Напоминание

Развитие познавательной активности детей в игровой деятельности


Автор: Коскова Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО
Населённый пункт: г.Нарьян-Мар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное образование

Тема опыта:

«Развитие познавательной активности детей в игровой

деятельности».

Автор опыта: Коскова Елена Алексеевна, воспитатель ГБДОУ НАО

« ЦРР детский сад Радуга»

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт создавался на базе ГБДОУ НАО» ЦРР детский сад Радуга». Детский

сад находится на территории города Нарьян-Мара, расположен на ул.

Матросова, д.4. В детском саду функционирует двенадцать групп.

Образовательный процесс дошкольного учреждения осуществляется по

программе государственного бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «ЦРР детский сад Радуга», разработанной на основе примерной

основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, с учетом федерального государственного образовательного

стандарта.

Одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является

познавательное развитие детей. В период дошкольного детства у ребенка

развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие

способности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. В

возрасте 2-3 лет у ребенка происходит становление познавательных

процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие,

являющееся

условием

успешного

овладения

любой

практической

деятельностью. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей

точно, полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные

свойства и отношения (цвет, форму, величину). Каждый ребенок может

воспринимать это

стихийно,

но

если

это

усвоение происходит

без

целенаправленного руководства взрослого, оно оказывается поверхностным

и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного

сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных

эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.

Работая с детьми младшего возраста, автор опыта решила уделить

развитию сенсорных представлений детей особое внимание, т.к. именно в

раннем возрасте закладываются основы сенсорного развития - чем меньше

ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»

сенсорного воспитания.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня

сформированности сенсорных представлений детей по картам наблюдения,

разработанным в соответствии с требованиями программы ДОУ (приложение

Коскова Елена Алексеевна

Страница

1

1). Данные показали, что у 24% детей – низкий уровень, средним уровнем

обладают 56%, 20% имеют высокий уровень.

Анкетирование родителей по проблеме развития сенсорных

представлений детей показало, что многие родители считают проблему

достаточно важной, но в силу своей занятости не уделяют ей должного

внимания.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и

необходимость создания оптимальных условий для развития сенсорных

представлений детей. Опираясь на важность и необходимость работы по

данному направлению, автор опыта обратилась к дидактической игре, как

эффективному средству развития познавательной активности дошкольников.

Актуальность опыта.

Успешность умственного, эстетического воспитания в значительной

степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько

совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает

хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой

для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Известные отечественные и зарубежные педагоги (М. Монтессори, Е.И.

Тихеева, Ф.Фребель) считают сенсорное воспитание одним из главных

компонентов дошкольного воспитания в целом. Проблема формирования

сенсорных представлений является приоритетной, имеет первостепенное

значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является

игра. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В

раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно

успешнее, чем на учебных занятиях. В качестве одного из методов

сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения.

Развитие

восприятий

и

представлений

ребенка,

усвоение

знаний

и

формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в

ходе интересных игровых действий. Но проводить их следует не от случая к

случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного

обучения и воспитания. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и

усваивает

все

сенсорные

эталоны;

учится

сопоставлять,

сравнивать,

устанавливать

закономерности,

принимать

самостоятельное

решение,

развивается и познает мир.

Проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её

продолжают изучать и исследовать и в настоящее время. Вместе с тем анализ

программно-методических разработок показывает, что сегодня многие

Коскова Елена Алексеевна

Страница

2

авторы недооценивают необходимость сенсорного развития, игнорируя его и

предлагая раннее обучение детей взрослым интеллектуальным навыкам.

Исходя из данного противоречия, проблема исследования состоит в

определении

форм

и

содержания

педагогической

деятельности,

обеспечивающей

сенсорное

развитие

детей

дошкольного

возраста.

Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность

позволили

определить

тему

исследования:

«Развитие

познавательной

активности детей посредством использования дидактических игр».

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для

развития сенсорных представлений

дошкольников через дидактическую

игру.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента

обнаружения

проблемы

(сентябрь

2017)

до

момента

выявления

результативности (май 2020).

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2017 года.

Начальный

период

предполагал

обнаружение

проблемы,

подбор

диагностического

материала

и

выявление

уровня

сформированности

сенсорных представлений детей дошкольного возраста.

2 этап – основной (формирующий) – сентябрь 2017-2018год.

Апробация

системного использования дидактических игр для развития

сенсорных представлений у воспитанников.

3 этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2019-май 2020 года.

Становление опыта, выявление итогового уровня развития сенсорных

представлений после проведения дидактических игр и упражнений с

детьми, оценка результатов, описание работы.

