Напоминание

"Семейное чтение как фактор формирования речевой активности дошкольников"


Авторы: Усманова Асия Тальгатовна, Гунтик Ольга Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №85 г. Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное чтение как фактор формирования речевой активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование и укрепление традиций семейного чтения.

Чтение – важнейший инструмент образования, социализации и развития личности,

поскольку именно оно формирует качества развитого и социально ценного человека,

умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, имеющего больший объем

памяти, лучше владеющего речью. В дошкольном детстве речевая самостоятельность

ребенка

находится

на

этапе

становления,

поэтому

первостепенной

задачей

педагогического процесса является приобщение его к чтению.

Однако значение чтения в современном обществе неуклонно снижается, происходит

постепенная

переориентация

на

некнижные

формы

культуры.

Дополнительным

негативным фактором в формировании ребенка-читателя является также практически

полная утрата традиций семейного чтения, в то время как именно в семейной среде чтение

играет особую роль, сближая членов семьи и объединяя их духовно. К сожалению, на

современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой

для разговора, а домашние библиотеки исчезают из обихода. Таким образом, возрождение

и развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является

одной из важнейших задач социума.

Трудно переоценить значение чтения в формировании личности ребенка, поскольку

книга дает интеллектуальное и эмоциональное развитие, влияет на социализацию

личности, обогащает его языковую практику, развивая сложнейшую из форм речи –

монологическую.

Принимая во внимание всю важность формирования традиций семейного чтения, на

базе логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения №85 «Звездочка» был разработан и реализован проект «Читаем всей семьей».

Участниками проекта стали воспитанники логопедической группы (13 человек) в

возрасте 5-6 лет, их родители и иные члены семьи, проживающие совместно с детьми, а

также педагоги группы.

Целью

проекта

стало

создание

информационно-педагогической

поддержки

мотивации чтения дошкольника в семье.

В ходе проекта были поставлены следующие задачи:

- возрождение традиции семейного чтения;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение дошкольников к регулярному чтению детской литературы и

посещению библиотек;

- развитие связной речи дошкольников.

На подготовительном этапе реализации проекта была проведена серия родительских

собраний в формате круглого стола, в ходе которых родители дошкольников были

ознакомлены с целями и задачами проектной деятельности, была оговорена форма

обратной связи и порядок взаимодействия. Родители также внесли свои предложения,

став, таким образом, активными участниками процесса. Дополнительно были проведены

разъяснительные беседы с детьми. Все это сформировало информационное поле «педагог-

родитель-ребенок», что в дальнейшем отразилось в сознательном и ответственном

подходе каждой из сторон.

В начале практического этапа проведения проекта родителям были предложены

библиографические списки, сопровождающие программный материал. В ходе отработки

лексической

темы

каждой

семье

предлагались

к

домашнему

прочтению

два

художественных произведения, одно из которых было общим для всех участников

проекта, а другое – индивидуальным.

Каждая семья в конце периода изучения лексической темы предоставляла в

письменной форме результаты беседы с ребенком по прочитанному материалу. Такая

беседа проводилась по заранее определенному плану. Дополнительно в группе проходили

занятия в форме литературных гостиных, на которых дети обменивались своими

впечатлениями о прочитанном с одногруппниками и педагогами. Раз в две недели

педагогами логопедической группы организовывались мероприятия «Сказочники», где

каждый из воспитанников имел возможность примерить на себя роль педагога и

рассказать

присутствующим

о

том

произведении,

с

которым

он

ознакомился

индивидуально.

Подобные

занятия

привлекали

большой

интерес

воспитанников,

поскольку проходили в игровой форме и стимулировали их социокультурное развитие.

Также каждая семья вела читательский дневник в течение всего учебного года. В

нем отображались те литературные произведения, которые были прочитаны дома вне

предложенной

программы.

В

читательский

дневник

заносились

впечатления

от

прочитанного не только детей, но и взрослых членов семьи.

Педагоги группы на всех этапах реализации проекта сопровождали семьи

воспитанников. В социальной сети постоянно осуществлялась педагогическая поддержка:

педагоги предлагали к просмотру видеозаписи собственного чтения книг, которые

родители могли продемонстрировать детям. Эти материалы одновременно выступали и в

качестве информационной поддержки проекта, и как образец правильного выразительного

чтения.

Образцовое

чтение

в

видеоформате

оказалось

очень

актуальным

и

своевремменным,

поскольку

в

ходе

реализации

проекта

некоторые

родители

воспитанников отмечали, что дети негативно относятся к слушанию произведений или не

вслушиваются в текст.

В связи с этим нами разработаны советы для взрослых, читающих детям:

- Во время чтения не стесняйтесь демонстрировать мимику и жесты, свойственные

тому или иному персонажу, в речи делайте логические ударения, повторяйте наиболее

важные слов.

- Делайте драматические паузы, вскрикивайте, изображайте голос персонажа, его

интонацию, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства.

-

Периодически

отвлекайтесь

от

повествования,

чтобы

продолжить

жизнь

персонажей в реальном времени. Восклицайте, используя просодическую сторону речи:

«Ну как же так! Зачем он так поступил?! Что же сейчас будет?!…».

По отзывам родителей, подобные рекомендации помогли привлечь внимание детей и

сделали семейное чтение более увлекательным.

Со временем была осуществлена такая форма работы как «Сказки на ночь». В

режиме реального времени в формате Zoom воспитанники и их семьи по очереди читали

художественные произведения. «Сказки на ночь» особенно привлекали участников

проекта, так как создавали ощущение причастности, объединяли семьи, создавая более

прочные связи как внутри семьи, так и между воспитанниками в группе.

В группе был оборудован мобильный книжный уголок, в котором регулярно

обновлялись выставки книг по соответствующим темам. Уголок был совмещен с уголком

изобразительной деятельности, результатом чего стало продуктивное самостоятельное

творчество дошкольников по мотивам прочитанных произведений.

По итогам реализации проекта были собраны отзывы родителей, принявших участи

в работе, проведено анкетирование, а также обобщен практический опыт педагогов.

Результаты проведения проекта продемонстрировали следующее:

1.

Сформирована модель информационно-педагогической поддержки мотивации

чтения дошкольников, включающая методические рекомендации для родителей,

программы разъяснительной работы и индивидуальные маршрутные листы, а

также рекомендательные библиографические списки.

2.

Укреплены партнёрские отношения педагогов с родителями в читательском

развитии дошкольников.

3.

Возрос интерес детей к чтению художественной и познавательной литературы.

4.

Отмечено

значительное

увеличение

интереса

детей

к

познавательно-

исследовательской деятельности, в которой в качестве информационного

источника дети прибегали к книге.

5.

Повысился уровень коммуникативного развития дошкольников, особенно в

области высшей формы связной речи – монологической.

6.

Благодаря повышению уровня коммуникативного развития возрос и интерес

детей к межличностным взаимоотношениям, что в свою очередь привело к

повышению показателей социально-культурного развития.

В результате организации подобного проекта все его участники, как дети, так и их

родители отмечали улучшение психологического климата в семье, потребность проводить

больше времени в совместной деятельности.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что у читающего человека благоприятно

формируются не только речевые навыки, но и в целом чтение книг способствует

выработке уверенности в себе и положительно сказывается на самооценке, что так

необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья.



В раздел образования