Напоминание

"Логопедические игры"


Автор: Кузина Галина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

Горький А. М.

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе

имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В логопедической помощи нуждаются дети с

различными видами речевой недостаточности: ФН, ФФН, ОНР, заикание. Зачастую речевой

дефект

является

весьма

стойким,

сочетаясь

с

различными

нарушениями

психической

деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при

обучении в детском саду и в школе.

Трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий

имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным

деформациям психической деятельности и создает проблемы социализации ребенка.

Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой

тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако,

помимо речевых дефектов, причинами которых зачастую являются незрелость определённых зон

мозга либо их дисфункции, бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет их

тяжесть. Все это ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей

отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная,

сенсорная, голосовая, психических функций, снижение познавательной активности.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в

комплексе с общим развитием, совершенствованием всех психических функций. Формирование

связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом,

требующим большого количества целенаправленных занятий и упражнений.

Дети с речевыми нарушениями неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное

время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те

же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная, однообразная работа

приводит к утомлению детей и потере интереса к занятиям.

При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает

заинтересованность

в

логопедических

занятиях,

развиваются:

познавательные

процессы,

коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит

радостно и не утомительно.

Основная цель логопедических игр - формирование положительной мотивации при

коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных и подгрупповых логопедических

занятиях.

Логопедические игры- это разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно

способствующие развитию речевых навыков.

В педагогике игры делятся на две подгруппы:

1.

Творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом,

театрализованные).

2.

Игры с правилами (дидактические и подвижные).

Любые игры, активизирующие речь, могут быть логопедическими.

В зависимости от коррекционной работы используются различные логопедические игры:

артикуляционные игры;

игры на развитие физиологического и речевого дыхания;

пальчиковые игры;

игры на развитие фонематического слуха;

игры на развитие голоса;

игры на развитие слоговой структуры слова;

игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя

речи;

игры на развитие связной речи.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы

передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их:

«Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как

нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к

верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув.

Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного

позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать

язык в таком положении 15 с.

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта:

«Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе

под счет, выполнить 15 раз.

Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу,

то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях?

Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.

Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу,

потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья.

Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)».

Повторить 10—15 раз.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Куколки поют»

Цель игры: развить правильное речевое дыхание. Оборудование: рисунки с изображениями

поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.

Игра «Трубочка»

Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю

посередине языка.

Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый должен

попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в

трубочку, а язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Чтобы

ребенку было интересно, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги,

прикрепленную к чему-либо. Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш делал плавно.

Игра «Листья»

Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.

Оборудование: сухие листья и трубочка.

Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить

их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое

соревнование, кто сильнее подует на лист.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Игра «Здравствуйте, ручки»

Цель игры: развить мелкую моторику ребенка

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с самим собой: «Ручки встретились,

давно не виделись, пусть они поздороваются». Рукопожатие с поочередной сменой рук и их

положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

Игра «Покажи крокодила»

Цель игры: развить мелкую моторику рук ребенка,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить крокодила, который широко открывает

рот. Для этого ребенок должен собрать пальцы в щепотку, а затем изобразить поочередное и

одновременное открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игра «Послушай и назови»

Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие

предметы, развить фонематический слух.

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные

музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить

их тихо и громко.

Игра «Вездеход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить

гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение,

одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать

ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать

ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Игра «Назови слоги»

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас,

развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть

как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем

просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере

освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более

слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь,

лис-ток и т. д.

Игра «Ты услышал и сложил»

Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать

мелкую моторику.

Оборудование: горох или фасоль.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый

медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком

правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.

Игра «Переставь слоги»

Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово,

расширять словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет

ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например,

зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Игра «Живое — неживое» Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и

неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Игра «Назови слова и посчитай их»

Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и

считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание,

мышление. Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее

подготовленные предложения из двух — пяти слов.

Игра «Полосочки»

Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение»,

расширить словарный запас, развить память, внимание. Оборудование: короткие и длинные

полоски бумаги разных цветов. Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по

необходимости

Игра «Семья»

Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные

картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных

ситуациях.

В коррекционной работе важными методологическими принципами являются: системность,

комплексность, творческий индивидуальный подход. Где главный метод - это вовлечение ребенка

в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильной речи.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая

позднее становится ведущей деятельностью в школе.



В раздел образования