Автор: Кирьянов Владислав Петрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Ставропольское президентское кадетское училище
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Графическое изображение деталей (5 класс)
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока.
Данные о преподавателе: Кирьянов Владислав Петрович
Предмет: технология Класс: 5
Учебник (УМК): В.М.Казакевич, Г.А. Молева «Технология. Технический труд»
Тема урока: "Графическое изображение деталей» Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: образцы чертежей деталей, интерактивная доска, компьютер.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:
• предметные УУД:
-уметь различать чертеж, технический рисунок и эскиз;
-знать линии чертежа и применять их на практике;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для выполнения чертежей, под руководством преподавателя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Изучить что такое: эскиз, технический рисунок, чертеж;
виды линий и область их применения.
1 уровень — узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под
управлением учителя
Познавательные
Извлечение
необходимой
информации
из
беседы,
рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях
взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение
вести
учебное
сотрудничество
на
уроке
с
учителем, одноклассниками в группе и коллективе с
целью организации групповой деятельности и облегчения
усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под
управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных
критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в
паре.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой
на известный алгоритм
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодей-
ствия
Деятельность преподавателя
Деятельность воспитанников
Формируемые УУД и
предметные действия
Орг.момент
Организовать
Самоопредел
ение кадет к
деятельности
на уроке
Контроль за
деятельност
ью
командира
группы
Проверить готовность кадет
к уроку.
Воспринимают на слух
перечень необходимых
принадлежностей,
контролируют готовность к
уроку.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регу-
лировать свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке
Актуализац
ия знаний
Систематизи-
ровать
имеющиеся у
учащихся
знания.
Беседа по
уточнению
и конкре-
тизации
знаний о
чертежах,
эскизе,
техническом
рисунке.
Предложить ответить на
вводные вопросы:
1.Как правильно отобразить
деталь на бумаге? 2.Чем
отличаются: чертеж
технический рисунок и
эскиз?
3.Какие применяются типы
линий и для чего?
4.Для чего необходимо
иметь графическое
изображение деталей?
Выполняют задание у доски,
отвечают на вопросы,
корректируют ответы
одноклассников.
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать
свои действия,
взаимодействовать в
группе.
Познавательные:
Умение
анализировать,
выделять и формулиро-
вать задачу; умение осо-
знанно строить речевое
высказывание
Мотивационно-целевой этап
Мотивация
(встреча
с
проблемой)
4 мин.
Вызвать эмо-
циональный
настрой и
познаватель-
ный интерес
к теме;
Беседа
фронталь-
ная
Обращаясь к жизненному
опыту учащихся,
предложить ответить на
вопросы:
1.Как в жизни используются
графические изображения
деталей и для чего?
2.Есть ли различие в
чертежах для деталей из
древесины и металла?
Отвечают на вопросы
преподавателя, обсуждают.
Регулятивные УУД:
планировать, т.е.
составлять план
действий с учетом
конечного результата.
Коммуникативные
УУД владение речью,
умение
выражать
мнение.
Поисково-
исследователь-
ский этап
Организовать
осмысленное
восприятие
новой
информации
Рассказ.
Показ
видеоролика
Фронталь-
ная,
1.Предложить
воспитанникам рассмотреть
различные чертежи и
прочитать их содержание.
2.На примере различных
кулонов описать выполнение
эскиза одного из них.
1. Рассматривают чертежи и
читают их.
4. Фиксируют определения.
Познавательные УУД:
извлекать необходимую
информацию из
просмотренных
чертежей;
структурировать знания;
Коммуникативные
УУД:
вступать в диалог, с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения
новым понятиям темы;
называть механизмы,
назвать основные детали
механизмов.
Практический
этап
Обеспечить
осмысленное
усвоение и
закрепление
знаний
Практи-
ческая
работа
Индиви-
дуальная,
фронталь-
ная
Предложить выполнить
задание :
1.Выполнить чертеж кулона,
выбранного для
практической работы..
