Автор: Штаева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Альметьевск, Р. Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Быстрое освоение правил дорожного движения детьми 3-4 лет через разные виды деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 43 «Белочка» г. Альметьевска»
Региональный семинар
Выступление из опыта работы на тему:
«Создание условий для формирования у детей представлений о
безопасном поведении на дороге»
Подготовила и провела:
воспитатель 1кв. категории
Штаева Т. В.
г. Альметьевск 2020г.
Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни,
уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и
определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих
опасностей. К. Д. Ушинский.
С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта на
дорогах России, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-
транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа
пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на
каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных
происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или
велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и
пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот
переходит дорогу, перекресток самостоятельно. Современный человек
постоянно находится в социуме. Социум обязывает его выполнять по жизни
различные роли: в семье он сын, дочь, внук, мать, отец; в доме — жилец; на
улице — пешеход и водитель; в транспорте — водитель и пассажир; в
больнице — доктор и пациент; в магазине — продавец и покупатель и т. д..
Познакомить детей с типичными нормами поведения в различных
социальных сферах — одна из задач ДОУ.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую
серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их
пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?
Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и
досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который
запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет
сохранить жизнь и здоровье. Перед нами, педагогами стоит задача — донести
информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у
них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного
движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не
просто, но необходимо. С этой целью проводим акции с родителями и
детьми, брейн- ринг с участием родителей и детей, круглый стол для
родителей.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на
улице являются: – снижение дорожно-транспортного травматизма среди
детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного
движения; – развитие психофизиологических качеств ребенка; –
формирование культуры общественного поведения в процессе общения с
дорогой. Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
детском саду — подготовка к процессу обеспечения личной безопасности
(самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах
— одна из важнейших. В детском саду ведется целенаправленная,
систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. При обучении детей придерживаюсь принципов
систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и
индивидуальных характеристик. В своей работе по формированию
безопасности детей на дороге опираемся на рекомендации раздела «Работа
воспитателя» методического пособия Т. Ф. Саулиной «Ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения»: Знакомство с правилами
дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует
проводить в соответствии с реализацией программных требований в
комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская
перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и
настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора
необходимого наглядного и игрового материала. В ходе организованной
образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с
окружающим мы дает детям представления о различных видах транспорта
через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и
дорога» и др.); наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание
стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию
элементарных математических представлений даем понятие «левая, правая
сторона», то есть развиваем ориентировку в окружающем пространстве;
привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги. В ходе
организованной образовательной деятельности по изобразительной
деятельности ребят учим рисовать, лепить, изображать в аппликации с
натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение
и соотношение частей. В ходе организованной образовательной деятельности
по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины,
жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов,
деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у
детей формируем интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений
из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с
детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их
назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учим планировать
процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины,
дома); знакомим с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учим
создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по
собственному замыслу. В ходе организованной образовательной
деятельности по физическому воспитанию продолжаем развивать
координацию движений и ориентировку в пространстве; учим детей ездить
на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься
на самокате. В ходе организованной образовательной деятельности по
музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в
театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме
«Дорожная азбука». Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок –
Правила светофора: красный свет — дороги нет, желтый свет —
предупреждение, зеленый свет — путь открыт. Ребенок должен знать, что
даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует
убедиться в его безопасности! – Пешеходный переход — «зебра» разрешает
переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или
надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя
перехода «зебры», — необходимо убедиться в безопасном переходе
(посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности,
переходить). – Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам,
придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут
идти по пешеходной дорожке. Для этого проводим экскурсии с детьми (К
перекрестку,по близлежащим с детским садом улицам и т. д.) Прежде чем
идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее
безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть
сопровождающий. На экскурсиях при знакомстве с транспортом обращаем
внимание детей на следующие требования: – ждать транспорт нужно на
специальных площадках (остановках), а там, где их нет, — на тротуаре; – при
выходе из транспорта следует искать пешеходный переход. При наличии
пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в
безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. Знакомя
детей с транспортом, мы, взрослые должны учить правильно вести себя в
транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места,
уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая
другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна. В
процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой
поведения на улице и в транспорте знакомим детей с дорожными знаками.
