Автор: Захарова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"Сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Творчество детей в детском саду
Творчество в широком смысле слова – это деятельность,
направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Результат деятельности детей, как правило, не отличается
объективной новизной, имеющей значение для развития
науки, культуры или производства. Продукты детского
творчества играют огромную роль для развития личности
самого ребёнка.
Психологи и педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют
его специфические особенности:
- новизна открытий детей субъективна;
- процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку
большее удовольствие, чем сам результат;
- осмысленным действиям с материалом предшествует
ориентировочная деятельность детей, спонтанное
экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но
часто приводящее к положительным результатам.
Указанные выше особенности детского творчества
демонстрируют определённую степень несовершенства
психических процессов детей, что вполне естественно в их
возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо
строить с опорой именно на эти особенности. Только при
таком подходе можно добиться успеха в формировании и
развитии у детей творчества в период дошкольного детства.
Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с
целенаправленным обучением, в котором особая роль
отводится воображению. Именно развитое творческое
воображение порождает новые образы, которые и составляют
основу творчества.
Как показывает практика, активному развитию детского
творчества способствуют разные виды продуктивной
деятельности и рукоделия, предусмотренные программой
дошкольного образования: лепка, техническое и
художественное конструирование, моделирование,
вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т.д.
В работе по развитию творческих способностей детей
особенно важна роль педагога. Как показал опыт,
дошкольники сами ещё не в состоянии полностью
организовать свою деятельность, оценить полученные
результаты. Поэтому необходимо разъяснить детям смысл
каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные
решения, помочь оценить уровень предложенных решений.
Кроме того важна доброжелательность и терпимость к
творчеству каждого ребёнка, надо принимать и спокойно
обсуждать даже такие варианты творческих решений, которые
на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными.
Художественное конструирование предполагает два вида
деятельности: работу с бумагой и работу с природным
материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных
знаний, значительную часть желательно уделять работе с
бумагой.
Бумага – это наиболее простой, доступный и
легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в
себе удивительные возможности для творчества.
Есть разные техники работы с бумагой: сминание,
разрывание, разрезание, сгибание.
Для полноценного развития творческого художественного
конструирования из бумаги надо акцентировать своё
внимание на соблюдении следующих условий:
1. Использование разных техник, начиная с более простых её
видов (сминание, разрывание).
2. Формирование у детей обобщённых способов
конструирования в процессе овладения более сложной
техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура).
В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо
помочь детям выделить способ конструирования из
практического процесса создания конкретной поделки. Для
этого с детьми сначала отрабатывается сам способ
конструирования вне конкретной задачи, а затем
демонстрируется этот способ как основа изготовления целого
ряда разных поделок. Далее даётся возможность детям
самостоятельно применять усвоенные способы
конструирования для получения новых поделок. Благодаря
такой работе дошкольники становятся способными к
самостоятельному творческому конструированию с
использованием даже сложных видов техники.
На основании анализа литературных источников по теме
выделяют следующие направления работы с бумагой:
- бумажная мозаика;
- конструирование из бумаги;
- папье-маше;
- киригами;
- оригами;
- квиллинг или бумажная филигрань
- бумажная скульптура;
- бумажные цветы и т.д.
Считается , что из всего перечисленного большие
возможности для развития творческих способностей детей
таит в себе искусство оригами.
Техника оригами (получение поделок из бумаги путём её
многократного сгибания в разных направлениях) пришла к
нам из Японии. И в настоящее время в этой стране данное
искусство продолжает культивироваться как выражение
любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное
изделие там считается лучшим подарком.
В других странах мира, в том числе и в России, оригами не
имеет такого символического значения, а используется для
создания разных поделок из бумаги как средство отражения
окружающего мира и выражения отношения к нему. Техника
оригами отличается большой трудоёмкостью, требует
многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения
определённого их порядка.
Детальное изучение искусства оригами показало, что в нём
хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и
пространственное в равной мере), размышление и фантазия,
быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели
легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от
индивидуальных особенностей детей. Если вначале
складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия,
то затем постепенно переходит к более сложным формам:
самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на
основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»),
складыванию по словесному описанию.
При планировании работы с детьми в технике оригами
решаются следующие задачи:
- научить детей конструировать по типу оригами, используя
графический язык;
- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать
готовые оригами в панно, учить созерцать красоту и
наслаждаться ею;
- расширять представления детей о разнообразии животного и
растительного мира, активизировать их познавательную и
речевую активность;
- воспитывать у детей внимание, собранность,
дисциплинированность, уверенность в своих силах и
способностях, коммуникативность;
- развивать творчество, инициативу, самостоятельность;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, точность
движений.
Работа по обучению детей искусству оригами организуется с
учётом следующих основных принципов:
- уважение к достоинству и личности ребёнка;
- опора на имеющийся опыт детей;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- сотрудничество детей друг с другом и с педагогом;
- создание условий для творческих проявлений детей.
