Автор: Рецлав Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода ТРИЗ технологии "Системный оператор" в развитии речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование метода ТРИЗ технологии «Системный анализатор»
в развитии речи детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту до-
школьного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение ре-
чью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; разви-
тие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской ли-
тературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литера-
туры…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком, ребенок познает окру-
жающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает со-
вершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении дошкольного детства,
дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения –
устной речью, вместе с тем развивается культура речи, которая в дальнейшем
определяет уровень образованности человека. Вопросами исследования речи
детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес, зна-
чимый вклад в осмысление этого вопроса выделяются представители зарубеж-
ной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци), русские пе-
дагоги, психологи, физиологи (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, М.М. Кольцо-
ва, Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, А.А. Леонтьев, В.Ф. Одоевский, Е.И.
Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
На основе исследований А.Н. Гвоздевой, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной,
Н.П. Савельева, О.И. Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словар-
ный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его
речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие речи ребенка до-
школьника возможно лишь при условии систематического обучения.
На сегодняшний день профессиональная деятельность воспитателя должна
предполагать поиск новых оптимальных подходов в развитии детей, необходи-
мо использовать возможности современных образовательных технологий, что
позволит оптимизировать образовательный процесс. В своей работе по разви-
тию речи с детьми я выбрала технологию ТРИЗ (теория решения изобретатель-
ных задач).
ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать
практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и
режимных моментах). Технология даёт возможность каждому ребёнку про-
явить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению,
развивает речь.
Технология ТРИЗ имеет много методов в своем арсенале. Я остановилась на
методе ТРИЗ технологии «Системный анализатор» как средстве развития речи
детей дошкольного возраста.
Свою работу по развитию речи с помощью ТРИЗ технологии я начала со
средней группы.
Изучив литературу и проанализировав метод системного оператора, я
предположила, что данный метод позволяет формировать у детей умение си-
стемно мыслить по отношению к любому объекту, развивает речь с помощью
обогащения словаря словами с переносным значением, синонимами и антони-
мами.
Метод системного анализа помогает всестороннему знакомству с предметом
или явлением. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить
предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.
Что такое «системный оператор», и как с ним работать.
Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Если рассматривать объект ка систему, состоящую из определенных составляю-
щих, имеющих определенные качества и свойства, то данный объект, в свою
очередь, будет являться частью другой системы, более сложной.
Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляет-
ся с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А по-
скольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный
экран», который состоит из девяти окошек.
В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:
В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и от-
ветить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?
В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы расска-
зать: какое оно, из чего состоит?
В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.
В окошке № 6 – где он жил в прошлом.
В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.
В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.
На первом этапе обучения я использовала горизонтальные и вертикальные
«трёхэкранки». Со временем перешли к использованию 5 экранов.
Метод использовала как в НОД, так и в режимных моментах. Сначала для
анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения де-
тей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой приро-
ды (домашние и дикие животные, птицы).
С помощью системного анализатора в непосредственно- организованной де-
ятельности по развитию речи, познанию окружающего мира мы учились
рассматривать объект как систему, развивали умение строить предложение,
учились сравнивать объекты по нескольким признакам, учили образовывать
слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. В дальнейшем, например, в не-
посредственно – образовательной деятельности на темы: «Домашние живот-
ные. Ферма», «Зимующие птицы», «Зима. Дикие животные», «Помогите пти-
цам», «Зимние забавы» «Время года – весна», «День защитника Отечества» и т.
д. продолжали расширять словарь за счет прилагательных и антонимов, разви-
вать навыки диалога, учить составлять небольшой рассказ, продолжали учить
рассматривать объект как систему, подсистему. В старшей группе, когда дети
освоили рассматривание предметов или объектов в системе и подсистеме, вне-
сла рассматривание в надсистеме, используя все 9 экранов.
В возрасте от 5 до 7 лет дети анализируют через системный оператор объек-
ты живой и неживой природы (река, море, озеро, лес, поле и т.д.), размышляют
о городе, деревне, школе, больнице.
Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматри-
ваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те
экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
(Например, для описания кошки или другого животного нам поможет подсисте-
ма.).
В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили рассматривание объек-
та, используя все 9 экранов, учились с ними изобретать предметы с новыми
свойствами и качествами: необычное платье, новую игрушку, подарок, мебель
и т.д.
На последнем этапе дети с помощью системного анализатора могли уже со-
ставлять сказку или описательный рассказ об объекте.
В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убеди-
лась, что знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме,
обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию. Методы ТРИЗ позволя-
ют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога
в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем
самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию
окружающего мира.
Метод ТРИЗ технологии «системный оператор» помогает развить у ребят не
только мышление, воображение, умение рассматривать объект как систему, но
и значительно повышает уровень развития связной речи, способствует обога-
щению словаря детей.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретатель-
ских задач. – Новосибирск:Наука,1991 год.
3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
112 с.
4. Киплинг Р. Сказки. М., 1986. 12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы
ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000. 38
5. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (ру-
копись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.
6. Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новоси-
бирск, 1989.
7.Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995. Муни-
ципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образо-
вания «Городской центр развития образования» в Кировском районе
8. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993. 19. Родари Дж. Грамма-
тика фантазии. М., 1978.
9. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей до-
школьников. Обнинск, 1998.