Автор: Самочернова Юлия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№103
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Самочернова Юлия Юрьевна
Воспитатель
МБДОУ № 103
г. Томск
«
Особенности речевого развития детей младшего
дошкольного возраста
»
Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим
миром. С каждым годом это знакомство становиться все более интенсивным
и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие происходило своевременно.
В соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной
возрастной ступени. Для детей
младшего дошкольного возраста характерна
повышенная потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения
ребенка со сверстниками-важнейшая задача педагогики.
Главным средством установления контактов с окружающими,
выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы
играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии
детей связанны с расширением их контактов с окружающим миром людей,
вещей,
природы.
С
помощью
воспитателей
и
родителей
ребенок
устанавливает
разнообразные
связи
между
предметами
и явлениями:
временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-
следственные.
Для успешного общения мы организуем различные виды деятельности
(проводим НОД по темам недели, рассматриваем и читаем
книжки,
проводим артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, театрализацию,
проговариваем стихи, потешки, читаем сказки), которые побуждают к
речевой деятельности ребенка. Наша задача в развития речи детей младшего
дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи.
Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение
со взрослым. Все предметы, которые находятся в поле зрения ребенка
должны участвовать в развитии речи. (Взяв мяч с ребенком, нужно
рассказывать ребенку, о форме, цвете, размере мячика.) В таком общении
ребенок осваивает следующие умения:
-понимает обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а
постепенно и без нее;
-в этом возрасте ребенок должен реагировать на обращение воспитателя,
используя доступные речевые фразы, отвечать на вопросы воспитателя;
-относить к себе речь взрослого, обращенную к группе детей, понимать ее
содержание, реагировать в соответствии с ним;
-задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить
разрешения.
В этом возрасте формируются первые уроки культуры общения, умение
употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться,
благодарить, использование дружелюбного, спокойно тона общения.) С
детьми надо говорть обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало
интерес. Наши дети очень наблюдательны. Ни одна вещь, ни один жест в
руках взрослого не остается не замеченным. Воспитатели много и
целенаправленно в течении дня говорят с детьми, объясняют, рассказывают
сами. И когда общается с отдельным ребенком и когда проводит игры со
всей группой (что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из
конструктора, кубиков, слушает музыку, поет.)
В процессе общения у ребенка появляются первые умения
монологической речи –
он
рассказывает
об
эмоционально
значимых
событиях, используя высказывание из трех- четырех предложений.
Младший дошкольный возраст
характеризуется активным и
быстрым развитием словаря, в который входят:
-названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для
наблюдения в ближайшем окружении;
-названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов:
крупные части (у машины: колеса, кабина, кузов)
-названия трудовых действий (пример: няня налила в чашку компот, мама
выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);
-названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки,
надела колготки, рисую, играю, танцую)
-имена близких людей (мамы, папы, бабушки, воспитателя, няни)
Воспитание звуковой культуры речи в младшим дошкольном возрасте
тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным
произношением гласных и простых согласных звуков, использованием
общих речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и
др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова,
передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе;
правильно
пользоваться
речевым
дыханием
(говорить
на
выдохе,
воспроизводить ритм стихотворения.)
В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но
если
их
оставить
без
руководства
взрослого,
могут
закрепляться
отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые
интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Если
плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при
пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного
влияния на речь детей.
С
целью
создания
эффективной развивающей предметной
пространственной
среды
в
группе
оформляется
речевой
уголок.
Накапливается практический
материал
для организации
речевых
игр
и занятий:
- картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик;
-комплексы пальчиковых игр;
-игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания;
- тематические альбомы;
- игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования
грамматически правильного строя речи, связной речи.
Таким
образом
хорошо
подготовленная
развивающая
среда
будет
способствовать формированию речевых навыков дошкольников. Обеспечит
их самостоятельное естественное речевое развитие.
Список литературы:
1.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для
воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез,
1999. – 272с.
2.
Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая
группа. 3-4 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.
Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая
группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013.
4.
Трясорукова Т.П. Развитие речи: 3–4 года / Т.П. Трясорукова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 224 c.
5.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: учеб.- метод. пособ. для восп. дошк. образ. учр. / О.С. Ушакова,
Е.М. Струнина – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.