Напоминание

"Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Самочернова Юлия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№103
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самочернова Юлия Юрьевна

Воспитатель

МБДОУ № 103

г. Томск

«

Особенности речевого развития детей младшего

дошкольного возраста

»

Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим

миром. С каждым годом это знакомство становиться все более интенсивным

и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие происходило своевременно.

В соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной

возрастной ступени. Для детей

младшего дошкольного возраста характерна

повышенная потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения

ребенка со сверстниками-важнейшая задача педагогики.

Главным средством установления контактов с окружающими,

выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы

играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии

детей связанны с расширением их контактов с окружающим миром людей,

вещей,

природы.

С

помощью

воспитателей

и

родителей

ребенок

устанавливает

разнообразные

связи

между

предметами

и явлениями:

временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-

следственные.

Для успешного общения мы организуем различные виды деятельности

(проводим НОД по темам недели, рассматриваем и читаем

книжки,

проводим артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, театрализацию,

проговариваем стихи, потешки, читаем сказки), которые побуждают к

речевой деятельности ребенка. Наша задача в развития речи детей младшего

дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи.

Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение

со взрослым. Все предметы, которые находятся в поле зрения ребенка

должны участвовать в развитии речи. (Взяв мяч с ребенком, нужно

рассказывать ребенку, о форме, цвете, размере мячика.) В таком общении

ребенок осваивает следующие умения:

-понимает обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а

постепенно и без нее;

-в этом возрасте ребенок должен реагировать на обращение воспитателя,

используя доступные речевые фразы, отвечать на вопросы воспитателя;

-относить к себе речь взрослого, обращенную к группе детей, понимать ее

содержание, реагировать в соответствии с ним;

-задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить

разрешения.

В этом возрасте формируются первые уроки культуры общения, умение

употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться,

благодарить, использование дружелюбного, спокойно тона общения.) С

детьми надо говорть обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало

интерес. Наши дети очень наблюдательны. Ни одна вещь, ни один жест в

руках взрослого не остается не замеченным. Воспитатели много и

целенаправленно в течении дня говорят с детьми, объясняют, рассказывают

сами. И когда общается с отдельным ребенком и когда проводит игры со

всей группой (что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из

конструктора, кубиков, слушает музыку, поет.)

В процессе общения у ребенка появляются первые умения

монологической речи –

он

рассказывает

об

эмоционально

значимых

событиях, используя высказывание из трех- четырех предложений.

Младший дошкольный возраст

характеризуется активным и

быстрым развитием словаря, в который входят:

-названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для

наблюдения в ближайшем окружении;

-названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов:

крупные части (у машины: колеса, кабина, кузов)

-названия трудовых действий (пример: няня налила в чашку компот, мама

выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);

-названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки,

надела колготки, рисую, играю, танцую)

-имена близких людей (мамы, папы, бабушки, воспитателя, няни)

Воспитание звуковой культуры речи в младшим дошкольном возрасте

тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным

произношением гласных и простых согласных звуков, использованием

общих речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и

др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова,

передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе;

правильно

пользоваться

речевым

дыханием

(говорить

на

выдохе,

воспроизводить ритм стихотворения.)

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но

если

их

оставить

без

руководства

взрослого,

могут

закрепляться

отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые

интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Если

плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при

пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного

влияния на речь детей.

С

целью

создания

эффективной развивающей предметной

пространственной

среды

в

группе

оформляется

речевой

уголок.

Накапливается практический

материал

для организации

речевых

игр

и занятий:

- картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик;

-комплексы пальчиковых игр;

-игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания;

- тематические альбомы;

- игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования

грамматически правильного строя речи, связной речи.

Таким

образом

хорошо

подготовленная

развивающая

среда

будет

способствовать формированию речевых навыков дошкольников. Обеспечит

их самостоятельное естественное речевое развитие.

Список литературы:

1.

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для

воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез,

1999. – 272с.

2.

Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая

группа. 3-4 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.

Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая

группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013.

4.

Трясорукова Т.П. Развитие речи: 3–4 года / Т.П. Трясорукова. –

Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 224 c.

5.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного

возраста: учеб.- метод. пособ. для восп. дошк. образ. учр. / О.С. Ушакова,

Е.М. Струнина – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.



В раздел образования