Напоминание

«Дорогами родного края»


Автор: Ларина Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 111 филиал
Населённый пункт: г Пенза
Наименование материала: Литературно-музыкальное занятие по краеведению посвященное 80- летию образования Пензенской области для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Дорогами родного края»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ №111 филиал «Гармония» г.Пенза

Литературно-музыкальное занятие по краеведению посвященное 80-

летию образования Пензенской области для детей старшего дошкольного

возраста

«Дорогами родного края»

Подготовила Ларина Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель МБДОУ №111

филиала «Гармония»

1

Программное содержание:

-Приобретение знаний и представлений детей о Пензе, пензенском крае,

-Формирование понимания взаимосвязи человека с природой .

-Воспитание элементов экологического сознания.

Цель:

-Формировать устойчивый интерес к истории и культуре своего края,

в процессе интеграции различных видов деятельности .

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые

доступные для ребенка новые знания.

Развивающие задачи:

Развивать у детей любознательность, воображение, стремление лучше

узнать экологическое состояние нашей области, обогащать словарный

запас детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь и чувство гордости за свой родной край, бережное

отношения к окружающей среде.

Ожидаемый результат:

Освоение доступных знаний о родном городе и области.

Умение выражать

собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждат

ь.

Оборудование:

Карта-пазл, иллюстрации «Берёзовая роща в разные времена

года» ,портрет Матрёны Смирновой, фонограмма с песней «Милая

роща» .костюмы берёзок. Презентация « Морозовский дендрарий», видео

клип «Лесные пожары» ,карточки для игры «Как вести себя в лесу»,

портрет М. Ю. Лермонтова, видеоклип на стихотворение поэта« На

севере диком» ,Презентация «Скановы пещеры Наровчата» Абашевские

свистульки, ложки ,,картинки с изображением Абашевских игрушек, флаг,

герб Пензенской области, символ Пензенской области. Фонограмма песни

«Пенза ,город мой».

Предварительная работа:

Беседа с детьми о поездках в область к бабушкам, дедушкам.

Разучивание стихов, песен, танцев. изготовление атрибутов, подбор

видео материала.

2

НОД

Зал празднично украшен шарами. На стене поздравительный плакат, флаг

и герб Пензенской области. На почетном месте размещены гости это

родители, бабушки, дедушки детей, приглашенные артисты. В зал входят

дети , садятся на заранее приготовленные места лицом к гостям.

Ведущая:

-Здравствуйте , ребята, здравствуйте ,гости. Я думаю, что вы бращали

внимания вот на такие на поздравительные плакаты, которые развешены

по всему городу. Наша Пензенская область отмечает юбилей-80 летие со

дня образования! К нам из области прибыли гости! Давайте их

поприветствуем!

Гость:

-Мы хотим вручить вам, ребята, подарок.

Ведущая:

-Спасибо большое! Я думаю, ребята, вам не терпится поскорее открыть

коробку с подарком! Открываем! Здесь какие-то цветные карточки. Это

игра?

Гость:

Я знаю, что дети с увлечением собирают пазлы, но эта игра необычная.

Каждая цветная карточка (пазл)-это один из районов нашей области,

предлагаю выложить карту (дети с помощью взрослых подбирают пазлы,

получается карта Пензенской области)

Карта готова! Быстро справились!

Ведущая:

-Посмотрите, вся наша область разделена на районы, они все выделены

разными цветами: вот Каменский район, вот Тамалинский, а это

Мокшанский. Я знаю, что у Димы бабушка и дедушка живут в Городише,

он с родителями часто их навещает , Вика ездит в Поим, Рита в

Наровчат, а Данила в Спаск. Ребята, кто ещё из вас бывает в области в

гостях у родственников?(ответы детей).Сегодня в гостях у нас дедушка

Димы, Михаил Семёнович, он живёт в Городище, попросим Диму и его

дедушку рассказать об этом районе.

Дима:

-Там есть очень красивая и большая берёзовая роща. Её можно увидеть

когда едешь по трассе. Летом и осенью там много грибов.

Ведущая :

-Давайте найдем на карте Городишенский район.

Ребята, посмотрите иллюстрации ( презентация)–берёзовая роща в разные

времена года. Очень красиво!

3

Михаил Семёнович:

- Хочу вам рассказать об одной женщине, моей землячки, Матрене

Смирновой,(портрет).Она родилась в1913 году в том же Городищенском

районе, где живу я, и бабушка Димы, Елена Борисовна.

