родители проявляют интерес ко всем мероприятиям, которые
планируются в нашем ДОУ, стараются проявить творческую неповторимость,
характерную
для
семьи.
Систематическая работа по формированию патриотических качеств
личности дошкольника осуществляется с поддержкой родителей (законных
представителей) через участия
в районных
конкурсах:
конкурс детского
творчества «Звезда героя» (2016г), районный конкурс рисунков по творчеству
Юрия Георгиевича Черных, посвященному 90-летию Нижнеилимского района
(2016г), районный конкурс рисунков и поделок из природного материала
«Осенняя сказка природы» (2017г), XXI районный фестиваль детского творчества
«Байкальская звезда-2020», посвященного году памяти и славы в России.
Собственный пример взрослого-это пример воспитания любви и
3
привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям,
традициям в разных видах деятельности. Я и родители моих воспитанников
являются активными участниками пропаганды патриотического воспитания
подрастающего
поколения
нашей
малой
Родины:
участие
в
поселковой
легкоатлетической эстафете, посвященной 73-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне, участие в районном Мини-фестивале семейного творчества
«Умеем всё!»
XIII Районного фестиваля народного творчества «Весеннее
вдохновение», участие в районных соревнования «Весёлые старты» среди команд
организаций и учреждений Рудногорского городского поселения, посвящённом
Дню здоровья и 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, участие
в I квест-игре «Шагает по планете молодёжь» среди учреждений и организаций п
Рудногорск, посвящённой Дню молодёжи (имеются грамоты и дипломы).
Проведенная работа через проектную деятельность с воспитанниками и
родителями ДОУ по формированию патриотического воспитания дошкольников
способствует проявлению устойчивого интереса к ценностям своего народа,
праздникам,
расширению
эмоциональной
восприимчивости
и
обогащению
знаниями о семейных традициях.
Тесное сотрудничество с родителями
(законными представителями) является важным и необходимым условием
формирования и развития чувств любви к Родине.
Если в детстве ребенок
испытывает чувство сострадания к другому человеку, испытывает восхищение от
соприкосновения с историческим прошлым своего народа, радость и гордость от
хороших поступков своих членов семьи, ему небезразлично отношение к
окружающей природе своей малой Родины, значит он приобрел эмоциональный
опыт, который является основой глубокого чувства –чувства патриотизма.
Перспектива развития:
Понятно, что потребность в решении проблемы духовно-нравственного
развития воспитанников, сохранении исторического и культурного наследия
не завершается. Патриотическое воспитание дошкольников в семье и ДОУ
является актуальной и необходимой деятельностью в работе с вновь прибывшими
в группу детьми согласно востребованности реального времени. Эта ежедневная
работа
вновь
будет
построена
на
совместной
деятельности
родителей,
воспитанников, сотрудников ДОУ и социальных партнеров образовательного
учреждения. Из года в год нам педагогам необходимо готовить детей к жизни в
современном социуме с целью сохранения и поддержания духовной истории
народа, традиций и национальной безопасности. Поскольку являюсь сторонником
проектной деятельности, то готова к поиску нестандартных решений в работе с
воспитанниками по этой теме.
4