Напоминание

"Творчество детей в детском саду"


Автор: Захарова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"Сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творчество детей в детском саду

Творчество в широком смысле слова – это деятельность,

направленная на получение чего-то нового, неповторимого.

Результат деятельности детей, как правило, не отличается

объективной новизной, имеющей значение для развития

науки, культуры или производства. Продукты детского

творчества играют огромную роль для развития личности

самого ребёнка.

Психологи и педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют

его специфические особенности:

- новизна открытий детей субъективна;

- процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку

большее удовольствие, чем сам результат;

- осмысленным действиям с материалом предшествует

ориентировочная деятельность детей, спонтанное

экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но

часто приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества

демонстрируют определённую степень несовершенства

психических процессов детей, что вполне естественно в их

возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо

строить с опорой именно на эти особенности. Только при

таком подходе можно добиться успеха в формировании и

развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с

целенаправленным обучением, в котором особая роль

отводится воображению. Именно развитое творческое

воображение порождает новые образы, которые и составляют

основу творчества.

Как показывает практика, активному развитию детского

творчества способствуют разные виды продуктивной

деятельности и рукоделия, предусмотренные программой

дошкольного образования: лепка, техническое и

художественное конструирование, моделирование,

вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т.д.

В работе по развитию творческих способностей детей

особенно важна роль педагога. Как показал опыт,

дошкольники сами ещё не в состоянии полностью

организовать свою деятельность, оценить полученные

результаты. Поэтому необходимо разъяснить детям смысл

каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные

решения, помочь оценить уровень предложенных решений.

Кроме того важна доброжелательность и терпимость к

творчеству каждого ребёнка, надо принимать и спокойно

обсуждать даже такие варианты творческих решений, которые

на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными.

Художественное конструирование предполагает два вида

деятельности: работу с бумагой и работу с природным

материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных

знаний, значительную часть желательно уделять работе с

бумагой.

Бумага – это наиболее простой, доступный и

легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в

себе удивительные возможности для творчества.

Есть разные техники работы с бумагой: сминание,

разрывание, разрезание, сгибание.

Для полноценного развития творческого художественного

конструирования из бумаги надо акцентировать своё

внимание на соблюдении следующих условий:

1. Использование разных техник, начиная с более простых её

видов (сминание, разрывание).

2. Формирование у детей обобщённых способов

конструирования в процессе овладения более сложной

техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо

помочь детям выделить способ конструирования из

практического процесса создания конкретной поделки. Для

этого с детьми сначала отрабатывается сам способ

конструирования вне конкретной задачи, а затем

демонстрируется этот способ как основа изготовления целого

ряда разных поделок. Далее даётся возможность детям

самостоятельно применять усвоенные способы

конструирования для получения новых поделок. Благодаря

такой работе дошкольники становятся способными к

самостоятельному творческому конструированию с

использованием даже сложных видов техники.

На основании анализа литературных источников по теме

выделяют следующие направления работы с бумагой:

- бумажная мозаика;

- конструирование из бумаги;

- папье-маше;

- киригами;

- оригами;

- квиллинг или бумажная филигрань

- бумажная скульптура;

- бумажные цветы и т.д.

Считается , что из всего перечисленного большие

возможности для развития творческих способностей детей

таит в себе искусство оригами.

Техника оригами (получение поделок из бумаги путём её

многократного сгибания в разных направлениях) пришла к

нам из Японии. И в настоящее время в этой стране данное

искусство продолжает культивироваться как выражение

любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное

изделие там считается лучшим подарком.

В других странах мира, в том числе и в России, оригами не

имеет такого символического значения, а используется для

создания разных поделок из бумаги как средство отражения

окружающего мира и выражения отношения к нему. Техника

оригами отличается большой трудоёмкостью, требует

многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения

определённого их порядка.

Детальное изучение искусства оригами показало, что в нём

хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и

пространственное в равной мере), размышление и фантазия,

быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели

легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от

индивидуальных особенностей детей. Если вначале

складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия,

то затем постепенно переходит к более сложным формам:

самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на

основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»),

складыванию по словесному описанию.

При планировании работы с детьми в технике оригами

решаются следующие задачи:

- научить детей конструировать по типу оригами, используя

графический язык;

- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать

готовые оригами в панно, учить созерцать красоту и

наслаждаться ею;

- расширять представления детей о разнообразии животного и

растительного мира, активизировать их познавательную и

речевую активность;

- воспитывать у детей внимание, собранность,

дисциплинированность, уверенность в своих силах и

способностях, коммуникативность;

- развивать творчество, инициативу, самостоятельность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, точность

движений.

Работа по обучению детей искусству оригами организуется с

учётом следующих основных принципов:

- уважение к достоинству и личности ребёнка;

- опора на имеющийся опыт детей;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- сотрудничество детей друг с другом и с педагогом;

- создание условий для творческих проявлений детей.

