Автор: Авдонина Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Первомайская СОШ №2
Населённый пункт: г. Первомайск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая технология в процессе изучения орфографии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Игровая технология в процессе изучения орфографии на уроках русского языка.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Как привить ученикам любовь к русскому языку? Как познание сложной науки
сделать увлекательным занятием? Я думаю, каждый из учителей задавал себе эти
вопросы. Всем известно, что спутником жизни детей является игра. Что же такое игра?
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового
возраста испытывают большую потребность в игре. В связи с этим я использую на
уроках русского языка игровые технологии. Девиз моей педагогической деятельности:
«Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным,
создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в
усвоении учебного материала. Игровые технологии способствуют
развитию познавательной активности на уроках. Я использую их в основном в 5-6-7
классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из
начальной школы - в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача
учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не
разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня
важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, орфоэпией, морфологией,
лексикой, орфографией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и
интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры-соревнования, уроки -
путешествия в страну русского языка, игры-упражнения: кроссворды, ребусы,
викторины. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно.
Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с
большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у
каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь
хорошие знания. Ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку.
После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем!» А
это свидетельствует об успешности урока.
Игровую деятельность можно использовать во внеклассной работе или в качестве
элемента на уроке. При использовании игровых технологий на уроках необходимо
соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно -воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и
ситуаций. Из опыта работы я хочу представить игровые задания, направленные на
отработку орфографических норм:
1. Любой словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз». Как?
Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое
большое количество орфограмм?
2. Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и
формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например,
Преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл - (город Орёл). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик- (собак
Шарик). Плодородная земля – (планета Земля).
3. Игра «Помоги Пете Ошибкину». Например:
а).В слове солёный Петя написал гласную а. «Проверочное слово сало,» -объяснил он.
Правильно ли это?
б). В слове вьюга Петя Ошибкин написал твёрдый знак, так объяснив выбор орфограммы:
после приставки в - перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твёрдый
знак. Согласны ли Вы с Петей?
в). Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить
синонимом без не - отсутствовал». Почему он не прав?
г). Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно, -
заявил Ошибкин.
д). Шёпот Петя написал с буквой о. После шипящих под ударением пишется о, - объяснил
он.
е). Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся
на согласный звук, на письме не изменяются» Прав ли он?
ё). Цыган Петя написал с и. «В корне слова после ц пишется и, это точно помню, - сказал
Петя. Почему он не прав?
ж). «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово 2 склонения мужского рода»,
услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
з). Вырастали у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово - рослый.
А как надо?
4. Игра «По щучьему веленью» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных
орфограмм, чётко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в
том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму
хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и
записывают слова с указанной орфограммой. Например, «По щучьему веленью, по моему
хотенью назовите мне слова с орфограммой –тся—ться в глаголах» и другие.
5. Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы
орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка.
Игра оживляет работу, разнообразит её. Словарный диктант проводится в виде
соревнования: кто быстрее найдёт «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит,
как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми
правилами(содержащими непроверяемые гласные и согласные: винегрет, бинокль,
обаяние, футбол, хоккей, рассчитать и т.д.)
6. Игра «Угадай-ка» помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм,
различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводить словарный диктант на
основе этой игры можно несколькими способами:
-Учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и
называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь
- Учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы; после проверки
учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте
слово с описанной орфограммой и объясняют написание. Например:
а). Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или
глухой) обозначает первая буква корня.
б). Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит
от того, оканчивается ли корень на ст и щ.
в). Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того,
к какому склонению относится существительное.
г). Орфограмма находится в корне слова в безударном положении. Проверяется подбором
родственных слов или форм слова.
д). Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твёрдый
согласный, пишется перед я, е, ё, ю.
7. Словарный диктант может проводиться и на основе загадок. Ученики должны разгадать
загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: «Правописание гласных после
шипящих и ц»
-Явился в жёлтой шубке,
Прощайте 2 скорлупки! (Цыплёнок)
-В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
-Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой:
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу. (Циркуль)
-Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда нескучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
-Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расчёска)
-Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчёлы)
-По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух.
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
- По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня…(Шофёр)
-Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
Загадки – кладезь народной мудрости, они воспитывают эстетическое чувство учащихся.
Игровые задания «Третий лишний», «Цифровой диктант», «Найди пару», «Кто больше?»,
«Поставь ударение!», «Назови часть речи» и другие безусловно развивают орфографическую
зоркость, формируют умение грамотного письма, способствуют повышению качества
обученности.
Я считаю, что игровые технологии занимают важное место в учебно -воспитательном
процессе, так как игровые элементы, используемые учителем на уроках, формируют
самостоятельность, активность, развивая память, внимание, мышление, речь. Следовательно,
процесс обучения становится более эффективным. Хочется надеяться, что данный материал
поможет сделать урок русского языка интересным.