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента

набора детей в первую младшую группу до момента перехода этих же детей

в среднюю группу.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию сенсорных

представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических

игр.

Теоретическая база

Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как

наиболее благоприятный для развития сенсорных способностей, сенсорного

восприятия, освоения сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое

благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно

формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка.

Коскова Елена Алексеевна

Страница

3

Сенсорное

развитие

ребенка-

это

развитие

его

восприятия

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и

вкусе.

Педагогический терминологический словарь раскрывает понятие «сенсорное

воспитание»,

как

развитие,

ориентированное

на

совершенствование

сенсорных

процессов,

являющихся

первой

ступенью

познания,

обеспечивающих переход от чувственного к рациональному познанию, от

восприятия к мышлению, а затем к интеллектуальной деятельности. Многие

исследователи согласны, что успешность умственного развития зависит от

сенсорного воспитания детей. Роль сенсорного развития в жизни ребенка

изучали различные исследователи. В истории дошкольной педагогики эта

проблема

занимала

одно

из

центральных

мест.

Педагоги

прошлого

разработали различные системы сенсорного воспитания. Среди них Я.А.

Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, М. Монтессори. И.Г.

Песталоцци считал, что успех обучения в школе зависит от того, насколько

развиты созерцательные способности ребенка. Основой духовного развития

он называл развитие органов чувств и чувственного опыта. «Задача

сенсорного развития и воспитания не только в том, чтобы развивать органы

чувств ребенка, но и в том, чтобы научить его «внутреннему созерцанию», то

есть осмыслению своих собственных впечатлений, чувств, переживаний,

желаний

и

потребностей.

Он

разрушил

старый

стереотип

обучения

(пассивное усвоение знаний) и предлагал развивать способность мыслить,

рассуждать, быстро ориентироваться в явлениях. Монтессори также стала

основоположницей сенсорного воспитания дошкольников. Основой всех

познавательных

процессов

М.

Монтессори

считала

восприятие.

«Интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и

классифицировать чувственные впечатления. Разработанный М. Монтессори

сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения,

помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и

классификации различных чувственных признаков предметов. Это не

игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для

серьезных учебных упражнений. Дидактический материал, разработанный

М. Монтессори, соединяет в себе практически все качества вещей: размер,

цвет, форма, запах, которые изолированы от самих предметов. Этот материал

фиксирует детское внимание на определенных изолированных свойствах

предмета, например: для объема - это цилиндры, кубы и призмы; для длины -

палки, разделены на дециметры; для цветов - кусочки шелка; для моторики –

рамки с различными застежками. Работая с данным материалом, ребенок

учится классифицировать и различать качества предметов, располагать их в

определенной последовательности. Отечественные педагоги исследователи

также

посвятили

ряд

своих

исследований

сенсорному

воспитанию

дошкольников. Среди них Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн,

Коскова Елена Алексеевна

Страница

4

А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева. Результаты

исследований Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца показали, что успешно

овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать

их, с помощью взрослых, уже с раннего возраста. По мнению Э.Г.

Пилюгиной,

развиваются

только

те

сенсорные

способности,

для

формирования которых созданы наилучшие педагогические условия. Чем

благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми

малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание

окружающего мира. По мнению А.В. Запорожца сенсорное воспитание

направлено на формирование у детей процессов восприятия, ощущения,

наглядного

представления.

З.М.

Богуславская,

Т.О.

Гиневская,

В.П.

Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович, Е.Ф. Рыбалко также

изучали сенсорное воспитание дошкольников. Ими было выяснено, что

развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, а

сенсорный опыт присваивается

путем усвоения сенсорных

эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы

величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок,

звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков – сложный и длительный

процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть

то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для

анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных

ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным

действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его

нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать.

Таким образом,

сенсорное воспитание направленно на то, чтобы

научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их

разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину). Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени

зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько

ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались

основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных навыков, представляющих

собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача,

которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить

игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры

не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены

обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.

Возможность обучать детей посредством активной интересной для них

деятельности отличительная особенность дидактических игр.

Коскова Елена Алексеевна

Страница

5

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на

ребёнка.

Дидактическая игра - многоплановое, сложное педагогическое явление: это

и

игровой

метод

обучения

дошкольников,

и

форма

обучения,

и

самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания

личности ребенка.

Автором одной из первых педагогических систем дошкольного

воспитания

был

Фридрих

Фребель.

Именно

он

разработал

систему

дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-

образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. Фребель

был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в

обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную

Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными

игрушками,

материалами

(мячами,

кубиками,

шарами,

цилиндрами),

расположенными

строго

последовательно

по

принципу

возрастающей

сложности обучающих задач и игровых действий. По мнению В.Н.