Как и в любой другой деятельности, в работе с бумагой нельзя
обойтись без анализа: без этого дети не научатся отличать
оригинальное от посредственного, видеть в изделиях
недостатки конструкции, сказывающиеся на её прочности или
достоинстве. При анализе детских работ надо проявлять
внимательность, заинтересованность, понимание, такт,
терпимость.
Из опыта работы видно, что у тех людей, кто занимается
оригами, повышается внимание, собранность, дисциплина,
появляется уверенность в своих силах и способностях.
«Умей занять детей – вот единственное правило дисциплины»,
- сказал А.В. Луначарский. Важно занять детей работой,
соответствующей их природе, и сама разрушительная энергия
сублимируется в созидательную энергию.
В своей работе надо придерживаться строгой
последовательности: от плоскостной формы к объёмному
художественному образу, использовать поэтапную систему
обучения детей:
1. Вынесение способов конструирования из контекста
практической деятельности конкретного характера и
последующее введение их в процесс изготовления различных
игрушек.
2. Постановка перед детьми задач проблемного характера,
требующих соотнесения усвоенных способов с новыми
условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого
(младший возраст), либо трансформированного (старший
возраст), что обеспечивало их обобщение.
3. Самостоятельное конструирование по замыслу.
Такое обучение, построенное по принципу «от общего к
частному», обеспечивает переориентацию детей с получения
практического результата (знакомой поделки) на осознание
способов конструирования как средств изготовления разных
новых и интересных поделок, игрушек.
В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми надо
проводить большую подготовительную работу, которая
включает в себя:
- сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги»;
- выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства
бумаги;
- выполнение упражнений, позволяющих производить
простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание,
смятие и т.д.);
- знакомство с искусством оригами: получение сюрпризной
посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке».
В среднем дошкольном возрасте предлагать детям
плоскостные модели для изготовления, руководствуясь их
возрастными особенностями.
Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания
моделей оригами. С целью её совершенствования проводятся
пальчиковые игры и изготовление изделий в технике
бумажной мозаики.
В старшем возрасте умственная работоспособность
дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится
возможным формирование не только конкретных, но и
обобщённых знаний, а также простейших понятий об
окружающем мире. На этом этапе предлагают детям
изготовление объёмных моделей из бумаги. Проведение
пальчиковых игр также играет важную роль в развитии
моторики рук. В этом возрасте используются в работе
операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует
индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на
усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный
процесс изготовления какой-либо модели. Легче других детям
даётся работа с операционными картами.
Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью дошкольного
детства является игровая деятельность. Не наигравшийся в
детстве ребёнок обязательно восполнит этот пробел, но уже в
более зрелом возрасте. И не факт, что это упущение пойдёт на
пользу окружающим. Поэтому в детском саду в любой из
режимных моментов включаю элемент игры или игровой
приём.
С целью поддержания интереса к занятиям оригами широко
используются:
- инсценировки с персонажами, сделанными руками детей;
- грамоты для детей за лучшее выполнение модели или другие
виды материальных и моральных поощрений;
- оформление в группе «Уголка оригами»;
- оформление для родителей стенда «Чудо-зверь» в группе.
Работа с бумагой в технике оригами даёт определённые
результаты для развития творческих способностей детей:
- возрастает интерес детей к конструктивной деятельности;
- у большинства детей увеличивается объём произвольной
памяти и внимания;
- дети учатся работать по операционным картам;
- бумажные поделки помогают установить добрые отношения с
детьми, создать атмосферу открытости и доверия;
- дети получают возможность получить быстрый и
качественный результат своей работы;
- выполняемые изделия находят широкое применение в
жизни.
Хочется надеяться, что ребёнок, создающий красоту своими
руками, никогда не станет разрушителем в будущем!
Помимо достигаемых результатов, в работе встречаются и
трудности:
- выполняемые изделия не отличаются особой прочностью,
что отрицательно сказывается на эмоциональных проявлениях
детей;
- бывает сложно удержать интерес воспитанников группы к
занятиям оригами;
- большой объём времени предполагают занятия оригами в
свободное время детей.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека,
присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди
стремились украшать свои культовые и бытовые предметы.
Для эстетического оформления изделий использовались как
природные материалы (камень, глина, дерево, кость,
самородные материалы), так и изобретённые человеком
(сплавы металлов, бумага, текстиль и др.).
Ещё в начале века А.В. Луначарский сделал вывод:
«Предметы эстетические: лепка, рисование, пение, музыка и
ручной труд – отнюдь не являются чем-то второстепенным,
какой-то роскошью жизни; трудовое и научное образования,
лишённые этого элемента, были бы обездушенными, ибо
радость в любовании и творчестве есть конечная цель и
труда, и науки».
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №43 «СКАЗКА»
Доклад
«Развитие творческих способностей детей через
работу с бумагой»
Воспитатель: Захарова В. А.
1 квалификационная категория
СМОЛЕНСК 2015 ГОД