Напоминание

дискуссия "Дружба - это..."


Автор: Хливная Ирина Владимировна
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: сценарий классного часа
Тема: дискуссия "Дружба - это..."
Раздел: среднее образование





Назад




ДИСКУССИЯ «Дружба – это...»

Тема представляется актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень

характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы

деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Технологическая карта внеклассного

мероприятия позволяет организовать дискуссию на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих

нравственных качеств.

Класс, дата

9 Б

Тема

Дружба – это...

Форма занятия

дискуссия

Цель

воспитание нравственных чувств, углубить представление подростков о дружбе

Задачи

- формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки тер-

пимости и корректности в общении с друзьями

- развивать умения анализировать и обобщать информацию; представлять и отстаивать свою точку зрения; принимать и уважать чужое мнение..

Применяемая

технология

технология коммуникативного взаимодействия

Образовательный

продукт занятия

плакаты - презентации «Настоящий друг», мини-выставка из подготовленных плакатов

Оборудование

ноутбуки, интерактивная доска

Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность кадет

Формируемые УУД

вре

мя

1. Оргмомент

Настроить

обучающихся

на

предстоящую

деятельность;

проконтролировать

готовность

к

занятию

Приветствие

Приветствие воспитателя.

Регулятивные: волевая саморегуляция

(способность к мобилизации сил и

энергии;

способность

к

волевому

усилию

1

2. Постановка

проблемы.

Формулирование

различных точек

зрения

на

поставленную

проблему

создать условия для

столкновения

мнений

Проблемная

ситуация

«Как

выбрать

друга?»

- Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Дружба - это великая ценность, подарок

судьбы.

Дружба

помогает

нам

учиться,

работать, жить. Она делает нас лучше, добрее,

сильнее.

Без

друзей

человеку

просто

не

прожить. Иметь друга - великое благо.

Слушают воспитателя

.

Регулятивные:

целеполагание

(постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено кадетами, и того, что ещё

неизвестно).

Личностные:

нравственно-этическое

оценивание (исходя из социальных и

личностных

ценностей);

5

И начать наш разговор мне бы хотелось с та-

кого рассказа.

«...У Миши Андреева было два друга: Олег и

Денис.

Все

в

шутку

называли

их

«три

мушкетера». Они подружились еще в первом

классе. У них было много общего: все трое

собирали модели автомобилей, втроем бегали

на тренировки в бассейн, втроем болели за

«Спартак», все трое были влюблены в одну и

ту же девчонку. Но в седьмом классе их

дружба дала трещину, и Мишка понял, что

придется выбирать, с кем дружить: с Олегом

или Денисом?

С

Олегом

было

всегда

весело,

легко

и

интересно. Родители давали ему деньги на

карманные расходы, и Олег не вылазил из

игровых автоматов. Он всегда звал с собой

Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал

мороженым

в

кафе.

Иногда

они

вдвоем

прибегали в «игровуху» вместо школы. И это

было прикольно: все пашут на уроках, как

негры на плантации, а они, как белые люди,

трясут

«однорукого

бандита»

да

еще

и

выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые

компьютерные

игры,

самые

последние

музыкальные диски. Но главное, у него был

совсем

взрослый

модный

прикид.

Одним

словом, Олег был крутым пацаном - и Мишка

старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко.

Он продолжал ходить на плавание и говорил

теперь только о нормативах да о своих

спортивных результатах. В голове у него было

полно всяких планов и целей. Но что самое

противное - постоянно критиковал Мишку: за

прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не

умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал,

что действительно пришла пора выбирать:

и

Олег, или Денис».

- Как вы думаете, какого друга должен

самоопределение (формирование основ

гражданской идентичности личности)

Познавательные:

формулирование

познавательной

цели;

поиск

и

выделение информации.

выбрать себе Мишка?

-Кто из них истинный друг, а кто мнимый?

- Мы выслушали различные мнения. Но у

меня возник другой вопрос: «А можно ли

назвать этих трех мальчиков друзьями?

-Каковы признаки настоящей дружбы?»

- Чтобы это выяснить, предлагаю вам

закончить предложение: «Друг - это тот...»

Отвечают на вопросы:

(примерные ответы)

-

Конечно,

нужно

прекратить

дружбу

с

Олегом, ничего хорошего

из этого не выйдет.

У Олега родители богатые,

пристроят его в жизни, а

Мишке

всего

нужно

добиваться своим умом.

- Олег плохой друг, он

думает только о себе, а

Денис критикует Мишку,

значит, хочет ему добра.

- Нужно брать пример с

Дениса, у него есть цель,

он

самостоятельный

человек.

- Мишка легко поддается

влиянию,

поэтому

он

должен

выбрать

Дениса,

который может оказать на

него хорошее влияние.

- Нужно сохранить дружбу

с

Олегом,

помочь

ему

избавиться

от

своей

пагубной привычки.

-

Если

Мишка

будет

дружить с Олегом, он сам

станет игроманом.

Незаконченные

предложения:

(примерные ответы )

Кто может выслушать тебя

в трудную минуту.

Кто остается верным тебе,

даже

если

от

тебя

отвернутся все.

Кто понимает тебя даже

тогда,

когда

никто

не

понимает.

Кто принимает тебя таким,

какой ты есть, со всеми

твоими недостатками.

Кто всегда говорит тебе

правду, даже если она тебе

не нравится.

Кто может простить даже

то, что никогда не простит

другой.

Кто

не

ждет

от

тебя

никакой выгоды.

