Автор: Загидуллина Зиля Махасимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №21 «Гвоздика» г. Альметьевска»
Статья
«Готовность детей к школе»
Подготовила
воспитатель Iк/к
Загидуллина З.М.
2021
Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включаю-
щее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственно-
сти, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и кото-
рые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности
ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками
по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-
частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.
Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупностьинтеллекту-
альных, физических, эмоциональных,коммуникативных, личностных качеств,
помо-
гающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную
жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую
для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для
него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют
внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с
ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее
полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:
1. Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной готовностью многие ро-
дители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На
самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обла-
дающий любознательностью и пытливым умом.
2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми
ребёнку для сосуществования в коллективе.Умение влиться в коллектив, приняв его
правила и законы.Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и
интересами других членов коллектива.
3. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированно-
сти у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменивше-
еся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника.
Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (на-
тренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развива-
ется при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного
опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах.
Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом – через «уча-
стие в жизни».
Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребёнку школьная жизнь,
и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать
ребёнок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, кото-
рые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные бло-
кады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что
ребёнок замыкается в себе.
Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребёнок может справиться
легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребёнка ощу-
щения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учи-
тельница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую
психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестает верить в свои силы и пре-
кращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктив-
но обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной компетентности.
Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная
жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступление и под-
держивание многообразных контактов, связей и отношений.
Прежде всего это сообщество класса. Ребёнок должен быть готов к тому, что он
не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от
того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отно-
шений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребёнок сможет
успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него
пользу для своего развития.
Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести
себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребёнка к
школе.
Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается
не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспри-
нимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней
подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.
Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готов-
ности ребёнка к школе.
Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от
того, насколько ребёнок владеет своим телом в целом и способен выразить свои им-
пульсы в форме телесного движения.
Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними – важ-
ная составная часть моторной готовности ребёнка к школе.
Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор
многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную,
но все же весьма существенную роль.
Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо
задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подверже-
ны воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впе-
чатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-
либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрировать-
ся и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосыл-
кой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у
ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять поставленную
перед ним задачу, не утомляясь.
Учение – это в значительной мере систематическое накопление знаний. Такое
накопление может протекать по-разному. Одно дело, когда я запоминаю отдельные
элементы информации, не связывая их между собой, не пропуская их через индиви-
дуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обуче-
ния опасна, так как может стать привычкой. К сожалению, приходится констатиро-
вать, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, понимающих
обучение именно так – как механическое воспроизведение непонятого материала,
определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к
реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, бы-
стро забывается.
Причина этого – неправильные привычки учения, закрепленные школьным обу-
чением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда,
когда ребёнку предлагается материал, который он еще не может понять, или в ре-
зультате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития
ребёнка. Важно, чтобы знания, которые ребёнок получает в школе и вне школы, скла-
дывались в разветвленную сеть взаимосвязанных элементов, пропущенных через ин-
дивидуальное понимание. В этом случае знание служит развитию и может быть при-
менено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной ча-
стью компетентности – умения успешно справляться с проблемами в различных ситу-
ациях жизни. Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в про-
цессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемого
ребёнком вне стен школы.
Возникает вопрос: должен ли ребёнок обладать всеми этими качествами в пол-
ной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью соответ-
ствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает. Но готовность
ребёнка к школе все-таки можно определить.
Главное – это психологическая готовность ребёнка к школе. Это понятие означа-
ет сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятель-
ности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си-
стематической учебе.
Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие
психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они
между собой тесно взаимосвязаны.
>Функциональная готовность ребёнка свидетельствует об уровне общего разви-
тия, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а так-
же о степени развития сложно-координированных движений руки.
>Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребёнком определен-
ного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономер-
ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творче-
ского воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явле-
ниях.
>Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее
распространенная ошибка родителей. Старание родителей направляется на "запихи-
вание" в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний,
сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно раз-
вивать способность слушать, по
нимать смысл прочитанного, пересказывать услы
-
шан
ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы
ражать свое отношение к про
-
читанному, проявлять ин
терес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект – формирование у ребёнка
определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную за-
дачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого
действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план дей-
ствия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия.
Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы
торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока
ребёнку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражать-
ся в формирова
нии у детей умения преодолевать трудности, в вы
сказывании одобре
-
ния и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития
способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении
слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответ-
ствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на
определенной деятельности в течение длительного времени.
>Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую де-
ятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него пра-
вила.
>Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобре-
тать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрос-
лых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, уста-
новление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и
школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации уче-
ния, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности ис-
пытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навы-
ков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не свя-
занные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской си
туацией.
>Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких ка-
честв, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками,
учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему
включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите
внимание на процесс игры вашего ребёнка со сверстниками. Умеет ли он договари-
ваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может
быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельность – деятельность коллек-
тивная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии друже-
ского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться,
объединить усилия для достижения общей цели.
Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической
готовности, самосознание ребёнка представляется особенным. Оно связано с от-
ношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельно-
сти и ее результатам.
Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и
прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьни-
ка только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребёнке же-
лание учиться.
Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?
В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обуче-
ние, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра.
Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обыч-
но все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос
на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать назва-
ние (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3)
количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигры-
вать и проигрывать).
От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть про-
хождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и
долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игро-
ки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), вы-
игрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать
правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с тру-
дом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи.
Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В началь-
ной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью
– окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться
в учёбу.
Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовно-
сти ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет,
прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидер-
ские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу
игры, – помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развиваю-
щие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готов-
ность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты обще-
ния! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к
школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно
дать понять ребёнку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и
от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из
окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!