Аванесовой,

дидактической

игре

принадлежит

важная

роль

в

образовательной деятельности, так как она выступает своеобразной игровой

формой занятия и проводится со всеми детьми организованно как в часы

занятий, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Наряду с

учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые

проводятся в форме организованных дидактических игр. В непосредственной

образовательной деятельности сенсорные и умственные задачи воспитатель

ставит перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений

ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе

интересных

игровых

действий

(прятанья

и

поиска,

отгадывания

и

загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в

достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в

определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и

воспитания младших дошкольников. Роль взрослого заключается в том,

чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами,

если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении

игр, расширении их вариативности. В дидактической игре, указывала З.М.

Богуславская,

-

формируется

познавательная

деятельность

ребенка,

проявляются особенности этой деятельности. В игре ребенок развивается

физически,

приучает

наличие

готового

содержания

и

правила

дает

возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для

умственного воспитания детей»

Аванесова В.Н. выделяет следующую

структуру дидактических игр:

1) дидактическая задача;

2) обучающая задача;

3) игровые действия;

Коскова Елена Алексеевна

Страница

6

4) правила игры;

5) результат игры (подведение итогов).

Дидактическая

задача

определяется

целью

обучающего

и

воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его

обучающую деятельность. Дидактическая задача в дидактической игре

реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия,

становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в

игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде

игрового замысла.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия,

тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и

познавательные задачи.

Содержание правил игры, и их направленность обусловлены общими

задачами

и

игровыми

действиями.

Правила

содержат

нравственные

требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил

взрослый

управляет

игрой,

процессами

познавательной

деятельности,

поведением детей.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры.

Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполняли

игровое задание. Необходимо при этом отметить достижения каждого

ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр

необходимо сохранить все её структурные элементы, поскольку именно с их

помощью решаются дидактические задачи. Игровые задачи, действия,

правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих

составных

частей

нарушает

её

целостность,

снижает

воспитательное

воздействие.

А.К. Бондаренко указывает, что все дидактические игры можно разделить

на три основных вида:

-игры с предметами

-настольно-печатные игры

-словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы,

объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Ценность этих

игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов:

цветом,

величиной,

формой,

качеством.

Игры

с

предметами

дают

возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Настольно-печатные

игры

интересное

занятие

для

детей,

разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Различны

и развивающие задачи, помогающие уточнять и расширять представление

Коскова Елена Алексеевна

Страница

7

детей

об

окружающем

мире,

систематизировать

знания,

развивать

мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам:

парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, кубики, пазлы. Эти

игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности,

внимания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,

углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать

приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы,

выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки

сходства и различия; группируют предметы по различным признакам,

свойствам.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит

следующие виды дидактических игр по игровому действию:

-Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками

и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять и др.

-Игры с прятанием и поиском,

основанные на интересе детей к

неожиданному

появлению

и

исчезновению

предметов,

их

поиску

и

нахождению.

-Игры

с

загадыванием

и

отгадыванием,

привлекающие

детей

неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

-Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового

результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических

игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание

детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,

память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки

действий

с

различными

предметами,

учатся

общаться

со

своими

сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,

проявляющиеся

из-за

неудачного

результата.

Дидактическая

игра

представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она

является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и

формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством

всестороннего воспитания личности.

Новизна опыта.

Новизна

опыта

заключается

в

систематизации

работы

по

взаимодействию воспитателя с детьми, направленной на развитие сенсорных

представлений детей, используя дидактические игры. В ходе работы над

опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их

особенностей и потребностей.

Коскова Елена Алексеевна

Страница

8

Раздел II.Технология опыта

Цель

данного педагогического опыта - формирование сенсорных

представлений дошкольников посредством использования дидактических

игр.

Для достижения цели были обозначены задачи:

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по

проблеме

исследования;

-Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе

разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение

полученных представлений;

-Подобрать

комплекс

дидактических

игр,

соответствующих

по

цели

сенсорному развитию детей раннего возраста, с постепенным переходом от

простого к сложному.

-Экспериментально

проверить

педагогические

условия

повышения

результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии

детей дошкольного возраста;

-Развивать у детей процессы восприятия, внимания, памяти, инициативу и

самостоятельность.

Планируя

образовательную

деятельность,

опиралась

на

определенные

дидактические принципы, которые наполнены

новым содержанием с

акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:

-принцип активности;

-принцип доступности;

-принцип интеграции;

-принцип наглядности.