Кто может пожертвовать

ради тебя самым дорогим:

временем,

интересами

и

даже жизнью.

- Какая проблема обозначена?

- Легко ли найти настоящего друга?

Кого можно назвать настоящим другом, а кого

мнимым?

Ответы кадет

-

На

первый

ряд

пройдите

те,

которые

считают, что дружбу с Олегом прекращать

нельзя

,т.к.

ему

необходимо

помочь

избавиться от его пагубной привычки.

- На второй ряд пройдите те, которые считают,

что необходимо прекратить дружбу с Олегом и

дружить

только

Денисом,

т.к.

он

самостоятельный человек и может оказать на

него хорошее влияние

- На третий

ряд пройдите те, которые

считают, что необходимо сохранить дружбу

«трех мушкетеров» и помочь друг другу

выбраться из этой ситуации

основываясь

на

личное

мнение, делятся на группы.

3. Выработка

правил

дискуссии

установить единые

правила

предстоящей

деятельности

-

Каждая

группа

сейчас

будет

находить

аргументы по своей точке зрения. Аргументов

должно быть не менее 3 –х, они не должны

повторяться; нельзя перебивать и оскорблять

одноклассников, у которых другое мнение. От

группы

будет

выступать

один

кадет:

определите, кто это будет.

Прослушивают

правила

дискуссии.

Коммуникативные:

планирование

(определение

цели,

функций

участников, способов взаимодействия);

управление

поведением

партнёра,

точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

волевая саморегуляция

3

4.

Подбор

организовать

Оказание

индивидуальной

помощи

по

Самостоятельная

работа

Познавательные:

общеучебные:

20

аргументов

каждой группой

самостоятельную

работу

необходимости

работают

в группах по

подбору

аргументов

и

составлению презентаций –

плакатов.

Оформляют

плакаты

презентации.

формулирование познавательной цели;

поиск

и

выделение

информации;

моделирование; действия постановки и

решения

проблем:

формулирование

проблемы; самостоятельное создание

способов

решения

проблем

творческого и поискового характера.

Регулятивные:

планирование

(определение

последовательности

промежуточных

целей

с

учётом

конечного

результата;

составление

плана и последовательности действий);

прогнозирование

(предвосхищение

результата).

Коммуникативные:

постановка

вопросов

(инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

сборе

информации).

Личностные:

нравственно-этическое

оценивание (оценивание содержания,

исходя из социальных и личностных

ценностей,

обеспечивающее

личностный моральный выбор).

5.

Аргументирован

ное

представление

различных точек

зрения

создать условия для

представления

своей точки зрения

Записывает

на

доске

аргументы

«за»

и

«против».

По

необходимости

напоминает

правила

дискуссии.

- Каких аргументов больше?

Представитель от группы

высказывает точку зрения,

представляет

плакат-

презентацию.

Остальные

ребята

слушают,

делают

добавления.

Коммуникативные:

контроль,

коррекция, оценка действий партнёра,

умение с достаточной

полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

построение

логической цепи рассуждений, умение

приводить доказательство.

Регулятивные:

контроль

(сличение

способа действия и его результата с

заданным

эталоном,

обнаружение

отклонений и отличий от эталона);

коррекция

(внесение

необходимых

дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его

продукта).

Личностные: оценивание содержания,

исходя личностных ценностей.

10

6. Подведение

итогов

обобщить

результаты работы,

выработать

общее

мнение,

оформить

мини-выставку

из

плакатов

- Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» -

так определяет дружбу В. Даль в своем

знаменитом Толковом словаре. И не случайно

на первое место знаменитый ученый ставит

бескорыстие. Ты дружишь с человеком не

потому, что это выгодно, а потому что он

близок тебе. Близки его интересы, его взгляды,

его

внутренний

мир.

Сейчас,

правда,

некоторые ребята выбирают себе друга по

одежке: кто богато и модно одевается, с тем и

дружат. Но настоящих друзей они так и не

находят. А без друзей человек не может быть

счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого

нужно самому быть порядочным человеком.

Заступиться

за

слабого,

помочь

старику,

уступить место пожилому человеку - все это

проявления

порядочности.

Лишь

у

порядочного человека могут быть настоящие,

верные, надежные друзья. Друзья на всю

жизнь.

- Можно ли прийти к общему мнению?

- Кто поменял свою точку зрения? Почему?

-

Оформите

мини-выставку

из

ваших

плакатов-презентаций.

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы.

Оформляют выставку.

Познавательные:

умения

синтезировать (составление целого из

частей), выстраивать логическую цепь

рассуждений.

Личностные:

нравственно-этическое

оценивание, исходя из социальных и

личностных

ценностей,

обеспечивающее

личностный

моральный выбор)

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество

4

7. Рефлексия

деятельности

создать условия для

самоанализа

деятельности

- Как вы считаете, полезным ли был для

вас сегодняшний разговор?

- Что запомнилось больше всего?

Отвечают на вопросы:

( примерные ответы)

Полезно было узнать, что

есть

мнимые

друзья.

Понял, что, и у меня есть

такие друзья.

-

Полезно

было

узнать

признаки

настоящей

дружбы, это поможет более

строго выбирать друзей.

-

Полезно

было

узнать,

каким

должен

быть

настоящий

друг

,

чтобы

критически

посмотреть

на

себя

и

подумать,

достоин

ли

ты

Регулятивные:

целеполагание

(постановка

задачи

на

основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что ещё неизвестно).

Личностные:

самоопределение

на

основе личного выбора

2

настоящей дружбы?



В раздел образования