Напоминание

"Готовность детей к школе"


Автор: Загидуллина Зиля Махасимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №21 «Гвоздика» г. Альметьевска»

Статья

«Готовность детей к школе»

Подготовила

воспитатель Iк/к

Загидуллина З.М.

2021

Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включаю-

щее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственно-

сти, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и кото-

рые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности

ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками

по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-

частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупностьинтеллекту-

альных, физических, эмоциональных,коммуникативных, личностных качеств,

помо-

гающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную

жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую

для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для

него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют

внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с

ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее

полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:

1. Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной готовностью многие ро-

дители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На

самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обла-

дающий любознательностью и пытливым умом.

2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми

ребёнку для сосуществования в коллективе.Умение влиться в коллектив, приняв его

правила и законы.Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и

интересами других членов коллектива.

3. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированно-

сти у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменивше-

еся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника.

Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (на-

тренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развива-

ется при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного

опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах.

Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом – через «уча-

стие в жизни».

Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребёнку школьная жизнь,

и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать

ребёнок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, кото-

рые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные бло-

кады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что

ребёнок замыкается в себе.

Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребёнок может справиться

легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребёнка ощу-

щения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учи-

тельница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую

психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестает верить в свои силы и пре-

кращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктив-

но обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной компетентности.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная

жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступление и под-

держивание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего это сообщество класса. Ребёнок должен быть готов к тому, что он

не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от

того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отно-

шений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребёнок сможет

успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него

пользу для своего развития.

Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести

себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребёнка к

школе.

Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается

не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспри-

нимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней

подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готов-

ности ребёнка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от

того, насколько ребёнок владеет своим телом в целом и способен выразить свои им-

пульсы в форме телесного движения.

Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними – важ-

ная составная часть моторной готовности ребёнка к школе.

Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор

многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную,

но все же весьма существенную роль.

Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо

задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подверже-

ны воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впе-

чатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-

либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрировать-

ся и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосыл-

кой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у

ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять поставленную

перед ним задачу, не утомляясь.

Учение – это в значительной мере систематическое накопление знаний. Такое

накопление может протекать по-разному. Одно дело, когда я запоминаю отдельные

элементы информации, не связывая их между собой, не пропуская их через индиви-

дуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обуче-

ния опасна, так как может стать привычкой. К сожалению, приходится констатиро-

вать, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, понимающих

обучение именно так – как механическое воспроизведение непонятого материала,

определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к

реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, бы-

стро забывается.

Причина этого – неправильные привычки учения, закрепленные школьным обу-

чением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда,

когда ребёнку предлагается материал, который он еще не может понять, или в ре-

зультате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития

ребёнка. Важно, чтобы знания, которые ребёнок получает в школе и вне школы, скла-

дывались в разветвленную сеть взаимосвязанных элементов, пропущенных через ин-

дивидуальное понимание. В этом случае знание служит развитию и может быть при-

менено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной ча-

стью компетентности – умения успешно справляться с проблемами в различных ситу-

ациях жизни. Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в про-

цессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемого

ребёнком вне стен школы.

Возникает вопрос: должен ли ребёнок обладать всеми этими качествами в пол-

ной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью соответ-

ствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает. Но готовность

ребёнка к школе все-таки можно определить.

Главное – это психологическая готовность ребёнка к школе. Это понятие означа-

ет сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятель-

ности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си-

стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие

психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они

между собой тесно взаимосвязаны.

>Функциональная готовность ребёнка свидетельствует об уровне общего разви-

тия, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а так-

же о степени развития сложно-координированных движений руки.

>Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребёнком определен-

ного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономер-

ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творче-

ского воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явле-

ниях.

>Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее

распространенная ошибка родителей. Старание родителей направляется на "запихи-

вание" в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний,

сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно раз-

вивать способность слушать, по

нимать смысл прочитанного, пересказывать услы

-

шан

ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы

ражать свое отношение к про

-

читанному, проявлять ин

терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект – формирование у ребёнка

определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную за-

дачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого

действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план дей-

ствия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия.

Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы

торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока

ребёнку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражать-

ся в формирова

нии у детей умения преодолевать трудности, в вы

сказывании одобре

-

ния и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития

способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении

слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответ-

ствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на

определенной деятельности в течение длительного времени.

>Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую де-

ятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него пра-

вила.

>Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобре-

тать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрос-

лых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, уста-

новление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и

школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации уче-

ния, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.

Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности ис-

пытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навы-

ков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не свя-

занные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской си

туацией.

>Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких ка-

честв, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками,

учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему

включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите

внимание на процесс игры вашего ребёнка со сверстниками. Умеет ли он договари-

ваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может

быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельность – деятельность коллек-

тивная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии друже-

ского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться,

объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической

готовности, самосознание ребёнка представляется особенным. Оно связано с от-

ношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельно-

сти и ее результатам.

Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и

прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьни-

ка только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребёнке же-

лание учиться.

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обуче-

ние, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра.

Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обыч-

но все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос

на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать назва-

ние (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3)

количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигры-

вать и проигрывать).

От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть про-

хождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и

долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игро-

ки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), вы-

игрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать

правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с тру-

дом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи.

Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В началь-

ной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью

– окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться

в учёбу.

Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовно-

сти ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет,

прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидер-

ские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу

игры, – помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развиваю-

щие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готов-

ность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты обще-

ния! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к

школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно

дать понять ребёнку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и

от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из

окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!



В раздел образования