Напоминание

Беседа для детей средней группы "Я живу на Ямале"


Автор: Познякова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа для детей средней группы "Я живу на Ямале"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка - беседа с детьми средней группы

Тема: «Я живу на Ямале»

Познякова Ирина Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Радуга»

п. Тазовский, ЯНАО

Задачи:

Формировать у детей знания о родном крае, народах Севера, их жизни и

быте.

Познакомить с культурой и традициями Ямала.

Способствовать развитию речи, обогащать активный словарь новыми

словами;

Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное

отношение к народам Севера.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о народах

севера, слушание ненецких песен и музыки.

Материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация, макет чума, ягушка,

малица, музыкальный диск.

Ход беседы:

Дети сидят полукругом. Играет ненецкая музыка.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живем.

И. Истомин

Воспитатель: - Ребята, наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы

пересечь ее из одного конца в другой конец, надо лететь на самолете целый

день, а на поезде ехать несколько дней! А мы с вами живем на Крайнем

Севере. Север – это царство льдов и снегов. Долгие суровые снежные зимы, а

лето короткое и не всегда теплое. Кто же является коренным жителем нашего

края?

Дети: Коренные жители - ненцы.

Воспитатель: - Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. Посмотрите

на этих мужественных людей (показ фотографий и иллюстраций). Они

живут в очень суровых природных условиях, но они за что не променяют

свою землю на какую-то другую, потому что Крайний Север – это их родной

дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут в тундре.

Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им

служит домом?

Дети: Чум.

Воспитатель: Живут ненцы в чумах. Давайте заглянем в чум, посмотрим, из

чего он состоит, как собирается и как он обустроен. Чум состоит из

множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а

сверху покрываются оленьими шкурами. Такие дома хорошо защищены от

ветра и холода, легко собираются и разбираются. Ненцам это нужно для того,

чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие –

оленеводство. Ненцы разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре.

Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они

переезжают на новое место.

Воспитатель: На пол в чуме кладут доски и оленьи шкуры.

Воспитатель: Чем согревают чум?

Дети: Железной печкой.

Воспитатель: Правильно в середину чума ставится железная печь.

Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают

порядок. Хозяйством занимается женщина (чумработница). Как вы думаете,

она что делает?

Дети: Хозяйка

варит

еду,

убирает

в

чуме,

занимается

рукоделием,

обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

- Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы,

завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе

специальную

одежду. Верхняя

мужская

одежда

называется

«малица».

Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. А женская

верхняя одежда называется «ягушка».

Шить одежду и плести бисером - это очень трудная работа. У чумработниц

очень устают глаза и кисти рук и спина. Поэтому они стараются много

двигаться, и мы с вами тоже подвигаемся.

Игра «Пастух и олени».

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимаются мужчины в

тундре?

Дети: Оленеводством, рыболовством, охотой.

Воспитатель: Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все

необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и

они помогают перевозить людям тяжелые грузы. Посмотрите, какой

красивый олень! (слайд).

Воспитатель: Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже

любит мастерить. Он мастерит различные поделки из дерева, нарты, делает

игрушки для мальчиков. «Нарты» похожи на русские санки. Их делают из

дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в

обращении. На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.

Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы). Из чего сделана

кукла?

Дети: Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

- Люди, какой национальности живут в тундре?

- Что служит им домом?

- Чем занимаются мужчины и женщины коренной национальности?

Мы так долго задержались, пора возвращаться домой. А когда мы вернемся в

группу, нарисуем жилище ненцев.



В раздел образования