Исследования

восприятия

дошкольников,

проводившиеся

А.В.

Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А.

Венгером, Н.Н. Поддьяковым показали, что одним из главных условий

успешного сенсорного развития детей является правильная организация

предметно-

развивающей

среды.

При

формировании

предметно-

развивающей среды учитывала:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-его индивидуальные социально-психологические особенности;

-индивидуальные предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес ;

-творческие способности.

Предметно-пространственная

развивающая среда организована с

учетом требований ФГОС ДО:

-Содержательно-насыщенна,

трансформируема,

полифункциональна,

вариативна, доступна, безопасна.

Коскова Елена Алексеевна

Страница

9

Пространство групповой комнаты организовано таким образом, что каждый

ребенок может заниматься любимым делом. Игрушки, дидактический

материал, игры соответствуют возрасту детей и находятся в свободном

доступе. Предметная среда группы стимулирует развитие восприятия детей,

способствует развитию анализаторов, подсказывает способы обследования и

действий. Подобраны предметы чистых и ярких цветов, четкой и несложной

формы, разных размеров, выполнены из разнообразных (безопасных для

здоровья ребенка) материалов. Для развития познавательных процессов

имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки,

кубики, матрешки. Для развития мелкой моторики: фигурки со шнуровками,

с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками,

липучками, молнией). Все игры и игрушки размещены на открытых полках.

В группе есть материалы для театрализованных детских игр: игрушки,

плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей. Создана

сенсорная зона, состоящая из дидактических игр, которые обогащают

восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание,

моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.

Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, на

группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме,

величине,

закрепление

величины

предметов,

геометрических

форм,

сравнение предметов по цвету, форме, величине. Предметно-развивающая

среда обновляется в соответствии с решаемыми задачами.

В работе по развитию сенсорных представлений детей использовались

практические, словесные, наглядные методы.

Для

эффективности

работы

по

развитию

сенсорных

представлений

подобраны картотеки дидактических игр на каждый возрастной период

(приложение 2).

Дидактические

игры

использовались

в

различных

формах

образовательной

деятельности

с

детьми:

как

в

непосредственно-

образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

С родителями воспитанников проводились консультации, беседы. Проведен

практикум по созданию игр по сенсорному развитию своими руками. Даны

рекомендации по выбору и приобретению развивающих игр для детей

дошкольного возраста.

Опыт показал эффективность использования дидактической игры в

формировании сенсорных представлений детей.

Раздел III.

Результативность опыта

По

результатам

первичной

диагностики

автор

опыта

получил

следующие данные.

Уровень сформированности сенсорного представления у детей 2-3 лет.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Коскова Елена Алексеевна

Страница

10

сформированности

сенсорного развития

уровень

уровень

уровень

2017- 2018 год

24%

56%

20%

Таблица 1

В конце 2019-2020 учебного года было проведено контрольное обследование

детей,

что

позволило

определить

изменения

в

повышении

уровня

формирования сенсорных представлений у детей.

Таблица 2

Уровень

сформированности

сенсорного развития

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

2017- 2018 год

24%

56%

20%

2019-2020 год

0%

34%

66%

-Разработана и включена в образовательный процесс система занятий

по

развитию

сенсорных

представлений

детей,

созданы

картотеки

дидактических игр. У воспитанников наметилась положительная динамика

развития сенсорных представлений.

Таким образом,

данные, полученные в ходе реализации опыта,

подтверждают факт, что систематическое применение дидактических игр

повышает уровень сенсорного развития у дошкольников.

Библиографический список

1.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко //

Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение. 1991. - С – 160.

2. Венгер, Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному

моделированию/ Л.А.Венгер // Дошкольное воспитание — 2002. -№ 3 –

С.398.

3.Венгер,

Л.А.

Сенсорное

воспитание

дошкольников

/

Л.А.Венгер,

В.С.Мухина // Дошкольное воспитание.-2004 .- № 13.

4. Выготский, Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте /

Л.С.Выготский // Хрестоматия по вниманию; под ред. А. Н. Леонтьева – М.-

2007. – С.391

Коскова Елена Алексеевна

Страница

11

5.

Дидактические

игры

и

упражнения

по

сенсорному

воспитанию

дошкольников; под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. – С. 315

6. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения

дошкольника / О.М.Дьяченко // Хрестоматия по детской психологии; под

ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996.

7. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша / Э.Г.Пилюгина// Игры

на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего

возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.:

Просвещение,1996.

9.Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П.

Усовой. - М., 1993- С.226.

Коскова Елена Алексеевна

Страница

12

Коскова Елена Алексеевна

Страница

13



В раздел образования