Напоминание

Восприятие классической музыки в детском саду


Авторы: Королева Кристина Алексеевна, Чувьюрова Татьяна Алексеевна
Должность: Музыкальные руководители, Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Восприятие классической музыки в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад № 86» г.Сыктывкар Коми

Республика

Составители:

Чувьрова Татьяна Алексеевна

музыкальный руководитель.

Королева Кристина Алексеевна

музыкальный руководитель.

Косолапова Наталия Михайловна-

воспитатель.

Восприятие классической музыки в детском саду.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. Именно в

дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает

тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее

музыкальное и общее развитие.

Музыка интонационное искусство. Через интонацию она выражает

огромное богатство эмоционально- смыслового содержания, центром

которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик

музыкознания Б.В.Афанасьев, подчеркивая связь музыки и речи,

музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыке,

всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл

«речью чувства», «состояние тонового напряжения». Чтобы «овладевать

музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность

музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде,

накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства.

Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок

постигает «интонационный словарь».

Любовь к классической музыке, безусловно, идёт из детства. Поэтому

занятия по слушанию музыки не должны быть однообразными, скучными,

повторяющимися. Для этого мы используем наглядность, информационно-

компьютерные технологии, ведь именно благодаря ним, дети не только

слышат, но и фантазируют, находя свои образы.

Дети знакомятся богатым и разнообразным музыкальным

репертуаром: произведениями И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й.

Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С.

Прокофьева и др. Достаточно широко используем музыку современных

композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, В. Кикты, В. Агафонникова

и др. Знакомство дошкольников со столь разными по стилю музыкальными

произведениями позволяет значительно расширить круг их музыкальных

впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры,

приобщает детей к её ценностям.

На занятиях по слушанию музыки широко используем произведения

живописи, скульптуры, архитектуры, а также высокохудожественные

литературные произведения, доступные дошкольникам. Детям предлагаем

картины И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова, пейзажная

лирика А.Фета, И. Никитина, С. Дрожжина, А. Майкова др., яркие

стихотворения современных детских авторов И. Токмаковой, Н.

Пивоваровой, Т. Собакина и др. Взаимодействие искусств на занятиях по

слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию

музыкального восприятия дошкольников.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и

не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он

еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на

музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на

восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно

наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой

музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного

характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые

ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и

громкое звучание. В этом возрасте дети уже знакомятся с классической

музыкой: Э. Григ «Птичка», П. Чайковского «Полька», «Игра в лошадки»,

Ж. Рамо «Курица» и др. звучание произведений составляет 30 – 40

секунд. Чтобы сосредоточить внимание ребенка, можно внести игрушку

или иллюстрацию, или выполнить соответствие с характером музыки

движения.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности

ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку

контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на

музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства оживление,

радость, восторг, нежность, успокоение. Дети знакомятся с классическими

произведениями и уже сравнивают одинаковые по названию произведения,

но разные по характеру ( например, А. Лядова «Шуточка», И. Баха

«Шутка», П.Чайковский «Баба Яга» и А.Лядов «Баба Яга»).

Во время слушания произведений включаем мультимедийный экран с

небольшими видео фильмами по содержанию произведения (например,

Д. Кабалевского «Злюка, плакса и резвушка», «Ежик», и т. д.). После

неоднократного прослушивания дети называют произведения и

высказываются о характере музыки.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на

музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать

содержание музыкального произведения, закладываются основы

музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут,

не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца,

различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и

выразительные интонации. Имеют представление, что характер музыки

передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная,

светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо. Дети уже в

пять лет будут достаточно подготовлены к восприятию произведений

музыкальной классики. И более того, они в состоянии дать

эмоциональную и словесную оценку этим произведениям.

В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений

можно включить самую разнообразную танцевальную музыкальную

классику: танцевальные пьесы И. G. Баха и В. А. Моцарта (гавоты,

менуэты, полонезы), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса,

балетную музыку П. И.Чайковского. После неоднократного

прослушивания и разбора музыкального произведения можно дать детям

разнообразные, в зависимости от характера музыки, атрибуты (например:

при прослушивании вальса платочки, шарфики, ленточки; при

прослушивании марша бубен, барабан, ложки и тд.

Так же, можно использовать и такой прием: предложить детям выбрать

предметы соответствующие характеру прозвучавшего произведения и с

ними выполнить движения на творчество.

Давая примеры маршевой музыки, детям можно предложить для

слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л.

Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана,

«Марш» из оперы «Аида» Дж. Верди, «Марш Черномора» из оперы

«Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик»

П.И.Чайковского. Перечисленные марши отличаются по своему

настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства

(увертюра, опера, балет). Их можно показать как движением, так и

хлопками или притопами.

В старшем дошкольном возрасте (от 6-7 лет) в репертуар для слушания

музыки можно включать яркие произведения классической музыки –

фрагменты из опер и балетов (как аудио так и видео формата), известные

фортепианные и симфонические произведения

.

Дети с интересом слушают

произведения М. Мусоргского «Картинки с выставки», П. Чайковского

«Детский альбом». После прослушивания произведений дети проявляют

свое творчество в своих рисунках, в движении передают радость,

например «Новой кукле» П. Чайковского, грусть «Болезнь куклы» П.

Чайковского. Принцип образности музыкальной классики предполагает

наличие в произведении яркого музыкального образа. Такой

характеристикой обладает близкая для понимания детям программно-

изобразительная музыка, которая «рисует»: - образы природы (концертный

цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,

«Подснежник», «Осенняя песня» из фортепианного цикла П. И.

Чайковского «Времени года»; «Океан-море синее» – вступление к опере

«Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.); - образы животных и птиц

(пьесы из цикла «Карнавал животных» К.Сен-Санса, «Песня и пляска

птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе

Султане», «Песня жаворонка» из фортепианного цикла П. И. Чайковского

«Времена года» и т.д.); – настроение («Веселый крестьянин» Р. Шумана,

«Полька» М.И. Глинки, - сказочные персонажи («В пещере горного

Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,«Гном» и

«Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга», «Балет невылупившихся

птенцов», Старый замок»,«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с

выставки» М.П. Мусоргского.

После погружения в музыкальное произведения, предложить детям

сочинить собственный танцевальный этюд, который можно использовать

на праздниках и развлечениях.

Б.М.Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой»,

«эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она

отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нѐм и в

самом человеке.

В. А. Сухомлинский придавал огромное значение классической музыке в

вопросах воспитания детей. Он раскрыл целую систему приобщения детей

к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы из года в год

перед детьми постепенно открывался мир больших идей, отраженных в

музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Л. Бетховена),

борьбы сил прогресса и разума против тѐмных сил фашизма (Седьмая

симфония Д. Шостаковича) музыкального развития.

Классическая музыка поистине является эталоном красоты, гармонии и

совершенства. Именно поэтому приобщение детей даже с дошкольного

возраста к классической музыке должно быть ведущим направлением их

музыкального развития.

Литература:

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей – М.:

ВЛАДОС, 2004.

2. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Дрофа, 2002.

3.

Сафонова Е.М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков.

– Волгоград, 1992.

4.

О. П. Радынова. Музыкальное развитие дошкольников. Ч. 1. -М., 2001.

5. О. П. Радынова. Музыкальное развитие дошкольников. Ч. 2. -М., 2001.



В раздел образования