Как и в любой другой деятельности, в работе с бумагой нельзя

обойтись без анализа: без этого дети не научатся отличать

оригинальное от посредственного, видеть в изделиях

недостатки конструкции, сказывающиеся на её прочности или

достоинстве. При анализе детских работ надо проявлять

внимательность, заинтересованность, понимание, такт,

терпимость.

Из опыта работы видно, что у тех людей, кто занимается

оригами, повышается внимание, собранность, дисциплина,

появляется уверенность в своих силах и способностях.

«Умей занять детей – вот единственное правило дисциплины»,

- сказал А.В. Луначарский. Важно занять детей работой,

соответствующей их природе, и сама разрушительная энергия

сублимируется в созидательную энергию.

В своей работе надо придерживаться строгой

последовательности: от плоскостной формы к объёмному

художественному образу, использовать поэтапную систему

обучения детей:

1. Вынесение способов конструирования из контекста

практической деятельности конкретного характера и

последующее введение их в процесс изготовления различных

игрушек.

2. Постановка перед детьми задач проблемного характера,

требующих соотнесения усвоенных способов с новыми

условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого

(младший возраст), либо трансформированного (старший

возраст), что обеспечивало их обобщение.

3. Самостоятельное конструирование по замыслу.

Такое обучение, построенное по принципу «от общего к

частному», обеспечивает переориентацию детей с получения

практического результата (знакомой поделки) на осознание

способов конструирования как средств изготовления разных

новых и интересных поделок, игрушек.

В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми надо

проводить большую подготовительную работу, которая

включает в себя:

- сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги»;

- выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства

бумаги;

- выполнение упражнений, позволяющих производить

простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание,

смятие и т.д.);

- знакомство с искусством оригами: получение сюрпризной

посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке».

В среднем дошкольном возрасте предлагать детям

плоскостные модели для изготовления, руководствуясь их

возрастными особенностями.

Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания

моделей оригами. С целью её совершенствования проводятся

пальчиковые игры и изготовление изделий в технике

бумажной мозаики.

В старшем возрасте умственная работоспособность

дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится

возможным формирование не только конкретных, но и

обобщённых знаний, а также простейших понятий об

окружающем мире. На этом этапе предлагают детям

изготовление объёмных моделей из бумаги. Проведение

пальчиковых игр также играет важную роль в развитии

моторики рук. В этом возрасте используются в работе

операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует

индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на

усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный

процесс изготовления какой-либо модели. Легче других детям

даётся работа с операционными картами.

Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью дошкольного

детства является игровая деятельность. Не наигравшийся в

детстве ребёнок обязательно восполнит этот пробел, но уже в

более зрелом возрасте. И не факт, что это упущение пойдёт на

пользу окружающим. Поэтому в детском саду в любой из

режимных моментов включаю элемент игры или игровой

приём.

С целью поддержания интереса к занятиям оригами широко

используются:

- инсценировки с персонажами, сделанными руками детей;

- грамоты для детей за лучшее выполнение модели или другие

виды материальных и моральных поощрений;

- оформление в группе «Уголка оригами»;

- оформление для родителей стенда «Чудо-зверь» в группе.

Работа с бумагой в технике оригами даёт определённые

результаты для развития творческих способностей детей:

- возрастает интерес детей к конструктивной деятельности;

- у большинства детей увеличивается объём произвольной

памяти и внимания;

- дети учатся работать по операционным картам;

- бумажные поделки помогают установить добрые отношения с

детьми, создать атмосферу открытости и доверия;

- дети получают возможность получить быстрый и

качественный результат своей работы;

- выполняемые изделия находят широкое применение в

жизни.

Хочется надеяться, что ребёнок, создающий красоту своими

руками, никогда не станет разрушителем в будущем!

Помимо достигаемых результатов, в работе встречаются и

трудности:

- выполняемые изделия не отличаются особой прочностью,

что отрицательно сказывается на эмоциональных проявлениях

детей;

- бывает сложно удержать интерес воспитанников группы к

занятиям оригами;

- большой объём времени предполагают занятия оригами в

свободное время детей.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека,

присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди

стремились украшать свои культовые и бытовые предметы.

Для эстетического оформления изделий использовались как

природные материалы (камень, глина, дерево, кость,

самородные материалы), так и изобретённые человеком

(сплавы металлов, бумага, текстиль и др.).

Ещё в начале века А.В. Луначарский сделал вывод:

«Предметы эстетические: лепка, рисование, пение, музыка и

ручной труд – отнюдь не являются чем-то второстепенным,

какой-то роскошью жизни; трудовое и научное образования,

лишённые этого элемента, были бы обездушенными, ибо

радость в любовании и творчестве есть конечная цель и

труда, и науки».

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №43 «СКАЗКА»

Доклад

«Развитие творческих способностей детей через

работу с бумагой»

Воспитатель: Захарова В. А.

1 квалификационная категория

СМОЛЕНСК 2015 ГОД



В раздел образования