Авторы: Усманова Асия Тальгатовна, Гунтик Ольга Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №85 г. Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное чтение как фактор формирования речевой активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Формирование и укрепление традиций семейного чтения.
Чтение – важнейший инструмент образования, социализации и развития личности,
поскольку именно оно формирует качества развитого и социально ценного человека,
умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, имеющего больший объем
памяти, лучше владеющего речью. В дошкольном детстве речевая самостоятельность
ребенка
находится
на
этапе
становления,
поэтому
первостепенной
задачей
педагогического процесса является приобщение его к чтению.
Однако значение чтения в современном обществе неуклонно снижается, происходит
постепенная
переориентация
на
некнижные
формы
культуры.
Дополнительным
негативным фактором в формировании ребенка-читателя является также практически
полная утрата традиций семейного чтения, в то время как именно в семейной среде чтение
играет особую роль, сближая членов семьи и объединяя их духовно. К сожалению, на
современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой
для разговора, а домашние библиотеки исчезают из обихода. Таким образом, возрождение
и развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является
одной из важнейших задач социума.
Трудно переоценить значение чтения в формировании личности ребенка, поскольку
книга дает интеллектуальное и эмоциональное развитие, влияет на социализацию
личности, обогащает его языковую практику, развивая сложнейшую из форм речи –
монологическую.
Принимая во внимание всю важность формирования традиций семейного чтения, на
базе логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения №85 «Звездочка» был разработан и реализован проект «Читаем всей семьей».
Участниками проекта стали воспитанники логопедической группы (13 человек) в
возрасте 5-6 лет, их родители и иные члены семьи, проживающие совместно с детьми, а
также педагоги группы.
Целью
проекта
стало
создание
информационно-педагогической
поддержки
мотивации чтения дошкольника в семье.
В ходе проекта были поставлены следующие задачи:
- возрождение традиции семейного чтения;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение дошкольников к регулярному чтению детской литературы и
посещению библиотек;
- развитие связной речи дошкольников.
На подготовительном этапе реализации проекта была проведена серия родительских
собраний в формате круглого стола, в ходе которых родители дошкольников были
ознакомлены с целями и задачами проектной деятельности, была оговорена форма
обратной связи и порядок взаимодействия. Родители также внесли свои предложения,
став, таким образом, активными участниками процесса. Дополнительно были проведены
разъяснительные беседы с детьми. Все это сформировало информационное поле «педагог-
родитель-ребенок», что в дальнейшем отразилось в сознательном и ответственном
подходе каждой из сторон.
В начале практического этапа проведения проекта родителям были предложены
библиографические списки, сопровождающие программный материал. В ходе отработки
лексической
темы
каждой
семье
предлагались
к
домашнему
прочтению
два
художественных произведения, одно из которых было общим для всех участников
проекта, а другое – индивидуальным.
Каждая семья в конце периода изучения лексической темы предоставляла в
письменной форме результаты беседы с ребенком по прочитанному материалу. Такая
беседа проводилась по заранее определенному плану. Дополнительно в группе проходили
занятия в форме литературных гостиных, на которых дети обменивались своими
впечатлениями о прочитанном с одногруппниками и педагогами. Раз в две недели
педагогами логопедической группы организовывались мероприятия «Сказочники», где
каждый из воспитанников имел возможность примерить на себя роль педагога и
рассказать
присутствующим
о
том
произведении,
с
которым
он
ознакомился
индивидуально.
Подобные
занятия
привлекали
большой
интерес
воспитанников,
поскольку проходили в игровой форме и стимулировали их социокультурное развитие.
Также каждая семья вела читательский дневник в течение всего учебного года. В
нем отображались те литературные произведения, которые были прочитаны дома вне
предложенной
программы.
В
читательский
дневник
заносились
впечатления
от
прочитанного не только детей, но и взрослых членов семьи.
Педагоги группы на всех этапах реализации проекта сопровождали семьи
воспитанников. В социальной сети постоянно осуществлялась педагогическая поддержка:
педагоги предлагали к просмотру видеозаписи собственного чтения книг, которые
родители могли продемонстрировать детям. Эти материалы одновременно выступали и в
качестве информационной поддержки проекта, и как образец правильного выразительного
чтения.
Образцовое
чтение
в
видеоформате
оказалось
очень
актуальным
и
своевремменным,
поскольку
в
ходе
реализации
проекта
некоторые
родители
воспитанников отмечали, что дети негативно относятся к слушанию произведений или не
вслушиваются в текст.
В связи с этим нами разработаны советы для взрослых, читающих детям:
- Во время чтения не стесняйтесь демонстрировать мимику и жесты, свойственные
тому или иному персонажу, в речи делайте логические ударения, повторяйте наиболее
важные слов.
- Делайте драматические паузы, вскрикивайте, изображайте голос персонажа, его
интонацию, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства.
-
Периодически
отвлекайтесь
от
повествования,
чтобы
продолжить
жизнь
персонажей в реальном времени. Восклицайте, используя просодическую сторону речи:
«Ну как же так! Зачем он так поступил?! Что же сейчас будет?!…».
По отзывам родителей, подобные рекомендации помогли привлечь внимание детей и
сделали семейное чтение более увлекательным.
Со временем была осуществлена такая форма работы как «Сказки на ночь». В
режиме реального времени в формате Zoom воспитанники и их семьи по очереди читали
художественные произведения. «Сказки на ночь» особенно привлекали участников
проекта, так как создавали ощущение причастности, объединяли семьи, создавая более
прочные связи как внутри семьи, так и между воспитанниками в группе.
В группе был оборудован мобильный книжный уголок, в котором регулярно
обновлялись выставки книг по соответствующим темам. Уголок был совмещен с уголком
изобразительной деятельности, результатом чего стало продуктивное самостоятельное
творчество дошкольников по мотивам прочитанных произведений.
По итогам реализации проекта были собраны отзывы родителей, принявших участи
в работе, проведено анкетирование, а также обобщен практический опыт педагогов.
Результаты проведения проекта продемонстрировали следующее:
1.
Сформирована модель информационно-педагогической поддержки мотивации
чтения дошкольников, включающая методические рекомендации для родителей,
программы разъяснительной работы и индивидуальные маршрутные листы, а
также рекомендательные библиографические списки.
2.
Укреплены партнёрские отношения педагогов с родителями в читательском
развитии дошкольников.
3.
Возрос интерес детей к чтению художественной и познавательной литературы.
4.
Отмечено
значительное
увеличение
интереса
детей
к
познавательно-
исследовательской деятельности, в которой в качестве информационного
источника дети прибегали к книге.
5.
Повысился уровень коммуникативного развития дошкольников, особенно в
области высшей формы связной речи – монологической.
6.
Благодаря повышению уровня коммуникативного развития возрос и интерес
детей к межличностным взаимоотношениям, что в свою очередь привело к
повышению показателей социально-культурного развития.
В результате организации подобного проекта все его участники, как дети, так и их
родители отмечали улучшение психологического климата в семье, потребность проводить
больше времени в совместной деятельности.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что у читающего человека благоприятно
формируются не только речевые навыки, но и в целом чтение книг способствует
выработке уверенности в себе и положительно сказывается на самооценке, что так
необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья.