Автор: Альбина Сергеевна Янгубаева
Должность: студентка 3 курса
Учебное заведение: Бирский филиал БашГУ
Населённый пункт: г. Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
Роль взаимодействия дошкольной образовательной организации с
семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело
не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа
воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую
компетентность
родителей,
помогать
семье,
находить
ответы
на
интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству
в плане единых подходов в воспитании ребёнка [1].
При взаимодействии с родителями педагогам дошкольных учреждений
необходимо придерживаться следующими принципам:
целенаправленность,
систематичность,
плановость;
дифференцированный
подход
к
взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой
семьи;
возрастной
характер
взаимодействия
с
родителями;
доброжелательность, открытость.
Сотрудничество ДОО с семьей – это взаимодействие педагогов с
родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности
воспитательных
воздействий.
Методисты
предлагают
использовать
следующие формы работы детского сада с семьей:
беседы;
родительские
собрания;
анкетирование;
посещение на дому;
выставки;
папки-передвижки;
наглядные формы педагогической пропаганды;
консультации;
присутствие
родителей во время адаптационного периода в группе;
укороченное время
пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода [2].
Также рекомендуется использовать перспективный план по работе с
родителями в адаптационный период, который был мною использован в
работе, эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями
воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и
помогает
в
общение
между
родителями
и
ДОО.
После
того
как
перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен
необходимо
четко
регламентировать
педагогическое
взаимодействие
специалистов с семьей в этот период.
Заведующий: проведение экскурсий по МДОУ, беседы с родителями,
оформление родительских договоров.
Старший
воспитатель:
проведение
социологических
опросов
(анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации.
Педагог-психолог:
диагностирование,
психогимнастика,
консультирование.
Учитель-логопед: диагностика, консультирование.
Старшая медсестра: консультирование, наблюдение за адаптацией,
иммунопрофилактика.
Воспитатель
по
физкультуре:
проведение
занятий
с
детьми
и
родителями с использованием различных оздоровительных технологий
досуг.
Воспитатели: организация и проведение совместных специальных игр-
занятий с детьми и их родителями, консультирование.
Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий, постановки
кукольного театра, консультирование.
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОО с семьей в
период адаптации, тогда сам процесс у воспитанника детского сада будет
протекать не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать
имеющиеся
стереотипы,
а
как
конструирующая
деятельность,
предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования
новых [2].
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОО –
развитие отношений «Ребёнок - педагог – родитель».
Любая инициатива
педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление,
обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с
родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими
знаниями.
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены:
коллективными,
индивидуальными
и
наглядно-информационными.
В
настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей
пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены
по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с
родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип
партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то,
что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать,
искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с
родителями
отводится
социологическим
вопросам,
анкетированию,
тестированию родителей и педагогов [3].
Таким образом, принцип взаимодействия педагогов ДОО с родителями
должен носить направленный, систематичный, плановый характер. К
взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с
учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и
возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая
доброжелательность и открытость.
Список литературы
1.
Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего
возраста в условиях детского сада. – СПб., 2013. – 276 с.
2.
Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие
дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.:
Просвещение, 2014. – 79 с.
3.
Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей
в ДОУ: практ. пособие. – М.: Айрис–пресс, 2012. – 112 с.