Напоминание

"Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной малокомплектной сельской дошкольной группе"


Автор: Сычева Лариса Владимировна
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Белгородская область Валуйский городской округ село Тулянка
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной малокомплектной сельской дошкольной группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Актуальность и система работы

по социально-личностному развитию детей

дошкольного возраста в разновозрастной группе

малокомплектной сельской дошкольной группы»

(Из опыта работы в дошкольной группы)

Воспитатель: Сычева Л. В.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из главной проблеме социально-личностного развития и воспитания

дошкольников. В связи с оттоком населения из посёлка из – за условий жизни

связанных

с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест,

социальный уровень населения снизился. В сложившейся ныне в нашем посёлке

ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к

другу, я испытываю трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

негативных

проявлений

детей,

как

грубость,

эмоциональная

глухота,

враждебность, дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми

или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Специфика нашего учреждения

– в составе функционируют

одна

разновозрастная

группа

общеразвивающей

направленности

для

детей

дошкольного возраста. Количество проживающих в селе менее 500 человек

(вместе с пенсионерами и новорожденными детьми). Социум села - только самое

необходимое. Контингент детей очень разный, возраст детей по факту от 1 года

до 8,2 лет.

Цель: создание благоприятных условий в разновозрастной группесельского

детского сада для позитивной социализации воспитанников, для полноценного

проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном

обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности

дошкольника.

Задачи:

создание

благоприятной

предметно-развивающей

среды

для

социального развития детей;

взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по

социально-личностному развитию детей;

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;

профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных

проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.

Промежуточные результаты работы:

- У детей формируются отношения, основанные на сотрудничестве и

взаимопомощи;

-

Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как

самостоятельность,

ответственность,

коммуникативность,

чувство

собственного достоинства;

- Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного

индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

- Повышение уровня педагогической культуры родителей;

Ожидаемые конечные результаты:

Воспитанник:

Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.

Способен управлять своим поведением.

Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.

Толерантен к людям другой национальности.

Способен управлять своим поведением.

Основная

моя цель нашего детского сада

помочь детям войти в

современный

мир,

такой

сложный,

динамичный,

характеризующийся

множеством негативных явлений.

Работу по социально-личностному развитию детей проводим поэтапно:

-

сбор

информации

об

индивидуальных

личностных

особенностях

воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному

развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Своеобразие разновозрастных групп– подбор игрушек выполняем так, чтобы

ассортимент удовлетворял детей всех возрастов. Расстановка мебели – так же,

чтоб соответствовала разному росту детей.

Проблема воспитания и обучения детей в разновозрастной группе требует от

воспитателя свободной ориентации в динамике программных требований на

протяжении всего дошкольного возраста, знать воспитательно- образовательные

задачи общего характера и конкретное содержание воспитания детей каждого

возраста, каждой подгруппы, соотносить их с уровнем развития детей всей

группы и с учётом этого строить педагогический процесс, осуществлять

развитие каждого ребёнка.

В учреждении

подобраны и переработаны

перспективные планы по социально- личностному развитию детей на все

возрастные группы, работа по которым даёт положительный

эффект.

Подобраны и используются

игры для

формирования навыков культуры

общения, развития эмоционально –нравственной сферы, выражения своих чувств

и умозаключений… ПВ работе с детьми педагоги используют разные формы

образовательной деятельности: режимные моменты, совместную деятельность с

педагогом, самостоятельную деятельность детей.

Постоянная кропотливая работа педагога с детьми, использование принципа

мини – макса, личностно – ориентированный

подход во взаимодействии

педагогов

и

родителей, оказывают положительное влияние на динамику

личностного развития детей, на повышение социальной активности, развитие

самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности

ребёнка.

В основе организации жизни детей в разновозрастной группе –

принцип постепенного и последовательного подключения детей к режимным

процессам, начиная каждый раз с более младших, создание условий для

разнообразной деятельности детей в течение дня. Режим дня скорректирован по

среднему возрасту детей в группе. Важным является согласованность действий

воспитателя и помощника воспитателя.

Личностно-

ориентированный

подход

во

взаимодействии

педагогов

с

родителями позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в

семье и в детском саду. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и

родителей по социально –личностному направлению работы

с детьми составили план работы с родителями. Для ознакомления родителей с

работой

детского

сада

используем

беседы,

родительские

собрания,

консультации, открытые занятия, совместные праздники,

оформления в

«Уголке для родителей» и др.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников

играет коллектив единомышленников, который составляют администрация

детского

сада,

воспитатели,

музыкальный

руководитель.

Воспитатели

формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе,

окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, формируют

чувства уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании

ситуаций с использованием декораций, костюмов. Регулярно проводим все по

плану утренники и развлечения, активно вовлекаем в сюрпризные моменты

сотрудников детского сада, родителей и учеников школы № 10, наших бывших

выпускников.

Уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного

взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению

работы с детьми составили план работы с родителями в этом направлении, а для

ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские

собрания, субботники, консультации, открытые занятия, оформления в «Уголке

родителей», на все утренники и

праздники приглашаем родителей

и др.

Ежегодно

на

родительских субботниках

летом силами

родителей мы

ремонтируем наши игровые площадки, ежегодно родители нам помогают.

Многие

атрибуты к играм в группах изготовлены

руками

родителей.

Неоднократно проводили выставки детских работ «Вместе с мамой и папой».

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного

возраста в разновозрастной группе педагогам необходим высокий уровень

профессиональной компетентности, так как узких специалистов нет, а в работе

бывают

разные

ситуации,

когда

педагог

выступает

и

психологом,

и

дефектологом.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и

взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском

саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по

социально-личностному направлению работы.

Проблему составляют асоциальные семьи, в которых воспитываются дети

дошкольного возраста. Поэтому необходимо продолжить работу и далее

привлекать родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему

требований в дошкольном учреждении и в семье.

В учреждении недостаточно игрового материала для детей, для оснащения

предметно – развивающей среды, согласно требований ФГОС , недостаточно

оснащён физкультурное – музыкальный зал, требует оснащения физкультурная

площадка

летняя и игровые площадки для

детей. Постепенно стараемся

добиваться пополнения оснащения.

Проводимая нами работа поможет детям в сложном процессе вхождения в мир

людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему

социальном окружении, осознать само ценность собственной личности и других

людей.



В раздел образования