Автор: Сычева Лариса Владимировна
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Белгородская область Валуйский городской округ село Тулянка
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной малокомплектной сельской дошкольной группе"
Раздел: дошкольное образование
«Актуальность и система работы
по социально-личностному развитию детей
дошкольного возраста в разновозрастной группе
малокомплектной сельской дошкольной группы»
(Из опыта работы в дошкольной группы)
Воспитатель: Сычева Л. В.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из главной проблеме социально-личностного развития и воспитания
дошкольников. В связи с оттоком населения из посёлка из – за условий жизни
связанных
с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест,
социальный уровень населения снизился. В сложившейся ныне в нашем посёлке
ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к
другу, я испытываю трудности в вопросах профилактики и коррекции таких
негативных
проявлений
детей,
как
грубость,
эмоциональная
глухота,
враждебность, дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми
или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Специфика нашего учреждения
– в составе функционируют
одна
разновозрастная
группа
общеразвивающей
направленности
для
детей
дошкольного возраста. Количество проживающих в селе менее 500 человек
(вместе с пенсионерами и новорожденными детьми). Социум села - только самое
необходимое. Контингент детей очень разный, возраст детей по факту от 1 года
до 8,2 лет.
Цель: создание благоприятных условий в разновозрастной группесельского
детского сада для позитивной социализации воспитанников, для полноценного
проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Задачи:
●
создание
благоприятной
предметно-развивающей
среды
для
социального развития детей;
●
взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по
социально-личностному развитию детей;
●
развитие игровой деятельности детей;
●
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;
●
формирование у детей основ личности будущего гражданина;
●
профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных
проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.
Промежуточные результаты работы:
- У детей формируются отношения, основанные на сотрудничестве и
взаимопомощи;
-
Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как
самостоятельность,
ответственность,
коммуникативность,
чувство
собственного достоинства;
- Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного
индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
Ожидаемые конечные результаты:
Воспитанник:
●
Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.
●
Способен управлять своим поведением.
●
Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
●
Толерантен к людям другой национальности.
●
Способен управлять своим поведением.
Основная
моя цель нашего детского сада
– помочь детям войти в
современный
мир,
такой
сложный,
динамичный,
характеризующийся
множеством негативных явлений.
Работу по социально-личностному развитию детей проводим поэтапно:
-
сбор
информации
об
индивидуальных
личностных
особенностях
воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному
развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Своеобразие разновозрастных групп– подбор игрушек выполняем так, чтобы
ассортимент удовлетворял детей всех возрастов. Расстановка мебели – так же,
чтоб соответствовала разному росту детей.
Проблема воспитания и обучения детей в разновозрастной группе требует от
воспитателя свободной ориентации в динамике программных требований на
протяжении всего дошкольного возраста, знать воспитательно- образовательные
задачи общего характера и конкретное содержание воспитания детей каждого
возраста, каждой подгруппы, соотносить их с уровнем развития детей всей
группы и с учётом этого строить педагогический процесс, осуществлять
развитие каждого ребёнка.
В учреждении
подобраны и переработаны
перспективные планы по социально- личностному развитию детей на все
возрастные группы, работа по которым даёт положительный
эффект.
Подобраны и используются
игры для
формирования навыков культуры
общения, развития эмоционально –нравственной сферы, выражения своих чувств
и умозаключений… ПВ работе с детьми педагоги используют разные формы
образовательной деятельности: режимные моменты, совместную деятельность с
педагогом, самостоятельную деятельность детей.
Постоянная кропотливая работа педагога с детьми, использование принципа
мини – макса, личностно – ориентированный
подход во взаимодействии
педагогов
и
родителей, оказывают положительное влияние на динамику
личностного развития детей, на повышение социальной активности, развитие
самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности
ребёнка.
В основе организации жизни детей в разновозрастной группе –
принцип постепенного и последовательного подключения детей к режимным
процессам, начиная каждый раз с более младших, создание условий для
разнообразной деятельности детей в течение дня. Режим дня скорректирован по
среднему возрасту детей в группе. Важным является согласованность действий
воспитателя и помощника воспитателя.
Личностно-
ориентированный
подход
во
взаимодействии
педагогов
с
родителями позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в
семье и в детском саду. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и
родителей по социально –личностному направлению работы
с детьми составили план работы с родителями. Для ознакомления родителей с
работой
детского
сада
используем
беседы,
родительские
собрания,
консультации, открытые занятия, совместные праздники,
оформления в
«Уголке для родителей» и др.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников
играет коллектив единомышленников, который составляют администрация
детского
сада,
воспитатели,
музыкальный
руководитель.
Воспитатели
формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе,
окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, формируют
чувства уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании
ситуаций с использованием декораций, костюмов. Регулярно проводим все по
плану утренники и развлечения, активно вовлекаем в сюрпризные моменты
сотрудников детского сада, родителей и учеников школы № 10, наших бывших
выпускников.
Уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного
взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению
работы с детьми составили план работы с родителями в этом направлении, а для
ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские
собрания, субботники, консультации, открытые занятия, оформления в «Уголке
родителей», на все утренники и
праздники приглашаем родителей
и др.
Ежегодно
на
родительских субботниках
летом силами
родителей мы
ремонтируем наши игровые площадки, ежегодно родители нам помогают.
Многие
атрибуты к играм в группах изготовлены
руками
родителей.
Неоднократно проводили выставки детских работ «Вместе с мамой и папой».
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного
возраста в разновозрастной группе педагогам необходим высокий уровень
профессиональной компетентности, так как узких специалистов нет, а в работе
бывают
разные
ситуации,
когда
педагог
выступает
и
психологом,
и
дефектологом.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и
взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском
саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по
социально-личностному направлению работы.
Проблему составляют асоциальные семьи, в которых воспитываются дети
дошкольного возраста. Поэтому необходимо продолжить работу и далее
привлекать родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему
требований в дошкольном учреждении и в семье.
В учреждении недостаточно игрового материала для детей, для оснащения
предметно – развивающей среды, согласно требований ФГОС , недостаточно
оснащён физкультурное – музыкальный зал, требует оснащения физкультурная
площадка
летняя и игровые площадки для
детей. Постепенно стараемся
добиваться пополнения оснащения.
Проводимая нами работа поможет детям в сложном процессе вхождения в мир
людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему
социальном окружении, осознать само ценность собственной личности и других
людей.