Напоминание

Формирование элементарных математических представлений через сказку


Автор: Скоробогатая Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 15
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование элементарных математических представлений через сказку
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Г.Хабаровска

детский сад комбинированного вида №15

«

Формирование

элементарных математических

представлений через сказку»

Воспитатель: Скоробогатая Ирина Владимировна

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте

закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться

правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать ,творить. Огромную роль в умственном

воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у

ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут

основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место.

Оно не сводится только к тому, чтобы

научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности

видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать»

предметами, знаками и словами. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить

математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами

сказки.

Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет

прозрачен, но загадочен, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются

подражать им.

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей дошкольного

возраста.

Так же во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и

усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко..

Многие исследователи ( ШарыгинаТ.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических

представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает

детей.

Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом.

Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение,

творческий потенциал личности. Именно этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы. Понимая

значимость этой работы, поставила перед собой:

Цель: формировать математические представления дошкольников через сказку.

Задачи:

Развивать логическое мышление анализ, синтез, сравнения,отрицание,

классификация, систематизация, ограничение, обобщение, умозаключение;

Формировать умение ориентироваться в пространстве;

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического

содержания, с использованием сказочных средств;

продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;

воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания

прийти на помощь сверстнику;

воспитывать навыки самостоятельности;

воспитывать интерес к математике.

Основные принципы работы

по формированию элементарных математических

представлений через сказку:

развивающий характер обучения;

систематичность и последовательность;

сознательность и активность в усвоении;

наглядность;

учёт возрастных индивидуальных особенностей.

Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических

представлений через сказку.

Имеющийся материал располагался таким образом . чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать

игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить , продолжать то, что они

делали на занятиях, в совместной деятельности , но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру,

работу, реализовать свои замыслы.

Уголок математики пополнился материалами отражающими связь с другими видами детской деятельности в

детском саду. Это и различные художественные произведения , на основе которых дети могли бы составлять и

решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы

детей .Такие как « поиграем с гусятами» по сказке « Лиса и гуси». « Помоги поросятам» по сказке « Три

поросёнка» , « Собери яичко» по сказке « Курочка Ряба» , « Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке

«Колобок», « Цветные кружочки» по сказке « Курочка Ряба», « Весёлый счёт» по сказке « Репка».

Эти игры мы используем в индивидуальной работе с детьми для повышения уровня их развития. Все они

интересны и занимательны. Изучив литературу по этой теме разработали перспективный план, в котором задач по

ФЭМП решаем через знакомые детям сказки

Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на

фланелеграфе, кукольный театр, в качестве героев выступают сами дети.

На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия,

сюрпризным моментом. Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете какой –

либо сказки, это интересно и мне и детям. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые

детям сказки. Учитываю возрастные особенности детей. Математические задачи, такие как:- цвет,

форма, величина, назначение, ориентировка в пространстве, совершенствование навыков счёта,

моделирование, и т.д.

Работу начинали с определения исходного уровня навыков и умений, в частности, на каком уровне

развития находятся их математические способности. Для выяснения этого применяем различные

дидактические игры, игровые упражнения и непринужденную беседу.

Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в мы

используем в комплексе. Традиционные(дидактические игры, логические, решение математических

задач) инновационные (моделирование, математические сказки).

Применяем следующие методы на занятиях по формированию элементарных математических

представлений у старших дошкольниках:

-Словесный метод - рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений,

беседы.

-Наглядный метод: демонстрация видео – фильмов, слайдов; показ и рассматривание предметных и

сюжетных картин, показ воспитателя и детей игры и упражнения.

Для того, чтобы побудить ребёнка к поиску какой- либо данной задачи, мы используем игровые

практические методы:( подобрать пару, изготовить прямоугольник равный данному , выяснить

каких предметов больше и др.)

Математические представления « равно», « не равно», « больше – меньше», « целое и часть» и др.,

формируются на основе сравнения. Для этого мы используем последовательное рассматривание предметов,

выделение и составление их однородных признаков. На основе сравнения дети выявляют существенные

отношения: ( например, отношения равенства и неравенства, последовательности, целого части и др., делают

простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

обобщение) в старшем возрасте уделяем большое внимание , только с опорой на наглядность.

