Напоминание

«Юные изобретатели» познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания


Автор: Аносова Татьяна Владимировна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №14 ЦДО
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Проект
Тема: «Юные изобретатели» познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Юные изобретатели»

познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование,

реализуемое в процессе проигрывания

Т.В. Аносова

Заместитель директора

КРАСНОЯРСК

2021

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из

видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть

предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте

«почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,

распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности

по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно

проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению

полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать

самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и

самого себя.

Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать

продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние

ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить –

значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку

дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление

содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей

более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь

сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать

интеллектуальные качества личности.

Цель проекта:

познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через

экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов

Задачи:

Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в

литературную культуру;

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,

сравнение, обобщение);

Развивать

мышление,

речь

суждение

в

процессе

познавательно

исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов

проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть

его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и

поведении;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении

опытов и экспериментов.

Тип проекта:

по сроку реализации: краткосрочный

по характеру: познавательно -исследовательский

по месту проведения: внутри ЦДО (группы)

по количеству участников: групповой

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.

Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная

деятельность детей, работа с родителями.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей,

положительное

отношение

к

экспериментированию,

проявление

инициативы,

самостоятельности;

Увеличение

показателя

у

детей

воображения,

исследовательских

умений

(наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости,

умение делать выводы;

Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие

у детей представлений о некоторых химических, физических свойствах и явлениях веществ;

Повышение у детей интереса к литературным произведениям.

Этапы проекта

1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Постановка цели и задач.

Работа

с

методическим

материалом,

литературой

по

данной

теме,

подбор

художественной литературы.

2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021

Реализация проекта.

3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021

Составление паспорта проекта

При

реализации

мы

будем

использовать

только

элементарные

опыты

и

эксперименты:

они неизвестны только детям;

в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются

элементарные понятия и умозаключения;

они практически безопасны;

используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

№ п/

п

Дата

Сказка

Направление

«Вода, вода – кругом вода!»

1

03.02.2021

Морозко

Агрегатные

превращения

воды

(горячо - холодно)

«Лед-Вода-Пар»

Испарение

жидкости

2

16.02.2021

Золушка

при

нагревании,

без

нагревания

3

20.02.2021

Змей Горыныч

Единство

агрегатных

состояний

воды:

лед-

вода-пар

«Конденсация»

4

27.02.2021

Баба Яга и Василиса Прекрасная

Испарение

и

конденсация

воды

круговорот

воды

в

природе

«Воздух вокруг нас»

5

06.03.2021

Водяной

Плавучесть

тел,

давление

воздуха

и

жидкости

(Водопад

Декарта)

6

13.03.2021

Сказка о живой и мертвой воде

Теплопередача,

нагревание

и

охлаждение воздуха

7

20.03.2021

Иванушка и молодильные яблоки

Испарение воды – пар

8

27.03.2021

Илья Муромец и Соловей – разбойник

Свойства воздуха

Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность

позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или

явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более

полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их

познавательную активность.



В раздел образования