Автор: Баканова Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 360
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: формирование речи детей раннего возрвста
Раздел: дошкольное образование
Баканова Татьяна Аркадьевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 360,
г. Челябинск
Формирование речи у детей раннего возраста.
Первые годы жизни - это период стремительного психического и
физического развития, который является основой становления ребенка как
личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. В раннем детстве
ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Речь
возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослыми.
В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения
своим поведением.
В целом, период раннего детства считается ключевым в освоении
ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от
жизненной
обстановки,
социального
окружения
ребенка,
условий
его
воспитания, личностных особенностей ребенка и собственно активности
ребенка. Его речь формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием,
и проходит ряд качественно разных ступеней развития.
Формирование произносительной стороны речи — это сложный
процесс, в ходе которого ребёнок учиться воспринимать обращенную к нему
звучащую
речь
и
управлять
своими
речевыми
органами
для
ее
воспроизведения.
Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также
как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Причинами
возникновения
задержки
развития
речи
являются
следующие факторы:
- Невостребованность речи.
- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
- Заболевания и поражения головного мозга.
- Нарушения слуха.
Ранний возраст - очень важный этап в психическом и физическом
развитии ребенка. В этот период - от одного до трех лет - малыш так
преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа.
Он
овладевает
элементарными
формами
общения,
начинает
ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает основные способы
действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевает
предметным видом деятельности.
Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом
развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему
возрасту.
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она
включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и
формирование правильного произношения звуков речи.
Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать
одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной,
звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто
искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки
этого слова.
Как показывает практика, дети дошкольного возраста без помощи
логопеда практически не овладевают нормальным произношением звуков;
словарь беден, речь оформлена грамматически не грамотно; правильная
связная речь, как правило , вообще отсутствует; дети не могут составлять
рассказы, описывать предметы. Причины таких проявлений могут быть
различными : возрастные особенности формирования речи, условия внешней
среды. например, недостаточное общение взрослого (в частности матери) с
ребенком, некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье,
недостаточное развитие ребенка.
Таким образом, для появления речи детей раннего возраста необходимы
условия активизирующие экспрессивную ее форму.
Список литературы:
1.
Архипова,
Е.Ф.
Логопедическая
работа
с
детьми
раннего
возраста [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Архипова – М.: АСТ, 2007. – 224 с.
2.
Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и
организация
логопедической
работы
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова,
Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – 124 с.
3.
Борисенко, М.Г. Чтобы чисто говорить надо (Развитие речевых
навыков) [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2003. –
128 с.
4.
Бурлагова, М.К. Советы логопеда [Текст] / М.К. Бурлагова.–
СПб.: Изд. Дом «Нева», 2010. – 64 с.