Автор: Самойлова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Раздел: среднее образование
Консультация для педагога.
–
Влияние духовно
нравственного
воспитания на формирование
дружеских отношений в
.
коллективе
Выполнила: воспитатель Самойлова Т.А
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование
дружеских отношений в коллективе.
«Ты рождён человеком, но человеком надо стать».
В.А Сухомлинский.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является
первостепенной задачей современной образовательной системы,
представляет собой важный компонент социального образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление
отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к
труду, своим обязанностям и к самому себе. Школьная пора -
хорошее время для формирования духовности и нравственности.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в
школе - это создание эффективных условий для формирования
духовности и нравственности школьников. Под духовно -
нравственным воспитанием понимается процесс формирования:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
патриотизма)
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости,
незлобивости)
- нравственной позиции (способности к различию добра и зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний)
- нравственного поведения (готовности служению людям,
Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания,
доброй воли).
Определён портрет будущего выпускника школы:
Любящий свой народ, свою Родину. Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества. Любознательный, активный,
познающий мир. Владеющий основами учится, способный к
организации собственной деятельности. Готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое
мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя
и окружающих образа жизни.
На современное образование возложена ответственная задача –
воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на
духовно- значимые нормы и ценности.
Цель: Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем
нравственно и эмоционально благоприятной среды развития
жизнедеятельности каждого школьника, выявление потребностей,
интересов, склонностей и других личностных характеристик
членов классного коллектива. Формирование духовно-
нравственных качеств личности, развитие в молодежной среде
патриотического отношения к Родине, Отечеству, гражданскому
долгу и ответственности. Формирование ценностей здорового и
безопасного образа жизни. Формирование экологической
культуры, бережного отношения к природе. Осознание значения
семьи в жизни каждого человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
всей семьи.
Задачи:
Способствовать усвоению лучших моральных и нравственных
принципов, выработанных человечеством на протяжении своей
истории, сохранение исторической преемственности поколений.
Воспитание патриотов России. Оказывать влияние на сохранение и
приумножение нравственных, культурных ценностей общества.
Развитие национальной культуры, воспитание граждан
демократического государства, уважающих права и свободы
личности. Сохранение духовно- нравственных традиций семейных
отношений. Формировать бережное отношение к природе и ее
ресурсам.
Духовность личности предполагает приоритет ориентации
человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных
ценностей с сохранением в качестве подчиненных им всех других
потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей,
определяющих жизнь большинства людей.
Нравственность – ценностная структура сознания, общественно
необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах
жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В
широком смысле слова нравственность – особая форма
общественного сознания и вид общественных отношений;-
совокупность принципов и норм поведения людей по отношению
друг к другу и обществу.
Духовно – нравственное воспитание содействие духовно-
нравственному становлению ребенка, подростка, молодого
человека, формирование у него системы базовых гуманитарных
ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей
человека, межкультурный диалог, активное участие детей,
подростков и молодежи в общественной жизни, готовности к
свободному выбору пути своего развития и ответственности за
него.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Глубокие социально- экономические преобразования,
происходящие в современном обществе, заставляют нас
размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время
смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно
обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому
актуальность проблемы воспитания школьников связана, по
крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко
образованных, высоконравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире молодой человек живет и
развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на
неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще до конца не
сформированную сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого
уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это
качество личности, определяющее в повседневном поведении
человека его отношение к другим людям на основе уважения и
доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал:
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и
потому, что они не только информируют школьника о нормах
поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях
данного поступка для окружающих людей.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования
человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно
сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,
проблема нравственного воспитания становится все более
актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на
воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую
роль в своей деятельности.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально
необходимые требования общества педагоги превратили во
внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг,
честь, совесть, достоинство.
В воспитании любого нравственного качества применяются
различные средства воспитания. В общей системе нравственного
воспитания важное место занимает группа средств, направленных
на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на
воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся
этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали
заключается в том, что они ни в коем случае не переходят в
назидательность, в беседе содержаться как можно больше
обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих
нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных
особенностей детей, уровня нравственной подготовленности. В
повседневной жизни класса, в ежедневных встречах решаются
вопросы нравственности, этики, честности и порядочности через
этические беседы, открытые диалоги с детьми, разрешении
проблемных текущих ситуаций.
Проведенные мероприятия в 10 А классе:
Беседы, тематические часы, круглые столы, диспуты.
Поговорим о добре и зле.
Правила этикета.
День памяти жертвам Беслана.
Мои права, мои обязанности.
Семья в моей жизни.
Не сломай свою судьбу.
Забота о старших и младших.