Автор: Томашова Марина Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №95
Населённый пункт: город Таганрог Ростовской области
Наименование материала: «Что такое задержка психического развития»
Тема: Консультация для педагогов
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему
«Что такое задержка психического развития»
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще
всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко
оценивают способности своего ребёнка, порой, не замечая важного – отставания
в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно
возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя
отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители
считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом
самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых
отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако
это в корне неверно.
В одних
случаях
на первый
план
будет
выступать задержка
развития
эмоциональной
сферы (различные
виды
инфантилизма),
а нарушения
в интеллектуальной
сфере
будут
выражены
не резко.
Эмоции
таких
детей
как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка
более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций
в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.
Эти дети неутомимы в игре и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной
деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности,
связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что
на занятиях они больше предпочитают играть.
В других
случаях,
наоборот,
будет
преобладать замедление
развития
интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости,
страхам.
Это
препятствует
формированию
активности,
инициативы,
самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом
привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более
правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины,
а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои
школьные неудачи.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии,
ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо
воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед
ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При
своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно
выравниваются.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально
– волевой сферы - такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие,
заставить себя выполнить что-либо.
Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная
концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться
повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Например, ребёнку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом
ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна. ЗПР нередко сопровождается
проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом её развития. Другие
особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера
основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом
случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР наблюдается
отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во
время решения задач на словесно - логическое мышление.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в
процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание
состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт
ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации
родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но
для
того,
чтобы
достичь
наилучших
результатов,
нужно
обратиться
за
квалифицированной помощью к специалистам педагогу - дефектологу и к врачу
психоневрологу,
как
можно
раньше
начать
продуманное
и
целенаправленное
воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые
соответствуют состоянию ребёнка.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять
рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим
миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать
увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним
книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы
делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с
игрушками и другими детьми.
Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи,
заметить прогресс пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему
научится.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой
психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам!
Подготовила:
Учитель-дефектолог I квалификационной категории
Томашова М.В.