Существует множество знаков дорожного движения. Однако детей в детском
саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков,
способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного
пассажира. При организации игр по правилам дорожного движения можно
использовать и некоторые знаки сервиса. Дети должны знать, что знаки
бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);
запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок));
предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний
(изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса
(изображены в прямоугольнике голубого цвета). Полученные знания дети
используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее
усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. В нашей
группе создан «центр безопасности», то есть игровой комплекс по
дорожному движению в соответствии с возрастными особенностями: макеты
улиц с односторонним и двусторонним движением; макеты дорожных
знаков, светофоры; атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм:
«ГИБДД», «Автобус» и др. ; – в целях пропаганды безопасного движения и
профилактики детского ДТТ в холле ДОУ оформлен информационный
просветительный стенд «Дорожная безопасность», на страницах которого
содержится информация для детей и родителей (законных представителей)
обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической
направленностью; – на территории детского сада создана площадка
безопасности движения «Детская дорожная площадка»с разметкой, с
перекрестком, «островком безопасности», пешеходной дорожкой, а также
укомплектована необходимыми атрибутами для проведения игр: детскими
автомобилями, дорожными знаками, детскими нагрудными знаками, жезлом
регулировщика. Именно здесь мы помогаем детям познать азы дорожной
азбуки. Работу выстраиваем на принципах активного вовлечения родителей
воспитанников и специалистов Управления ГИБДД в образовательный
процесс, что способствует обеспечению безопасности всех участников
образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе
уделяем большое внимание передаче детям знаний о правилах безопасности
дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства. В процессе занятий с детьми используем, и умело сочетаем
различные методы: игровые, наглядные, практические, словесные. Активно
применяется иллюстративный материал: картины «Перекрёсток»,
«Транспорт», «На улицах города»; плакаты по правилам дорожного
движения «Палочка — выручалочка», «Правила — наши помощники».
Наиболее эффективные приёмы: создание проблемных ситуаций, решение
противоречий, мозговой штурм, акции. Ежегодно с детьми и родителями и
сотрудниками ГИБДД проводим социально-значимые акции, цель которых
помочь детям закрепить навыки безопасного поведения на дороге, а
водителям напомнить, что надо быть постоянно внимательными на дороге и
уважать пешеходов, а также обратить внимание жителей села Новенькое на
ответственное соблюдение правил дорожного движения, необходимость
применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при
перевозке детей в салоне автомобиля. Например, были проведены такие
акции: «Пристегнись и улыбнись», «Водитель, помни о жизни своей и
моей!», «Безопасным дорогам скажем — Да!». Специально для водителей
дети готовят плакаты, листовки и смайлики, в которых в стихотворной форме
говорится о том, как соблюдать безопасность на дорогах, используя ремни
безопасности и детское удерживающее устройство. Ознакомление и
закрепление знаний о правилах поведения на улице осуществляется также
при пересказе художественных произведений, заучивании стихотворений,
составлении рассказов по картине, серии картин с последовательно
развивающимся сюжетом на тематику правил поведения на улице; при
составлении творческих рассказов. Интересны задания по нахождению
ошибок в картинках, в поведении её героев. Найдя ошибку, дети
самостоятельно определяют правильное действие; делают соответствующие
выводы, умозаключения, формулируют правила; придумывают продолжения
сюжета. Систематически проводим целевые прогулки и экскурсии ,
например, к перекрестку и т.д. с целью ознакомления дошкольников с
улицами, транспортом, дорожными знаками, правилами пешеходов. В ходе
экскурсий дети классифицируют различные виды транспорта, знакомятся с
дорожными знаками, пешеходным переходом; анализируют соблюдение
правил другими людьми; вместе с воспитателями переходят дорогу по
