Автор: Пахомова Лена Ханифовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"ид. Акбашева
Населённый пункт: Челябинская область д. Акбашева
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация музыкально-звуковой среды в ДОУ путь к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности"
Раздел: дошкольное образование
По теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ В ДОУ
ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ЭСТЕТИЗАЦИИ ИХ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Музыкальный
руководитель
Пахомова Л.Х.
Древнекитайский мудрец и философ Конфуций писал: «Если хочешь
узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и
здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».
Влияние музыки на индивида, как известно, велико. Являясь творением
человека, она способна организовать его душу и тело. И чем совершеннее
творение человека, тем сильнее в нем отражается объективная гармония
мира.
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в
древние времена и использовали ее в терапевтических и воспитательных
целях.
Пифагор
считал
музыку
одним
из
самых
средств
воспитания.
Важнейшим
понятием
в
его
этике
была
«эвритмия»
-
т.е.
способность
находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: в пении,
игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках.
Чувство
ритма
–
врожденное
свойство
человека.
В
жизни
все
подчиняется биологическим часам, т.е. биологическому ритму. Ритм можно
чувствовать, слышать и даже видеть.
Музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности
нервной
системы
ребенка,
успокоить
перевозбужденных
детей
и
растормозить замедленных.
Центр чувства ритма, согласно исследованиям, находится в левом
(интеллектуальном)
полушарии.
Следовательно,
ритм
музыки
влияет
на
интеллектуальную
активность
ребенка.
Поэтому,
к
примеру,
музыку
Моцарта, психологи рекомендуют включить перед написанием контрольной.
Бесспорным
является
значение
ритмов,
создаваемых
педагогом
в
течении
дня,
очень
важно
организовать
режим
дня
детей,
научить
их
организации своей жизнедеятельности.
Современный человек, ориентируясь на смысл слов и музыки, потерял
способность распознавать качество, направленность, полезность, лечебный
или разрушающий эффект звука.
Особое место в окружающей нас среде отводится музыкальным звукам.
Музыкально-звуковая
среда
–
это
музыкальное
окружение
ребенка,
организованное взрослым, с целью воздействия на личность. Звуковая среда
–
совокупность
звуков,
отражающих
звуковую
действительность
и
обеспечивающих детям ее слуховое восприятие.
Звуковой мир ребенка включает в себя:
Музыкально-звуковое
окружение,
организованное взрослым-педагогом
Шумо - звуковое окружение, которое
обеспечивает социализацию ребенка
в
рамках
воспитательно-
образовательного процесса в детском
саду
(муз.
и
физкульт.
занятия,
праздники
и
развлечения,
самостоятельная
музыкальная
и
игровая
деятельность)
и
дома,
на
дополнительных
образовательных
кружках.
- звук отличается от шума тем, что
имеет
один
тон
и
определенную
высоту.
и формирует у него звуковой образ
мира,
в
повседневной
жизни
(на
улице,
на
природе,
в
городе,
в
деревне…)
-
шум
не
имеет
определенной
высоты,
его
нельзя
воспроизвести
певческим голосом.
На музыкальных занятиях с детьми мы даем определение звукам:
- высота звука (высокий, средний, низкий);
- динамика звука (тихо, громко);
- длительность (длинный, короткий);
- тембровая окраска звука.
Организация музыкально-звуковой среды состоит из:
- материального,
- эмоционального,
- содержательного компонентов.
Материальный компонент включает в себя использование звучащих
игрушек,
музыкальных
инструментов,
картинок,
иллюстраций,
дидактических
пособий
и
игр
по
развитию
звукового
восприятия
для
организации самостоятельной музыкальной деятельности.
Эмоциональный компонент проявляется в процессе общения педагога с
ребенком,
ребенка
с
окружающей
звуковой
средой
–
это
могут
быть
музыкальные занятия, беседы о музыкальных произведениях, упражнения с
элементами
игры,
игры
дидактические,
подвижные,
проводимые
как
в
помещениях, так и на прогулках, экскурсиях, походах.
Содержательный
компонент
являет
собой
музыкальный
(звуковой)
материал,
сформированный
с
учетом
передачи
жизненных
явлений,
человеческих
чувств,
эмоций,
явлений
природы
и
других
событий
окружающей жизни ребенка в их развитии. Это аудио- и видеокассеты, диски
с записями музыкальных произведений, шумами и звуками природного и
социального окружения.
Основными
принципами
организации
музыкально-звуковой
среды
являются принципы проблематизации, культуросообразности, эстетизации
среды,
развивающего
обучения,
эмоциональности,
личностно
ориентированного подхода.
Т.о.,
правильно организованная музыкально-звуковая
среда
ведет к
оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.