Автор: Воронина Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №36 "Улыбка"
Населённый пункт: г, Междуреченск
Наименование материала: конспект Мастер-класса
Тема: Мастер-класс для родителей детей первой младшей группы на тему "Учим говорить - играя".
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс
для родителей детей первой младшей группы
«Учим говорить - играя»
Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и играми,
направленными на развитие речи и мелкой моторики рук у детей.
Задачи: Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения,
способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной
самореализации взрослых. Повысить компетентность родителей в вопросах
развития речи и мелкой моторики у детей в домашних условиях. Раскрыть
актуальность пальчиковых игр.
Оборудование и материалы: презентация «Учим говорить – играя»;
карандаши, счетные палочки, резиновые мячики с шипами, платочки,
прищепки, альбомные листы, мольберт, маркер.
Участники: родители и дети.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Для начала хочу
рассказать вам о том, что в своей работе с детьми, большое внимание
уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно
связаны с речевой функцией. (Транслируется презентация на данную тему).
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять
ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и
напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти
движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка
находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи
находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений
пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем
быстрее он начинает говорить.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас
на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя
на них можно регулировать функционирование внутренних органов.
2
(Мизинец - сердце, безымянный палец – печень, (почки), средний -
кишечник, указательный - желудок, большой – голова).
Известно что, в головном мозге человека - центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, находятся очень близко.
Развивая мелкую моторику, надо развивать обе руки.
Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и
левой.
Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И
наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого
полушария.
Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой
моторики рук:
Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами,
прищепками, которые развивают мышление, повышают эластичность
мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается
выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания.
При развитии мелкой моторики рук детей, очень эффективны пальчиковые
игры с элементами самомассажа. В данных играх используются
традиционные для массажа движения – разминание, растирание,
надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к
центру.
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас
научить.
Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а дети и
родители повторяют упражнения.
Показ и выполнение по желанию.
“В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую -
соединяем под углом кончики обеих рук, на третью - поочерёдно называемые
пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх
выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую -
кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмично сжимаем
и разжимаем пальцы на обеих руках.
3
СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.
ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ
На каждой ладошке
Есть три дорожки.
Все дорожки мы найдём,
Пальчиком по ним пройдём:
Раз дорожка, два и три-
Пальцем каждую потри!
(указательным пальцем одной руки растирать ладонь другой, вдоль линий.)
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная
с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание
пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
Выполнять движения согласно тексту стихотворения
ЗАМОК
На дверях висит замок.
Кто открыть его не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол
«замочком». Затем - круговые движения «замочком». На слова последней
строчки - показать ладошки.
Пальчики
(выполнять круговые движения на подушечке пальца, с последующим
загибанием)
Этот пальчик хочет спать (Погрозить пальцем)
Этот пальчик лёг в кровать. Братиков не разбуди
Этот пальчик прикорнул. Встали пальчики, ура!
Этот пальчик уж заснул. В детский сад идти пора.
Тише пальчик не шуми,
4
В: Предлагаю поиграть в игры с предметами. (На каждом столе у детей и
родителей находятся по два предмета для ребенка и мамы, педагог
демонстрирует движения).
1.Карандаш
Карандаш в руке катаю
между пальчиков кручу
непременно каждый пальчик,
быть послушным научу
.
2. Массажный мячик (резиновый мячик с шипами)
Птичка веток набрала
Птичка гнёздышко свила
И снесла она яичко, умница синичка
Ты яичко покатай, но из рук не выпускай
Очень хрупкое оно, так у птиц заведено.
3. Прищепка
Левая рука
- Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
- Дай, хозяйка корма мне
Раньше, чем моей родне!
4. Платочек
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
5. Счетные палочки
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож.
6. Рисование карандашами. (Предложить мамам нарисовать по показу
педагога карандашом мишку; на мольберте маркером показывает, как
нарисовать)
Я рубашку сшила мишке. (Рисуем голову, рубашку с лапками)
Я сошью ему штанишки, (рисуем штанишки)
Надо к ним карман пришить, (рисуем карман)
И платочек положить. (Рисуем треугольничек-платочек над
карманчиком)
В: А теперь ребята могут раскрасить своего мишку, чтобы он стал ярким и
красивым
5
Кроме пальчиковых игр, мы уделяем внимание артикуляционной гимнастике,
дыхательным играм, речевым дидактическим играм, театральным играм,
рисованию, лепке, играм с мозаикой, и т.д., которые также имеют
немаловажное значение и способствуют развитию речи.
Вывод: Чтобы проводить домашние занятия по развитию речи, ничего
специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия
и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу. Поводом и
предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой
предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки,
настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и
картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.
Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно.
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Ваши пожелания на следующее собрание.