Автор: Аносова Татьяна Владимировна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №14 ЦДО
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Проект
Тема: «Юные изобретатели» познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Юные изобретатели»
познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование,
реализуемое в процессе проигрывания
Т.В. Аносова
Заместитель директора
КРАСНОЯРСК
2021
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из
видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать
новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть
предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте
«почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,
распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности
по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно
проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению
полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать
самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и
самого себя.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать
продуктивные формы мышления. Исследовательская активность – естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить –
значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Но то, что кажется простым нам (некоторые явления, понятия), трудно осознать ребёнку
дошкольного возраста. Они нуждаются в ярких, интересных событиях. И обновление
содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей
более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь
сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать
интеллектуальные качества личности.
Цель проекта:
познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста через
экспериментирование, реализуемое в процессе проигрывания сказочных сюжетов
Задачи:
Расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в
литературную культуру;
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,
сравнение, обобщение);
Развивать
мышление,
речь
–
суждение
в
процессе
познавательно
–
исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов
проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть
его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
опытов и экспериментов.
Тип проекта:
по сроку реализации: краткосрочный
по характеру: познавательно -исследовательский
по месту проведения: внутри ЦДО (группы)
по количеству участников: групповой
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители детей.
Форма реализации: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная
деятельность детей, работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня познавательной активности, мотивационно-потребностной сферы детей,
положительное
отношение
к
экспериментированию,
проявление
инициативы,
самостоятельности;
Увеличение
показателя
у
детей
воображения,
исследовательских
умений
(наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать), познавательный интерес
детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости,
умение делать выводы;
Сформированы умения детей задавать вопросы, способность к прогнозированию, развитие
у детей представлений о некоторых химических, физических свойствах и явлениях веществ;
Повышение у детей интереса к литературным произведениям.
Этапы проекта
1-й этап (подготовительный): 01-03.02.2021
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Работа
с
методическим
материалом,
литературой
по
данной
теме,
подбор
художественной литературы.
2-й этап (основной): 03.02-27.03.2021
Реализация проекта.
3-й этап (заключительный): 27-31.03.2021
Составление паспорта проекта
При
реализации
мы
будем
использовать
только
элементарные
опыты
и
эксперименты:
они неизвестны только детям;
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются
элементарные понятия и умозаключения;
они практически безопасны;
используя обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
№ п/
п
Дата
Сказка
Направление
«Вода, вода – кругом вода!»
1
03.02.2021
Морозко
Агрегатные
превращения
воды
(горячо - холодно)
«Лед-Вода-Пар»
Испарение
жидкости
2
16.02.2021
Золушка
при
нагревании,
без
нагревания
3
20.02.2021
Змей Горыныч
Единство
агрегатных
состояний
воды:
лед-
вода-пар
«Конденсация»
4
27.02.2021
Баба Яга и Василиса Прекрасная
Испарение
и
конденсация
воды
–
круговорот
воды
в
природе
«Воздух вокруг нас»
5
06.03.2021
Водяной
Плавучесть
тел,
давление
воздуха
и
жидкости
(Водопад
Декарта)
6
13.03.2021
Сказка о живой и мертвой воде
Теплопередача,
нагревание
и
охлаждение воздуха
7
20.03.2021
Иванушка и молодильные яблоки
Испарение воды – пар
8
27.03.2021
Илья Муромец и Соловей – разбойник
Свойства воздуха
Мы предполагаем, что специально организованная исследовательская деятельность
позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или
явлениях, а педагогу сделать образовательный процесс максимально эффективным и более
полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их
познавательную активность.