Напоминание

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых


Автор: Горбановская Наталья Федотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №41"
Населённый пункт: Анжеро-Судженский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых

В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только

количество профессий, но и их состав, соотношение.

Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца,

водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная

действительность нам диктует новые требования.

Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и

принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет

гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние

результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им

профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный

руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях

родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость,

добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с

трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного

искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику.

Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона,

актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт

совершенствуются знания Правил дорожного движения.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-

ролевых играх изображают быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины.

Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе

есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

В играх дети стараются изобразить профессии своих родителей.

Поэтому важная роль в процессе

ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье.

Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их

воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью

дать ребенку сведения о той или иной профессии.

Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение

художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и

услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в

детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.

Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов,

а главное - живое общение с мамой или папой, вызывают неподдельный интерес дошкольников.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно

подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности, вместе с

ребенком созданию Лэпбук, участвуют в проведении образовательной деятельности.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий.. Например, такие

дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии»,

«Что будет, если…» и т.д..

Театрализованная игра

- игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного

источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные

представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет

задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также

воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с

ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид

одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару

фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?»,

«Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок

двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить

картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?»,

«Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему

признаку и устанавливают связь между предметами.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения

и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений,

максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике

проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества

дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех

сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них

правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на

поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе

которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская,

познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и

переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам

на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить

самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью

различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать

проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в

рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над

проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна

профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто

работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных

профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о

труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в

игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом

взаимодействия семьи и детского сада.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых

является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в

мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да

нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к

интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной

экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами

являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных

заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в

мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной

профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая

игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно

растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные

электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов,

препятствующих образовательному процессу.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о

местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных

затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может

быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а

позднее и школы.



В раздел образования