Авторы: Косолапова Ксения Сергеевна, Федотовских Мария Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ д/с №11
Населённый пункт: Свердловская область г.Богданович
Наименование материала: конспект занятия
Тема: рисование на тему "Масленница в гости к нам пришла..."
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица».
Исполнители: Федотовских Мария Игоревна,
Косолапова Ксения Сергеевна.
Цель: учить детей создавать в рисунке образ куклы.
Задачи: продолжать познакомить детей с народным
праздником Масленицей.
Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги,
аккуратно закрашивать.
Развивать художественно-творческую деятельность, воображение,
навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ
внесением деталей.
Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к
творчеству.
Демонстрационный и раздаточный материал
:
картина «Масленица»,
краски акварельные, белая бумага, «непроливайка», салфетка, кисточка,
простой карандаш, клей-карандаш, полоски цветной бумаги толщиной 0,5
мм.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Давайте ребятки встанем в кружок и поприветствуем друг друга:
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто
встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
- Вы большие молодцы. А сейчас поздороваетесь, пожалуйста, с нашими
гостями.
- Очень хорошо. У нас с Вами сегодня будет очень интересное и необычное
занятии. Посмотрите, пожалуйста, кто пришел к нам в гости
В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).
Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой
грустный?
Мишка: (воспитатель говорит за Мишку): я шел к вам и видел, как на
улице все люди веселятся, играют. Про какую -то Масленицу говорят. А я
хочу узнать, что такое Масленица.
Воспитатель: Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам
про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.
(Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).
Воспитатель: Масленица – это праздник. Очень веселый, народный
праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих
пор. Масленица длится целую неделю- семь дней. Во
время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают
зиму и встречают весну. Делают куклу – Масленицу. Вокруг
Куклы Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санках.
Вот так выглядело чучело масленицы( показываю картинку). Самое главное
блюдо, на масленичной неделе- это блины.
Мишка: - А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?
Воспитатель: - Давайте поможем Мишке, ребята. Нарисуем для медвежат
Масленицу, чтобы они увидели и поняли какая она. Перед тем как начать
рисовать, я предлагагю Вам немного поиграть в игру «Какой бывает
блинчик». Я буду Вам говорить предложение, и тот, кому я брошу мяч,
должен мне сказать продолжение этого предложения:
- Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными
словами. Слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
После игры дети садятся за столы.
Воспитатель: - А теперь давайте повторим, что мы рисовать хотим. И
помогут нам в этом наши пальчики.
Воспитатель: (Используется метод «пяти пальцев» по методике
программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»).
- (разгибаем мизинец) Что задумали сделать?
Дети: Нарисовать Масленицу
Воспитатель: (разгибаем безымянный палец) На чем будем рисовать?
Дети: На бумаге.
Воспитатель:(разгибаем средний палец) Чем будем рисовать? Что нам
нужно для работы?
Дети: Карандаши цветные, кисточка, «непроливайка» с водой, салфетки
для промакивания.
Воспитатель: (разгибаем указательный палей) Как будем рисовать?
Дети: По порядку.
Воспитатель: (разгибаем большой палец) Что у вас получится?
Дети: То,что задумали: Масленица.
Воспитатель: Приступайте к работе. Мишка ждет ваших картинок, чтоб
отнести их медвежатам.
Воспитатель: - Перед началом работы я предлагаю её внимательно
рассмотреть. Наша «Масленица» Очень нарядно одета. На ней красивое,
пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё
желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка. Приступаем к выполнению
задания. Чтоб изобразить Масленицу, мы сначала с помощью простого
карандаша в верхней части листочка нарисуем круг – это голова. Затем внизу
нарисуем платье в виде треугольника. На голове изобразим глаза, рот и нос.
Рукава платья нашей куклы я предлагаю Вам сделать из цветной бумаги. У
Вас на столе есть полоски цветной бумаги, которые мы приклеим туда, где
должен быть рукав платья. А сейчас Вы можете раскрасить свои работы с
помощью красок.
Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет,
правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то
воспитатель помогает им устранить эти трудности.
Рефлексия:- Что мы сегодня рисовали?
- Какое настроение у Ваших рисунков?
- Какие краски Вы использовали на рисунках?
- Для кого мы их нарисовали?
- Вам понравилось изображать масленицу?
Дети делают картинки и несут Мишке.
Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас
получились. Я отнесу их медвежатам.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней
группе
Сказка: Масленица
Цели:
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки,
осмысливать характеры и поступки персонажей.
Закреплять представления о жанровых особенностях сказки.
Тренировать в подборе определений, сравнений к заданному слову.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Масленица», альбомные листы,
карандаши, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, вспомните, чем отличается сказка от стихотворения, рассказа?
Кто сочиняет сказки, стихотворения?
Вы знаете немало сказок.
Сегодня я расскажу вам еще одну сказку. Сказку о Масленице. Послушайте
внимательно, а потом скажите, каким вам показался главный герой этой
сказки.
Чтение сказки. Масленица
Пришла масленица, веселая и широкая, принялась хозяйка блины печь.
Напекла целую гору: гостей ждет в дом.
Лежат блины высокой стопой на тарелке посреди стола. Самый верхний блин
шустрым оказался, непоседливым – все глазенками вертит по сторонам,
любопытствует. Увидел в окно, что сверху, с неба, прямо на него такой же
блин заглядывает. Большой, румяный и веселый, веселый!
- Вот, это да! – позавидовал наш егоза,- Такого точно не съедят через полчаса
после приготовления, просто достать не смогут! Вот бы мне к нему на небо
забраться, и тоже сверху посмотреть на эту широкую масленицу.
