Автор: Кондрашова Нелли Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Крымский технический колледж"
Населённый пункт: г. Крымск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся как один из факторов повышения мотивации обучения
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Н.П. Кондрашова, преподаватель
ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»
Задачами современной системы образования является повышении качества
среднего профессионального образования, конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности выпускников на рынке труда.
Одновременно с подготовкой высококвалифицированного специалиста среднего
профессионального образования необходимо формирование разносторонней творческой
личности выпускника. Они должны быть не только профессионально образованными, но
и эрудированными, творческими, инициативными и умеющими в сложных ситуациях
принимать
правильные
решения
личностями,
способными
к
непрерывному
самообразованию и саморазвитию.
Поэтому
важно
сформировать
у
студентов
потребность
и
готовность
к
непрерывному
образованию
и
самообразованию,
а
также
навыкам
и
умениям
самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Использование метода активного обучения (МАО), позволяет сформировать
познавательный интерес обучаемого, который достигает достаточно высокого уровня, и
тогда применении параллельно традиционных, объяснительно-иллюстративных методов в
комплексе с процессом обучения дает наилучший эффект.
В век всеобщей компьютеризации сочетание различных видов и методов обучения
зависит от целей и содержания учебного процесса на каждом конкретном этапе развития
общества.
Успешное достижение целей образования зависят в первую очередь от содержания,
организационных форм, методов и средств обучения, которые оказывают сильное
стимулирующее влияние на обучающихся и на их умственную (интеллектуальную)
работу.
Учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих
любознательность и мыслительную активность обучающихся. К ним относятся: новизна
научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к
раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и
многое
другое.
Но
сущностью
активизации
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся является: сформировать у обучающегося самостоятельно мыслительной
деятельности, действовать, проявлять инициативу, находить пути решения проблемных
ситуаций путем внимания, мысли, чувств и воли.
Обеспечение
доступного,
ясного изложения учебного
материала,
понятное
объяснение терминов, подбор интересных (занимательных) примеров и иллюстраций,
подбор зрелищных, красочных, информативных средств наглядности – важнейшее
условие удержания устойчивого непроизвольного внимания слушателей (обучающихся)
на содержании обучения.
Огромное мотивирующее и стимулирующее влияние на обучающихся оказывает
самостоятельность и оригинальность мысли и действий преподавателя.
Активное применение вопросно-ответного метода, постановка информационных и
активирующих вопросов, приводит к дискуссии, к диалогу, к аргументированию своего
мнения и отстаивания своей точки зрения в обсуждаемом вопросе.
Хорошо
зарекомендовал
себя
в
части
активизации
учебно-познавательной
деятельности обучающихся прием переключения внимания на иные предметы (например,
стенды учебной аудитории, макет, слайд и т.п.), мысль, метод, состояние, вид
деятельности.
Этот прием помогает разгрузить мозг, снять психоэмоциональное и физическое
напряжение, стрессовое состояние от напряженной мыслительной работы особенно во
время лекционного на занятия, когда студент конспектирует лекционный материал.
Прием изменения формы и метода в учебном процессе является возможностью
переключения внимания студента и дальнейшей его активизации на теме занятия.
Поэтому активизация - это постоянно действующий процесс побуждения к
энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной
деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации -
формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного
процесса.
Активизация обучения, для эффективного учебного процесса, осуществляется
через взаимосвязь между педагогом и обучающимся.
Охарактеризуем наиболее часто используемые активные методы в практике
современного образования.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - один из наиболее популярных
методов
стимулирования
творческой
активности,
это
хороший
способ
быстрого
включения всех обучающихся группы в работу на основе свободного выражения своих
мыслей по рассматриваемому вопросу.
Его цель — организовать коллективную
мыслительной деятельности студентов по поиску нетрадиционных путей решения
проблемной ситуации. Проблема должна иметь теоретическую или практическую
актуальность и вызывать активный интерес у обучающихся.
Деловая игра— это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия
решений с использованием различных моделей и групповой работы. Применение деловых
игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций
обучаемых,
формирует
умение
аргументировано
защищать
свою
точку
зрения,
анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе.
В
результате
деловой
игры,
как
правило,
создается
конфликтная
ситуация,
сопровождающаяся
естественной
эмоциональной
напряженностью,
что
формирует
повышенный интерес к ходу игры.
Разыгрывание ролей – имитационный игровой метод обучения.
Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и
распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает
анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении
дел, и выработку практического решения.
Проблемная лекция отличается от обычной тем, что преподаватель в начале и по
ходу изложения учебного материала создаёт проблемные ситуации и вовлекает
слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях,
обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен
сообщить в качестве новых знаний.
Постановка проблемы активизирует мышление студентов, способствует желанию
обучающихся самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к
излагаемому материалу, привлекает внимание.
Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса,
проблемы в классе.
Круглый стол — одна из организационных форм познавательной деятельности
обучающихся, в основе которой заложено несколько различных точек зрения на один и
тот же вопрос, в результате обсуждения участники приходят к приемлемым для каждого
из них позициям и решениям. Данный метод позволяет закрепить полученные ранее
знания, восполнить недостающую информацию и сформировать умения решать проблемы
и научиться вести конструктивный диалог
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на
уроках. Здесь осуществляется демонстрирование слайдов, подготовленных самими
студентами по теме.
Эффективное использование активных методов обучения позволяет обеспечить
организацию
образовательного
процесса,
направленного
на
достижение
высокой
заинтересованности
и
вовлеченности
в
учебную,
проектную,
исследовательскую
деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок,
ценностных ориентиров.