Самостоятельная работа
воспитанников над чертежами
для практической работы.
Предметные УУД:
Уметь
выполнять
чертежи,
технические
рисунки
и
эскизы
деталей.
.
2.Определить из какого
металла будет выполнятся ,
выбранное изделие.
Познавательные УУД:
умение сформулировать
алгоритм
действия,
анализировать
и
сравнивать
объекты,
подводить под понятие
Рефлексивно-
оценочный этап
Осмысление
процесса
и
результата
деятельности
Беседа.
В парах,
фронталь-
ная
Предложить оценить работу
в паре (сосед).
Оценить факт достижения
цели урока.
1.
Оценивают работу
одноклассников,
определяют ошибки,
объясняют их.
2.
Оценивают степень
достижения цели,
Познавательные УУД
выявлять допущенные
ошибки и обосновывать
способы их исправления
обосновывать
Личностные УУД:
умение провести
самооценку и
организовать
взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Подпись преподавателя:
Кирьянов В.П.
Руководитель ОД
Катаева В.М.
Графическое изображение изделия
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, его изображают на бумаге, то есть создают графическое изображение.
Графическим изображением будущего изделия может быть технический рисунок, эскиз или чертеж.
Технический рисунок — это трехстороннее изображение изделия на бумаге. Его выполняют от руки с соблюдением пропорций между
сторонами и указанием необходимых размеров, а также материала изделия. По техническому рисунку легко представить форму изделия
Эскиз также выполняется от руки с указанием размеров ц соблюдением пропорций, но на нем изображается только один вид (одна
сторона) детали.
Чертеж — это изображение одного или нескольких видов изделия в масштабе, выполненное с помощью чертежных инструментов. На
чертеже изделие изображают в одном или в нескольких необходимых видах (проекциях), как правило, спереди, слева, сверху.
Чертежи выполняются простым карандашом на альбомной бумаге или ватмане. Кроме того, можно сделать чертеж с помощью компьютера.
В правом нижнем углу чертежа записывается название, материал и масштаб изображенного изделия (детали).
Число, которое показывает, во сколько раз увеличены или уменьшены действительные размеры изделия, называют масштабом. Стандартом
установлены следующие масштабы: например, для уменьшения изображения — 1 : 2 (в 2 раза), 1 : 4 (в 4 раза), 1 : 5 (в 5 раз); для увеличения
изображения — 2 : 1,4: 1, 5 : 1 и т. д.
Размеры на чертеже или другом графическом изображении изделия проставляют в миллиметрах. Они реальные (действительные), а не
уменьшенные или увеличенные.
При изображении изделий из древесины обязательно задается направление волокон, чтобы изделие, изготовленное по этому чертежу, не
раскололось вдоль волокон. Например, если изготовить головку киянки с неправильным расположением волокон, то она при работе
расколется.
Прочитать чертеж изделия — значит определить его название, форму, размеры, материал, а также количество деталей, из которых
состоит это изделие, и способы их соединения.
Для графического изображения изделий установлены определенные типы линий (таблица).
Таблица
Линии, используемые в чертежах
№
п/п
Тип линии
Изображение
Назначение
Размеры
1
Сплошная
толстая
основная
Линии
видимого
контура
Толщина линии видимого контура S= 1/2....1 мм
2
Сплошная
тонкая
Размерные
и выносные
линии
Толщина — S/2...S/3
3
Штриховая
тонкая
Линии
невидимого
контура
Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 2...8 мм
расстояние между штрихами — 1 ...2 мм.
4
Штрих-
пунктирная
тонкая
Осевые
и центровые
линии
Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 5...30 мм,
расстояние между штрихами — 3...5 мм
5
Штрих-
пунктирная
с двумя
точками
тонкая
Линии сгиба
на
развертках
Толщина — S/2...S/3, длина штрихов — 5...30 мм,
расстояние между штрихами — 4...6 мм
6
Сплошная
волнистая
тонкая
Линия
обрыва
Толщина — S/2...S/3