Напоминание

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе


Автор: Самойлова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Раздел: среднее образование





Назад




Консультация для педагога.

Влияние духовно

нравственного

воспитания на формирование

дружеских отношений в

.

коллективе

Выполнила: воспитатель Самойлова Т.А

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование

дружеских отношений в коллективе.

«Ты рождён человеком, но человеком надо стать».

В.А Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является

первостепенной задачей современной образовательной системы,

представляет собой важный компонент социального образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление

отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к

труду, своим обязанностям и к самому себе. Школьная пора -

хорошее время для формирования духовности и нравственности.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в

школе - это создание эффективных условий для формирования

духовности и нравственности школьников. Под духовно -

нравственным воспитанием понимается процесс формирования:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,

патриотизма)

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости,

незлобивости)

- нравственной позиции (способности к различию добра и зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению

жизненных испытаний)

- нравственного поведения (готовности служению людям,

Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания,

доброй воли).

Определён портрет будущего выпускника школы:

Любящий свой народ, свою Родину. Уважающий и принимающий

ценности семьи и общества. Любознательный, активный,

познающий мир. Владеющий основами учится, способный к

организации собственной деятельности. Готовый самостоятельно

действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать

собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое

мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя

и окружающих образа жизни.

На современное образование возложена ответственная задача –

воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на

духовно- значимые нормы и ценности.

Цель: Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем

нравственно и эмоционально благоприятной среды развития

жизнедеятельности каждого школьника, выявление потребностей,

интересов, склонностей и других личностных характеристик

членов классного коллектива. Формирование духовно-

нравственных качеств личности, развитие в молодежной среде

патриотического отношения к Родине, Отечеству, гражданскому

долгу и ответственности. Формирование ценностей здорового и

безопасного образа жизни. Формирование экологической

культуры, бережного отношения к природе. Осознание значения

семьи в жизни каждого человека и общества, принятие ценностей

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

всей семьи.

Задачи:

Способствовать усвоению лучших моральных и нравственных

принципов, выработанных человечеством на протяжении своей

истории, сохранение исторической преемственности поколений.

Воспитание патриотов России. Оказывать влияние на сохранение и

приумножение нравственных, культурных ценностей общества.

Развитие национальной культуры, воспитание граждан

демократического государства, уважающих права и свободы

личности. Сохранение духовно- нравственных традиций семейных

отношений. Формировать бережное отношение к природе и ее

ресурсам.

Духовность личности предполагает приоритет ориентации

человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных

ценностей с сохранением в качестве подчиненных им всех других

потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей,

определяющих жизнь большинства людей.

Нравственность – ценностная структура сознания, общественно

необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах

жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В

широком смысле слова нравственность – особая форма

общественного сознания и вид общественных отношений;-

совокупность принципов и норм поведения людей по отношению

друг к другу и обществу.

Духовно – нравственное воспитание содействие духовно-

нравственному становлению ребенка, подростка, молодого

человека, формирование у него системы базовых гуманитарных

ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей

человека, межкультурный диалог, активное участие детей,

подростков и молодежи в общественной жизни, готовности к

свободному выбору пути своего развития и ответственности за

него.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Глубокие социально- экономические преобразования,

происходящие в современном обществе, заставляют нас

размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время

смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно

обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому

актуальность проблемы воспитания школьников связана, по

крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко

образованных, высоконравственных людей, обладающих не только

знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире молодой человек живет и

развивается, окруженный множеством разнообразных источников

сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного

характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на

неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще до конца не

сформированную сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого

уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это

качество личности, определяющее в повседневном поведении

человека его отношение к другим людям на основе уважения и

доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал:

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и

потому, что они не только информируют школьника о нормах

поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают

представления о последствиях нарушения норм или последствиях

данного поступка для окружающих людей.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования

человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно

сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,

проблема нравственного воспитания становится все более

актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на

воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую

роль в своей деятельности.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально

необходимые требования общества педагоги превратили во

внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг,

честь, совесть, достоинство.

В воспитании любого нравственного качества применяются

различные средства воспитания. В общей системе нравственного

воспитания важное место занимает группа средств, направленных

на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на

воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся

этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали

заключается в том, что они ни в коем случае не переходят в

назидательность, в беседе содержаться как можно больше

обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих

нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных

особенностей детей, уровня нравственной подготовленности. В

повседневной жизни класса, в ежедневных встречах решаются

вопросы нравственности, этики, честности и порядочности через

этические беседы, открытые диалоги с детьми, разрешении

проблемных текущих ситуаций.

Проведенные мероприятия в 10 А классе:

Беседы, тематические часы, круглые столы, диспуты.

Поговорим о добре и зле.

Правила этикета.

День памяти жертвам Беслана.

Мои права, мои обязанности.

Семья в моей жизни.

Не сломай свою судьбу.

Забота о старших и младших.



В раздел образования