Автор: Кузина Галина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедические игры"
Раздел: дошкольное образование
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе
имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В логопедической помощи нуждаются дети с
различными видами речевой недостаточности: ФН, ФФН, ОНР, заикание. Зачастую речевой
дефект
является
весьма
стойким,
сочетаясь
с
различными
нарушениями
психической
деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при
обучении в детском саду и в школе.
Трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий
имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным
деформациям психической деятельности и создает проблемы социализации ребенка.
Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой
тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако,
помимо речевых дефектов, причинами которых зачастую являются незрелость определённых зон
мозга либо их дисфункции, бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет их
тяжесть. Все это ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей
отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная,
сенсорная, голосовая, психических функций, снижение познавательной активности.
Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в
комплексе с общим развитием, совершенствованием всех психических функций. Формирование
связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом,
требующим большого количества целенаправленных занятий и упражнений.
Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное
время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те
же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа
приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.
При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает
заинтересованность
в
логопедических
занятиях,
развиваются:
познавательные
процессы,
коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит
радостно и не утомительно.
Основная цель логопедических игр - формирование положительной мотивации при
коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных и подгрупповых логопедических
занятиях.
Логопедические игры- это разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно
способствующие развитию речевых навыков.
В педагогике игры делятся на две подгруппы:
1.
Творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом,
театрализованные).
2.
Игры с правилами (дидактические и подвижные).
Любые игры, активизирующие речь, могут быть логопедическими.
В зависимости от коррекционной работы используются различные логопедические игры:
артикуляционные игры;
игры на развитие физиологического и речевого дыхания;
пальчиковые игры;
игры на развитие фонематического слуха;
игры на развитие голоса;
игры на развитие слоговой структуры слова;
игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя
речи;
игры на развитие связной речи.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ
Статические артикуляционные игры
Игра «Язычок-чашка»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы
передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их:
«Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как
нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Мостик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к
верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув.
Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного
позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать
язык в таком положении 15 с.
Динамические артикуляционные игры
Игра «Часы»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта:
«Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе
под счет, выполнить 15 раз.
Игра «Вверх и вниз»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу,
то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях?
Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.
Игра «Как вкусно»
Цель игры: развить артикуляцию.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу,
потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья.
Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)».
Повторить 10—15 раз.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Игра «Куколки поют»
Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: рисунки с изображениями
поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.
Игра «Трубочка»
Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю
посередине языка.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый должен
попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в
трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы
ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги,
прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.
Игра «Листья»
Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.
Оборудование: сухие листья и трубочка.
Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить
их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое
соревнование, кто сильнее подует на лист.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Игра «Здравствуйте, ручки»
Цель игры: развить мелкую моторику ребенка
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с самим собой: «Ручки встретились,
давно не виделись, пусть они поздороваются». Рукопожатие с поочередной сменой рук и их
положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.
Игра «Покажи крокодила»
Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить крокодила, который широко открывает
рот. Для этого ребенок должен собрать пальцы в щепотку, а затем изобразить поочередное и
одновременное открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра «Послушай и назови»
Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие
предметы, развить фонематический слух.
Игра «Отгадай, на чем играют»
Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные
музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить
их тихо и громко.
Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить
гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение,
одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать
ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать
ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Игра «Назови слоги»
Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас,
развить память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть
как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем
просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере
освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более
слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь,
лис-ток и т. д.
Игра «Ты услышал и сложил»
Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать
мелкую моторику.
Оборудование: горох или фасоль.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый
медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком
правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.
Игра «Переставь слоги»
Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово,
расширять словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет
ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например,
зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.
ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.
Игра «Живое — неживое» Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и
неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Игра «Назови слова и посчитай их»
Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и
считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание,
мышление. Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее
подготовленные предложения из двух — пяти слов.
Игра «Полосочки»
Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение»,
расширить словарный запас, развить память, внимание. Оборудование: короткие и длинные
полоски бумаги разных цветов. Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по
необходимости
Игра «Семья»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные
картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных
ситуациях.
В коррекционной работе важными методологическими принципами являются: системность,
комплексность, творческий индивидуальный подход. Где главный метод - это вовлечение ребенка
в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильной речи.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая
позднее становится ведущей деятельностью в школе.