Автор: Смирнова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17
Населённый пункт: г.о. Кинешма, Ивановская область
Наименование материала: проект
Тема: " Я - сам!"
Раздел: дошкольное образование
Проект « Я сам!»
Составила и провела воспитатель 1 младшей «А» группы МБДОУ д/с № 17 Смирнова
С.Н.
Цель проекта:
Воспитывать культурно- гигиенические навыки в игровой форме;
Разработать систему мероприятий по созданию комфортных условий для
формирования разносторонне развитого ребёнка, осваивающего навыки
самообслуживания и самопознания.
Задачи:
1. Учить детей навыкам самообслуживания: с небольшой помощью взрослого мыть руки,
ухаживать за своим внешним видом, вещами (складывать их аккуратно),
игрушками, одеваться и раздеваться.
2. Учить выполнять правила поведения за столом.
3. Развивать координационные способности ребёнка.
4. Создание соответствующей среды, стимулирующей освоение навыков и их закрепление.
5. Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам и
навыкам самообслуживания.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта:
1.Дети в возрасте 3 лет
2.Воспитатели
3.Родители
1
Методическое обеспечение:
1.
Комплексная программа развития и воспитания детей в д/с « Детство».
2.
Асташина И. «Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет». - ИД «Владис», 2007.
3.
Бабаева Т.И. « Младшие дошкольники в детском саду».
4.
Богуславская З.М. «Развивающие игры детей младшего дошкольного
возраста». М: Просвещение, 1991.
5.
Бабунова Т.М. «Дошкольная педагогика». - М., 2007
6.
Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и
дома».- Ярославль: Академия развития, 2008
7.
Букина Н.Н. «О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного
возраста».- Дошкольная педагогика - 2007 - 2
8.
Григорьева Г.Г. « Играем с малышами» - М:Просвещение,2003.
9.
«Дошкольная педагогика» журнал, -2007-3.
10.
Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. -М.:
Просвещение,2002.
11.
Крулехт М. Ребёнок познаёт предметный мир. - Дошкольное
воспитание- 2007 - 1.
12.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-
дошкольника. - М.,2004. -с. 45-54.
13.
Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в
детском саду». Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010.
14.
Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду».- Линка пресс -2005.
15.Смирнова Е.О.» Психология ребёнка от рождения до семи лет». - М., 1997.
16. Тимофеева Л.Л. « Планирование образовательной деятельности с
дошкольниками в режиме дня» - Центр педагогического образования, г.Орёл-2012.
17. Хрестоматия для детей 1-5 лет -ООО Юнипресс -2002.
2
Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь
Основные формы реализации проекта: Беседы, чтение и рассматривание
художественной литературы, проведение комплексных занятий, эксперименты и
наблюдения, игры, фотовыставка. Детское художественное творчество.
Материально- техническое обеспечение:
1.
Создание соответствующей среды в ДОУ и семьях воспитанников.
•
Для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться
-шкафчик с полочками и крючками для одежды и обуви, удобные для детей
по высоте сиденья и стулья, наличие необходимой одежды ( как правило по
сезону ), иллюстрированный план одевания.
•
Для формирования умения умываться и ухаживать за собой - набор
умывальных принадлежностей, легко открывающиеся краны, зеркало на
высоте, соответствующее росту ребёнка.
•
Для формирования навыков поведения за столом - наличие всей
необходимой посуды, скатертей и салфеток, хлебниц и салфетниц.
2. Разработка мероприятий по проекту с учётом возрастных особенностей детей группы.
3. Создание методического обеспечения для художественной деятельности и народно-
прикладного творчества в рамках проекта для детей и педагога.
Ожидаемые результаты:
1
Дети должны реализовать свои способности и достигать успешного результата в
деятельности.
2.
Создать в группе комфортные условия для освоения и закрепления культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
3.
Создание системы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания.
3
4.
Повышение заинтересованности родителей в развитии навыков самообслуживания у
детей.
5.
Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей при применении практических
умений.
Итоговое мероприятие:
Фотовыставка для родителей « Я сам!»
Этапы работы:
1.
Подготовительный
Организационная работа:
Выбор темы и разработка проекта.
Подготовка теоретического материала, изучение новых методик и технологий
по вопросам сенсорного и возрождения народных традиций.
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Составление перспективного плана по развитию культурно –гигиенических
навыков и навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
Обсуждение плана с родителями.
Создание условий для реализации проекта.
Диагностическая работа:
Анализ уровня сформированности у детей умений и навыков.
Выявление запросов родителей по данному направлению.
4
2.Практический
Работа с детьми:
Сентябрь
Цель: Учить детей мыть руки с небольшой помощью взрослого . Держать ложку в правой
руке, тщательно пережевывать пищу. Побуждать складывть игрушки на место. Знать свои
вещи, радоваться чистой одежде, отражать в игре процесс умывания. Учить вовремя
сообщать о своих естественных потребностях.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Развлечение « Капитошка в гостях у ребят».
