Напоминание

Консультация для педагогов


Автор: Томашова Марина Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №95
Населённый пункт: город Таганрог Ростовской области
Наименование материала: «Что такое задержка психического развития»
Тема: Консультация для педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов на тему

«Что такое задержка психического развития»

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще

всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко

оценивают способности своего ребёнка, порой, не замечая важного – отставания

в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно

возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя

отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители

считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом

самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых

отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако

это в корне неверно.

В одних

случаях

на первый

план

будет

выступать задержка

развития

эмоциональной

сферы (различные

виды

инфантилизма),

а нарушения

в интеллектуальной

сфере

будут

выражены

не резко.

Эмоции

таких

детей

как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка

более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций

в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

Эти дети неутомимы в игре и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной

деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности,

связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что

на занятиях они больше предпочитают играть.

В других

случаях,

наоборот,

будет

преобладать замедление

развития

интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости,

страхам.

Это

препятствует

формированию

активности,

инициативы,

самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом

привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более

правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины,

а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои

школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии,

ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо

воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед

ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При

своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно

выравниваются.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально

– волевой сферы - такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие,

заставить себя выполнить что-либо.

Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная

концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться

повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.

Например, ребёнку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом

ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна. ЗПР нередко сопровождается

проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом её развития. Другие

особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера

основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом

случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР наблюдается

отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во

время решения задач на словесно - логическое мышление.

Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в

процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание

состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт

ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации

родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но

для

того,

чтобы

достичь

наилучших

результатов,

нужно

обратиться

за

квалифицированной помощью к специалистам педагогу - дефектологу и к врачу

психоневрологу,

как

можно

раньше

начать

продуманное

и

целенаправленное

воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые

соответствуют состоянию ребёнка.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять

рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим

миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать

увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним

книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы

делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с

игрушками и другими детьми.

Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи,

заметить прогресс пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему

научится.

Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой

психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам!

Подготовила:

Учитель-дефектолог I квалификационной категории

Томашова М.В.



В раздел образования