пешеходному переходу, т. е. учатся быть грамотными пешеходами в
реальной обстановке. Мы стремимся сделать соблюдение правил детьми
нормой поведения, привычкой, поэтому большое внимание уделяем
формированию сознательного отношения к выполнению правил. В этом
помогают проблемные беседы: «Что случится, если не соблюдать правила
дорожного движения?», «Что будет, если исчезнут все дорожные знаки?»,
«Может нам не нужен светофор?», «Если бы не было тротуаров», «Если
водители и пешеходы не будут уважать друг друга?». Знания, полученные
детьми в процессе образовательной деятельности, в ходе экскурсий, дети
отражают в своих поделках и рисунках. Дошкольники придумали
агитационные плакаты: «Обращение к водителям», создали творческие
работы на тему: «А я придумал новый дорожный знак», используя для этого
различные материалы. Организация досуговой деятельности с детьми
позволяет в красочной форме представлений и развлечений закреплять
знания о правилах дорожного движения. Тематика праздников, викторин:
«Как Зайка — зазнайка познакомился с правилами дорожного движения»,
«Правила дорожные детям знать положено», «Путешествие в мир дорожных
знаков», «Страна ПДДейка». Очень интересны и поучительны эстафеты:
«Дорожные эстафеты», «Грамотные водители и пешеходы», «Три волшебных
глаза
Проблема безопасности дорожного движения в современном мире
является одной из достаточно важных проблем. Скорость движения и
количество машин на улицах и дорогах нашего города и страны быстро
возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все
более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших
пешеходов – детей.
С раннего детства необходимо прививать основы знаний ПДД. Правильное
понимание и соблюдение дорожных знаков правил дорожного движения
позволяют не только быть уверенным в себе пешеходом , но и позволяет
принять правильное решение в критической ситуации на дороге. С данной
целью мы изготовили и проводим данные дидактические игры .
Дидактическая игра по ПДД «Дорожное лото» для детей 5 – 7 лет.
Цель: знакомить с дорожными знаками «Дети», «Пешеходный переход» знак
особых предписаний), «Остановка автобуса», «Пункт первой медицинской
помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен»,
«Дорожные работы», «Велосипедная дорожка», «Подземный пешеходный
переход», «место отдыха», «Дорожные работы», «Дикие животные»,
«Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходный переход»
(предупреждающий); развивать мышление, внимание, память, речь, мелкую
моторику рук; воспитывать культуру поведения на улице.
Дидактическая игра по ПДД «Собери дорожный знак» для детей 5 – 7 лет.
Цель: формировать знания о дорожных знаках (запрещающих,
информационно- указательных, предписывающих, знаках сервиса, знаках
особых предписаний), развивать логическое мышление, внимание, речь,
память, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к дорожным знакам.
Дидактическая игра по ПДД «Какой знак?» для детей 5 – 7 лет.
Цель: закрепить знаки дорожного движения (информационный – парковка и
предупреждающий – дети), умение рассказывать о их назначении; развивать
мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук; подводить к
осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Дидактическая игра по ПДД «Какой бывает транспорт?» для детей 4 – 7
лет.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о транспорте, развивать мышление,
смекалку, сосредоточенность; воспитывать культуру поведения на улице и в
общественном транспорте.
Дидактическая игра по ПДД «Веселые ребусы» для детей 5 – 7 лет.
Цель:обобщить знания детей по правилам дорожного движения, развивать
познавательный интерес, логику, мышление, пространственную ориентацию;
воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дороге.
Проблема безопасности дорожного движения в современном мире является
одной из достаточно важных проблем. Скорость движения и количество
машин на улицах и дорогах нашего города и страны быстро возрастают.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной
задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная
и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей.
С раннего детства необходимо прививать основы знаний ПДД. Правильное
понимание и соблюдение дорожных знаков правил дорожного движения
позволяют не только быть уверенным в себе пешеходом, но и позволяет
принять правильное решение в критической ситуации на дороге. С данной
целью мы изготовили и проводим данные дидактические игры