Аппликация с элементами рисования «Надо, надо умываться…».
Прослушивание грамзаписи « Капитошка» исп. Волшебники двора
Чтение : «Водичка,водичка…», « Моем носик, моем щёчки», Н.Найденова «Наши
полотенца», Э.Мошковская «Нос умойся», Э.Ферджен «Мыльные пузыри».и тп
Практические упражнения: « Моем руки», « Полотенце пушистое», « Чистые
ладошки», « Нос умойся», « Аккуратные зайчата».
Подвижная игра « Зайка серый умывается».
Дидактические игры: « Умоем куклу», « Мыльные перчатки», « Купаем куклу», «
Убираем игрушки».
Октябрь
Цель: Учить детей самостоятельно соблюдать последовательность при мытье рук и
умывании. Учить радоваться чистой одежде , побуждать испытывать чувство брезгливости
от загрязненной одежды. Грязных рук. Учить за столом по напоминанию взрослого
пользоваться салфеткой, узнавать и называть некоторые блюда. Привлекать детей к
участию в мытье игрушек.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Реализация краткосрочного проекта «В гостях у Мойдодыра».
Прослушивание грамзаписи « Косолапый дождь» исп. Волшебники двора
Чтение: «Расти коса до пояса..», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский
«Мойдодыр», Е.Благинина «Обедать», А.Барто «Помощница» и тп.
5
Практические упражнения: «Самые аккуратные», «Водичка, водичка», «Все игрушки
по местам».
Подвижная игра «Все котятки мыли лапки»
Дидактические игры: « Угостим кукол чаем», « Соберем кукол на прогулку», « Кукла
обедает», «Наша одежда», « Мы помогаем», «Учимся пользоваться салфеткой».
Ноябрь
Цель: Закреплять умение детей с небольшой помощью взрослого мыть руки, умываться.
Обращаться к взрослому за устранением неопрятности в одежде и внешности. Учить
вешать одежду и ставить обувь на места. Учить по показу взрослого снимать и надевать
одежду.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Показ кукольного спектакля « Как зайка умываться научился».
Декоративное рисование нетрадиционным способом « Красивые платочки».
Прослушивание грамзаписи «Виноватая тучка» исп. Непоседы
Чтение: «Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки…», « Маша варежку надела»
Саконская, « Ходит котик с веником», «Зеркало» А.Кондратьева, В.Зайцева «Я
одеться сам могу», Л.Воронкова «Маша растеряша» и тп.
Практические упражнения: « Курточки и сапожки», « Я умею обуваться»,« За
столом», « Учимся пользоваться столовыми приборами», «Мойдодыр», « Убираем
игрушки».
Подвижная игра « Зайка серый умывается».
Дидактические игры: « Кукла проснулась», « Каждая ножка в свой домик», «
Причешем куклу», « Подбери пару», «Искупаем куклу».
6
Декабрь
Цель: Учить детей называть и использовать посуду по назначению. Закреплять
умение снимать и надевать одежду, называть ее, складывать на место.
Побуждать самостоятельно пользоваться носовым платком и салфеткой.
Закреплять умение поддерживать порядок в группе.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Реализация краткосрочного проекта : «Вот, что мы умеем».
Прослушивание грамзаписи «Дорога к солнцу» исп. Волшебники двора
Чтение : « У хозяйки белочки…», « Ах ,как долго мы гуляли..», Г.Лагздынь
«Аккуратные зайчата», А.Барто «Научу обуваться я братца», Орлов «Федя
одевается», Э. Мошковская «Маша и каша», « Правила поведения за столом» и
тп.
Практические упражнения: «Маша умывается, в гости собирается», « Семья
обедает», «Помогаем убирать со стола», «Чистый нос», «Все в порядке»,
«Чистота –залог здоровья», « Собираемся на прогулку».
Подвижная игра «Все котятки мыли лапки»
Дидактические игры: « У Маши день рождения», «Накормим гостей», «Самые
аккуратные», «Собираемся гулять», «Чистые руки», «Каждой вещи своё
место», «Назови правильно», « Я- сам».
Взаимодействие с родителями:
Фотовыставка « Я сам!»
Консультация: «Правила поведения за столом для детей»
Консультация «Правила гигиены»
Памятка «Правила сервировки стола»
Памятка «Чтобы ребёнок соблюдал правила поведения за столом»
Консультация «Практические упражнения для формирования культурно-
гигиенических навыков у детей»
7
3. Обобщающий
Подведение итогов:
Анализ результатов работы по проекту.
Презентация проекта – оформление фотовыставки.
Корректировка дальнейшей работы с семьёй по воспитанию у детей культурно-
гигиеничеких навыков и навыков самообслуживания.
Подготовка отчёта по проделанной работе.
Оформление материалов.
8