Автор: Горбановская Наталья Федотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №41"
Населённый пункт: Анжеро-Судженский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только
количество профессий, но и их состав, соотношение.
Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца,
водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная
действительность нам диктует новые требования.
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и
принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет
гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние
результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им
профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный
руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях
родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость,
добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с
трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного
искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику.
Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона,
актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт
совершенствуются знания Правил дорожного движения.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-
ролевых играх изображают быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины.
Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе
есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
В играх дети стараются изобразить профессии своих родителей.
Поэтому важная роль в процессе
ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье.
Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их
воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью
дать ребенку сведения о той или иной профессии.
Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение
художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и
услышанного.
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в
детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов,
а главное - живое общение с мамой или папой, вызывают неподдельный интерес дошкольников.
Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно
подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности, вместе с
ребенком созданию Лэпбук, участвуют в проведении образовательной деятельности.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры.
Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий.. Например, такие
дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии»,
«Что будет, если…» и т.д..
Театрализованная игра
- игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного
источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные
представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет
задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также
воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с
ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид
одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару
фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?»,
«Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок
двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить
картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?»,
«Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему
признаку и устанавливают связь между предметами.
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения
и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений,
максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике
проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества
дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех
сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них
правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на
поведение воспитанников, их отношение к людям труда.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе
которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская,
познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и
переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам
на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить
самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью
различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать
проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в
рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над
проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна
профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто
работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных
профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о
труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в
игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом
взаимодействия семьи и детского сада.
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых
является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в
мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да
нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к
интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной
экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами
являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных
заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в
мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной
профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая
игра становится более насыщенной и продуктивной.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно
растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные
электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов,
препятствующих образовательному процессу.
Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о
местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных
затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может
быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а
позднее и школы.