Сказано – сделано. Пока хозяева на стол накрывали, разные блюда готовили,
герой наш с тарелки скатился, к дверям привалился и при первом же удобном
случае на улицу выскочил. Пошел искать пути –дороги на небо.
Как можно до неба добраться? Конечно, на самолете. Направился блин
прямехонько в аэропорт, чтобы ближайшим рейсом к небу вылететь. Пришел
вовремя, там как раз посадку объявили. Сунулся, было, к стойке регистрации
– с него билет требуют.
- Какой мне билет?- удивляется блин,- Я же не человек, я же, по сути дела –
пища!
- Пище не положено одной передвигаться.- говорит регистраторша,-
Предъявите хозяина, а то, откуда мы знаем, что вы за пища, может, вы –
пища отравленная и на борт вам категорически нельзя подниматься.
- Ну, уж, как хотите, только откусить от себя я вам не позволю! – заявил
блин, и пошел в милицию документы себе выправлять.
В милиции посовещались и решили: почему же нет? Вон, в магазине, на
любую вещь свой паспорт имеется и без паспорта ни один покупатель эту
самую вещь в дом не возьмет. Вполне можно и блину паспорт выдать,
только, конечно, необходимо туда личные данные внести: фамилию, имя,
дату и место рождения и все такое прочее.
- Пишите,- говорит блин,- имя – Блин, фамилия – Пшеничный. Дата
рождения… Какое сегодня число? Это и есть день моего рождения.
- Стоп,- говорят,- да вы, гражданин, несовершеннолетний, как же мы вам в
таком случае паспорт выдадим?
- Как несовершеннолетний?! – возмутился блин,- Сколько времени блин
живет, пока его не съест кто-нибудь? Полчаса, или час, ну, максимум, сутки.
Значит, совершеннолетний я был, когда в очереди на регистрацию стоял, а
сейчас уже почти старик, так как мне семь часов от роду. Скоро совсем
засохну и ни на какое небо не успею, с вашими порядками.
Смотрите,- грозится блин,- погубите мне мечту всей жизни – я на вас в суд
подам на выплату компенсации морального ущерба. Вы можете представить
сколько стоит мечта всей жизни?
- Хорошо, хорошо,- согласились в милиции,- получайте ваш паспорт,
отправляйтесь на небо, или куда вы там хотите, только подальше от нашего
отделения. Мы вас даже до аэропорта подвезем и в самолет проводим, чтобы
убедиться, что вы улетели отсюда в далекие края.
Сел блин в самолет, поднялся в воздух, смотрит в иллюминатор – когда ему
выходить? Видит, луна за окном близко-близко, прямо рядом.
- Стойте, стойте,- закричал блин,- вот же моя остановка! Мне здесь выходить
надо, я тут останусь, чтобы с высоты неба смотреть, как по России широкая
масленица гуляет!
- Извините,- говорит ему стюардесса,- у нас в небе самолеты не
останавливаются, мы теперь до самого города Парижа полетим. Да вы не
огорчайтесь, гражданин Блин, в Париже тоже люди живут, и не меньше
нашего блины любят.
- Н-е-е-т!- кричит блин - Я, что, по-вашему, зря такую уйму работы
провернул? От хозяев сбежал, паспорт получил, с милицией скандалил –
чтобы мне да какого-то города Парижа прокатиться? Не бывать этому!
Выпускайте меня на небо, а то я не знаю, что с вами сделаю!!
- Хорошо, хорошо,- опять говорит ему стюардесса - вы только не
нервничайте, а то ваше настроение другим пассажирам передается, а это у
нас, в самолете, категорически запрещено. Мы вас можем высадить здесь,
только через систему экстренного покидания самолета – катапульту. Больше
никак нельзя, форточку ведь в самолете не откроешь!
- Мне все равно,- разошелся блин - хоть через выхлопную трубу, только
выпускайте немедленно наружу: там масленица гуляет, а я тут с вами время
теряю!
- Тогда пройдемте, пожалуйста, в кабину пилотов, чтобы осуществить вашу
высадку в небесное пространство.
Посадила стюардесса необычного пассажира в специальное кресло, нажала
кнопку экстренного катапультирования и…. Вылетел наш путешественник из
салона самолета, только его и видели.
Падает блин с высоты двенадцать тысяч метров и думает:
- Какая жалость, что я клей с собой не прихватил! Ну, как я собирался в небе
висеть? Не гвоздями же, в самом деле, эти звезды здесь приколочены, явно
на «момент» прихвачены. Ах, я глупый, безмозглый блин, хотел на небо
забраться, да не подумал, как тут удержаться!
Летит блин, переживает. А в это время на земле, в берлоге косолапый спит,
во сне от голода лапу сосет. Вдруг, откуда ни возьмись, ему прямо на нос
блин падает! Встрепенулся косолапый, глаза открыл:
- Так, так, так,- говорит сам себе - блины с неба падают, значит, масленица
пришла. Масленица пришла – значит, весна наступила. Весна наступила –
значит, скоро лето, скоро мне, косолапому, просыпаться, из берлоги
выбираться, грибов и ягод наедаться. А пока я блин съем, коли уж он мне на
нос упал.
Съел медведь блин, и снова заснул.
Так уж жизнь устроена: кому – сон, кому – масленица, а кому и конец
приходит. Как блину, или нашей сказке.
Беседа после чтения сказки.
Кто главный герой сказки?
Расскажите, каким вы представляете себе блин. Какими словами о нем
можно сказать? Вспомните, как говорится о блине в сказке.
Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
Какие сказочные выражения есть в этой сказке?
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.
слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем... (блины).
Испекли для дочек - назовем... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок).
Огромный, как домище - назовем... (блинище).
Теперь предлагаю нарисовать понравившийся вам эпизод из сказки, а потом
рассказать, что нарисовано на ваших картинках.