Родилась Матрёна Смирнова в селе Русский Ишим. Матрёна была

любознательной, способной девочкой. Она хорошо пела, любила читать,

Будучи ребёнком, ей много приходилось помогать родителям по

хозяйству. Сидя за прялкой она, маленькая девочка ,пряла и сочиняла

частушки. К сожалению война и жизненные трудности не дали

возможности Матрёне учиться, тем не менее будучи талантливым

человеком она сочиняла стихи. Я знаю, что вы подготовили одно из

стихотворений нашей землячки.

Дети читают стихотворение Матрёны Смирновой

«Пройдись по пензенскому краю»

Ребёнок:

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Ребёнок:

Сады в одежде белоснежной,

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля…

Ребёнок:

Пройдешь июльскою порою

Любой дорогой полевой,

Хлеба над Мокшей и Сурою

Стоят высокою стеной.

Ребёнок:

Лесов тенистая прохлада,

Ручьи как детская слеза.

И над простором неоглядным

Родного неба бирюза.

Ребёнок:

Встречаясь с-Волгою-рекою,

Сура твердит ее волне:

О наших пензенских героях

Поведай, Волга, всей стране.

Ребёнок:

О нашем луке и пшенице,

О волокнистой конопле.

О том, что стало все родиться

На вольной пензенской земле.

4

Михаил Семёнович:

-А одно из стихотворений Матрёны Смирновой было посвящено

берёзовой роще, о которой рассказывал нам Дима. Наш Пензенский

композитор Октябрь Гришин, прочитав это стихотворение написал

музыку. Получилась песня «Милая роща». Эта песня звучала и сейчас

звучит по радио, и находит своё место в репертуарах современных

артистов.

Ведущая:

-Дорогие гости, для вас сюрприз! Музыка Октября Гришина, слова

Матрёны Смирновой, звучит песня «Милая роща», танцуют девочки

подготовительной группы.

Танец « Берёзки»

Ведущая:

-А сейчас на карте мы отыщем Белинский район.

Ольга Ивановна:

-Я бабушка Сони, приехала к вам из посёлка Поим. Поселок находится

в Белинском районе. Название он принял от одноимённой реки.

Не далеко от Поима есть Морозовский дендрарий. Там много видов елей,

сосен и других деревьев. Сейчас про дендрарий многие даже и не

слышали, а раньше туда приезжали туристы, для них проводили

экскурсии .А сейчас там много деревьев погибло, и экскурсии давно не

проводят.

Ведущая:

-Дендрарий это своеобразный музей под открытым небом, где

собраны деревья, кустарники, другие растения с разных территорий

России и других стран. Действительно, интересное место на территории

нашей области.

(Презентация «Морозовский дендрарий»)

Ольга Ивановна:

-К сожалению в 2010 году в период сильной засухи многие виды деревьев

погибли, большая площадь дендрария заросла. Много сухостоя, валежника.

Там работают лесники, но их усилий не хватает на восстановление

музея леса. Очень бы хотелось, что бы дендрарий восстановили, и туда

организовывались бы экскурсии и мы с вами любовались бы голубыми

елями, пихтами, туями и другими растениями. К сожалению в природе

существуют такие страшные явления как засуха, половодье, пожары.

Песня (видеоклип) «Лесные пожары»

Ведущая:

-Это пример того, насколько хрупок наш мир, как тяжело ,а порой

невозможно восстановить утраченное. Ребята, а вы знаете правила

5

поведения в лесу?(ответы детей)Давайте проверим.(Детям предлагается

выбрать карточки с нужными действиями :не разводить костры, не

бросать мусор ,не разорять муравейники ,не ломать деревья и пр)Эти

правила просты, но от того как мы их будем соблюдать зависит наша

жизнь. Всем известно, что деревья очищают воздух, которым мы

дышим ,не будет деревьев мы все задохнёмся. А для того что бы

вырастить дерево надо несколько десятков, даже сотен лет. Берегите

природу, родную землю, нам на ней жить. И пусть будет у всех нас

возможность побродить по лесу, подышать свежим воздухом, собрать

грибов и ягод.

Хоровод: «В сыром бору тропина»

Ведущая:

- А ещё в Белинском районе ,в селе Лермонтово, находится

государственный музей-заповедник «Тарханы» - в этой усадьбе провёл своё

детство известный всему миру поэт -Михаил Юрьевич Лермонтов.

(портрет).Послушайте одно из стихотворений поэта.(Видео)

«На севере диком стоит одиноко..."

Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Ведущая:

-А вот Рита навещает своего к дедушку в Наровчатском районе. Вот

этот район на карте. Дедушка не смог к нам приехать, но Рита сама нам

расскажет много интересного.

Рита:

-Я с дедушкой ходила в пещеры. Их много лет назад вырыли монахи, они

там молились. Сейчас в пещерах проводят экскурсии ,но одной туда

забираться нельзя, можно заблудиться.

Ведущая:

-Посмотрим фотографию, и увидим, как выглядят пещеры.

6

Ведущая:

-А вот и Спасский район, отдалённый район, граничит с Мордовией.

Артём там побывал с папой.

Олег Иванович:

-Мы с Артёмом гостили у родственников в Спасске и заезжали в село

Абашево, которое находится недалеко от районного центра. Это

село

издавна

славилось своими гончарными традициями , раз в три года там

проводится фестиваль народного творчества и любители ремесел приезжают

со всех концов России. Давно известны игрушки из глины. Они

представляют из себя образы домашних животных, птиц, оленей, всадников,

барынь. Секреты лепки и обжига передавали из поколения в поколение.

Игрушки абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Артём:

-Мы с папой были в музее Абашевской игрушки, а потом мне папа купил

свистульку.

7

Ведущая:

-Давайте рассмотрим эти игрушки .(Дети рассматривают игрушки)

Ребята, свистульки есть, ложки есть, а не устроить ли нам оркестр?

Оркестр ; «Как у наших у ворот» р.н.м.

Ведущая:

-Ребята, как много интересного мы узнали из ваших рассказов, рассказов

ваших родных .И это только о четырёх районах нашей области, а всего

их 27!Мы обязательно продолжим знакомство с районами и

достопримечательностями Пензенской области!

Я знаю ,что вы все умеете читать, и хочу обратить ваше внимание на

крупную точку на карте и слово написанное большими

буквами .Прочитайте ,пожалуйста, это слово.(Читают) Это название

нашего города. Это областной центр. Поэтому он выделен крупнее.

Пенза была образована в 1663 году как русская крепость . Обратите

внимание -это флаг Пензенской области. Желтое поле, зелёная полоса.

Зелёный цвет символизирует природу Пензенской области, её леса, а

также плодородие, вечную жизнь и здоровье.

Жёлтый цвет символизирует поля, мудрость, знания, свет, богатый урожай,

перспективу.

Символическое изображение Спаса Нерукотворного

символизирует духовность, всеединство, национальное возрождение

Так же представляю вам герб Пензенской области.

8

На зеленом щите -три золотых снопа: пшеничный, ячменный и просяной,

стоящих на золотой земле. Эти снопы означают богатство и знатное

земледелие здешней земли, зелень символизирует надежду, радость,

изобилие, золото - символ богатства, справедливости.

А это символ нашего города –ласточка.

Ребёнок:

Ласточка нам нравится

Ласточка красавица

Угадайте, что за птичка-

Темненькая невеличка?

Белый у неё животик.

И двойной как будто хвостик.

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,(символ города)

Ведущая:

-Давайте совершим прогулку по нашему городу(Презентаци)

В нашем городе живут и трудятся много замечательных людей разных

профессий, разных национальностей. Они своим трудом, знаниями,

творчеством развивают и прославляют наш край .Это и строители, и

учителя, и рабочие ,и спортсмены, врачи и многие другие .На нашем

празднике присутствует человек, который сочинил и сегодня исполнит

замечательную песню про Пензу

Песня «Пенза, мой любимый край» слова и музыка Н .Чеканникова.

исполняет автор.

Ведущая:

-Город Пенза- это наша малая Родина. Куда бы не забросила нас судьба

мы всегда с нежностью и любовью будет вспоминать свой дом, знакомые

улицы, друзей, потому что в том месте ,в котором мы родились и выросли

навсегда останется частичка нашего сердца.

Песня: «Пенза, город мой» автор И. Савицкая

Выводы

Занятие в целом направлено на расширение круга представлений о

родном городе, области и нацелено на развитие патриотических чувств детей.

Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств

детей, как гордость за свой родной край, за бережное отношение к родной

природе.

В результате поставленные цели и задачи были выполнены.

При

проведении

занятия

использовались

различные

средства

патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию

интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка,

9

игры, презентации. Центральное место было отведено познавательным

беседам, занятиям и практической деятельности детей.

10



В раздел образования