В своей работе мы старались подбирать такие приемы , которые стимулируют интерес к математике:

1.Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или сказочным сюжетом в начале

занятия.

3. Физкультминутки, которые подходили под тематику занятий. Если занятие было подвижным, то

физкультминутку проводить не обязательно или же можно подобрать более спокойные задания, например

гимнастику для глаз, артикуляционного аппарата и др.

При формировании элементарных математических представлений мы учитываем принцип от простого к

сложному

Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий

шум. Если дети не могут найти правильный ответ, поисковыми вопросами подвожу к догадке или выводу.

Ответы детей могут быть краткими или полными, в зависимости от характера вопроса.

Математические задачи удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.

Проводим предварительную работу с детьми , в ходе подготовки к занятиям

перечитываем сказки детям или слушаем в записи ( аудиокассеты), инсценируем

сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается

целостное представление о сказке , как о литературном произведении, мы наполняем

её математическим содержанием , стараемся, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и

весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из

неё.

Несмотря на то , что задания на занятиях достаточно сложные , справиться с

ними нелегко, дети очень любят « сказочные» занятия , ждут их.

Используем проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни

стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у

детей . Конечно , каждому ребёнку хочется помочь им , и дети становятся

непосредственными участниками сказки. Решая множество задач, расколдовывая

героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Непосредственная образовательная деятельность проходит живо и весело, так нет объяснения нового

материала , а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Математические задачи удивительно

легко вписываются в сказочные сюжеты. В любой из сказок будь она народная или авторская, присутствует

целый ряд математических понятий. « Колобок» познакомит с порядковым счётом, « Теремок» и «Репка»

помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций

и усваиваются они сами по себе, без каких- либо усилий . Сравнение чисел- еще одно основное понятие в

математике детям очень важно различать категории больше/меньше/ одинаково и большой /маленький. И снова

«Репка» Кто самый маленький? Кто самый большой. А кто больше внучка или жучка? А кто меньше мышка

или бабка? С помощью сказки « Три медведя» легко усвоить понятие о размере .И вообще это сугубо

математическая сказка . И о размере можно поговорить и медведей посчитать.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке?

Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по

высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по

размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и

соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до 10». Кажется,

что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козленком героев сказки, дети легко запомнят

количественный счет до 10.

Формы работы:

игровая деятельность;

самостоятельная деятельность детей;

рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться

определенной структуры непосредственно образовательной деятельности:

Логическая разминка.

Основное

содержание

непосредственно

образовательной

деятельности

изучение нового материала.

Физминутка, пальчиковая гимнастика.

непосредственно образовательная деятельность;

Закрепление нового материала.

Развивающая игра, рисование, штриховка.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по формированию

элементарных математических представлений системы специально подобранного репертуара устного народного

творчества , направленного на развитие познавательных возможностей и способностей , расширяет

математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество

математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших

закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в

повседневной жизни.

Таким образом, в результате проведённой работы по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, я

сделала следующие выводы:

сказка положительно влияет на развитие математических способностей;

комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;

с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и

количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;

сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают

любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

При использовании сказок в процессе обучения математике, основной акцент

делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании ,

сознательном и активном усвоении , так как дети не замечают, что учатся,

развиваются, познают, запоминают новое.

Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей безграничны.

Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям

всех возрастов.

Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало

времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, компьютер -

они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше.

Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем – ребёнок чаще сидит у

телевизора, а не с книгой в руках. Да и родителям проще включить кнопку, а не

читать сказку и отвечать на вопросы своего ребёнка.

Для того, чтобы родители

больше времени уделяли своим детям: читали художественную литературу,

беседовали с ними, играли; для повышения их интереса к математической

деятельности; чтобы сделать родителей действительно равно ответственными

участниками воспитательно – образовательного процесса, я поставила для себя

цель - вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

Для реализации целей была проведена следующая работа:

родительское собрание «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений у детей 5-го года

жизни с показом занятия;

консультации: «Роль сказки в развитии ребенка», "Нетрадиционные методы работы со сказкой", "Сказка и

математика» и т. д.

Родители принимали участие и в создании предметно – развивающей среды, в изготовлениеи игр и пособий по

ФЭМП для занятий в группе и т. д.

В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу

жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно.

Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными

эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет

математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество

математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших

закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в

повседневной жизни.



В раздел образования