Напоминание

"Организация музыкально-звуковой среды в ДОУ путь к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности"


Автор: Пахомова Лена Ханифовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"ид. Акбашева
Населённый пункт: Челябинская область д. Акбашева
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация музыкально-звуковой среды в ДОУ путь к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




По теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ В ДОУ

ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ЭСТЕТИЗАЦИИ ИХ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальный

руководитель

Пахомова Л.Х.

Древнекитайский мудрец и философ Конфуций писал: «Если хочешь

узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и

здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».

Влияние музыки на индивида, как известно, велико. Являясь творением

человека, она способна организовать его душу и тело. И чем совершеннее

творение человека, тем сильнее в нем отражается объективная гармония

мира.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в

древние времена и использовали ее в терапевтических и воспитательных

целях.

Пифагор

считал

музыку

одним

из

самых

средств

воспитания.

Важнейшим

понятием

в

его

этике

была

«эвритмия»

-

т.е.

способность

находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: в пении,

игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках.

Чувство

ритма

врожденное

свойство

человека.

В

жизни

все

подчиняется биологическим часам, т.е. биологическому ритму. Ритм можно

чувствовать, слышать и даже видеть.

Музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности

нервной

системы

ребенка,

успокоить

перевозбужденных

детей

и

растормозить замедленных.

Центр чувства ритма, согласно исследованиям, находится в левом

(интеллектуальном)

полушарии.

Следовательно,

ритм

музыки

влияет

на

интеллектуальную

активность

ребенка.

Поэтому,

к

примеру,

музыку

Моцарта, психологи рекомендуют включить перед написанием контрольной.

Бесспорным

является

значение

ритмов,

создаваемых

педагогом

в

течении

дня,

очень

важно

организовать

режим

дня

детей,

научить

их

организации своей жизнедеятельности.

Современный человек, ориентируясь на смысл слов и музыки, потерял

способность распознавать качество, направленность, полезность, лечебный

или разрушающий эффект звука.

Особое место в окружающей нас среде отводится музыкальным звукам.

Музыкально-звуковая

среда

это

музыкальное

окружение

ребенка,

организованное взрослым, с целью воздействия на личность. Звуковая среда

совокупность

звуков,

отражающих

звуковую

действительность

и

обеспечивающих детям ее слуховое восприятие.

Звуковой мир ребенка включает в себя:

Музыкально-звуковое

окружение,

организованное взрослым-педагогом

Шумо - звуковое окружение, которое

обеспечивает социализацию ребенка

в

рамках

воспитательно-

образовательного процесса в детском

саду

(муз.

и

физкульт.

занятия,

праздники

и

развлечения,

самостоятельная

музыкальная

и

игровая

деятельность)

и

дома,

на

дополнительных

образовательных

кружках.

- звук отличается от шума тем, что

имеет

один

тон

и

определенную

высоту.

и формирует у него звуковой образ

мира,

в

повседневной

жизни

(на

улице,

на

природе,

в

городе,

в

деревне…)

-

шум

не

имеет

определенной

высоты,

его

нельзя

воспроизвести

певческим голосом.

На музыкальных занятиях с детьми мы даем определение звукам:

- высота звука (высокий, средний, низкий);

- динамика звука (тихо, громко);

- длительность (длинный, короткий);

- тембровая окраска звука.

Организация музыкально-звуковой среды состоит из:

- материального,

- эмоционального,

- содержательного компонентов.

Материальный компонент включает в себя использование звучащих

игрушек,

музыкальных

инструментов,

картинок,

иллюстраций,

дидактических

пособий

и

игр

по

развитию

звукового

восприятия

для

организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Эмоциональный компонент проявляется в процессе общения педагога с

ребенком,

ребенка

с

окружающей

звуковой

средой

это

могут

быть

музыкальные занятия, беседы о музыкальных произведениях, упражнения с

элементами

игры,

игры

дидактические,

подвижные,

проводимые

как

в

помещениях, так и на прогулках, экскурсиях, походах.

Содержательный

компонент

являет

собой

музыкальный

(звуковой)

материал,

сформированный

с

учетом

передачи

жизненных

явлений,

человеческих

чувств,

эмоций,

явлений

природы

и

других

событий

окружающей жизни ребенка в их развитии. Это аудио- и видеокассеты, диски

с записями музыкальных произведений, шумами и звуками природного и

социального окружения.

Основными

принципами

организации

музыкально-звуковой

среды

являются принципы проблематизации, культуросообразности, эстетизации

среды,

развивающего

обучения,

эмоциональности,

личностно

ориентированного подхода.

Т.о.,

правильно организованная музыкально-звуковая

среда

ведет к

оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.



В раздел образования