Напоминание

Использование метода ТРИЗ технологии "Системный оператор" в развитии речи детей дошкольного возраста


Автор: Рецлав Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода ТРИЗ технологии "Системный оператор" в развитии речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода ТРИЗ технологии «Системный анализатор»

в развитии речи детей дошкольного возраста.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту до-

школьного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение ре-

чью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; разви-

тие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской ли-

тературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литера-

туры…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком, ребенок познает окру-

жающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает со-

вершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении дошкольного детства,

дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения –

устной речью, вместе с тем развивается культура речи, которая в дальнейшем

определяет уровень образованности человека. Вопросами исследования речи

детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес, зна-

чимый вклад в осмысление этого вопроса выделяются представители зарубеж-

ной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци), русские пе-

дагоги, психологи, физиологи (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, М.М. Кольцо-

ва, Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, А.А. Леонтьев, В.Ф. Одоевский, Е.И.

Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

На основе исследований А.Н. Гвоздевой, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной,

Н.П. Савельева, О.И. Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словар-

ный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его

речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие речи ребенка до-

школьника возможно лишь при условии систематического обучения.

На сегодняшний день профессиональная деятельность воспитателя должна

предполагать поиск новых оптимальных подходов в развитии детей, необходи-

мо использовать возможности современных образовательных технологий, что

позволит оптимизировать образовательный процесс. В своей работе по разви-

тию речи с детьми я выбрала технологию ТРИЗ (теория решения изобретатель-

ных задач).

ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать

практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и

режимных моментах). Технология даёт возможность каждому ребёнку про-

явить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению,

развивает речь.

Технология ТРИЗ имеет много методов в своем арсенале. Я остановилась на

методе ТРИЗ технологии «Системный анализатор» как средстве развития речи

детей дошкольного возраста.

Свою работу по развитию речи с помощью ТРИЗ технологии я начала со

средней группы.

Изучив литературу и проанализировав метод системного оператора, я

предположила, что данный метод позволяет формировать у детей умение си-

стемно мыслить по отношению к любому объекту, развивает речь с помощью

обогащения словаря словами с переносным значением, синонимами и антони-

мами.

Метод системного анализа помогает всестороннему знакомству с предметом

или явлением. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить

предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

Что такое «системный оператор», и как с ним работать.

Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

Если рассматривать объект ка систему, состоящую из определенных составляю-

щих, имеющих определенные качества и свойства, то данный объект, в свою

очередь, будет являться частью другой системы, более сложной.

Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляет-

ся с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А по-

скольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный

экран», который состоит из девяти окошек.

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и от-

ветить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы расска-

зать: какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

На первом этапе обучения я использовала горизонтальные и вертикальные

«трёхэкранки». Со временем перешли к использованию 5 экранов.

Метод использовала как в НОД, так и в режимных моментах. Сначала для

анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения де-

тей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой приро-

ды (домашние и дикие животные, птицы).

С помощью системного анализатора в непосредственно- организованной де-

ятельности по развитию речи, познанию окружающего мира мы учились

рассматривать объект как систему, развивали умение строить предложение,

учились сравнивать объекты по нескольким признакам, учили образовывать

слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. В дальнейшем, например, в не-

посредственно – образовательной деятельности на темы: «Домашние живот-

ные. Ферма», «Зимующие птицы», «Зима. Дикие животные», «Помогите пти-

цам», «Зимние забавы» «Время года – весна», «День защитника Отечества» и т.

д. продолжали расширять словарь за счет прилагательных и антонимов, разви-

вать навыки диалога, учить составлять небольшой рассказ, продолжали учить

рассматривать объект как систему, подсистему. В старшей группе, когда дети

освоили рассматривание предметов или объектов в системе и подсистеме, вне-

сла рассматривание в надсистеме, используя все 9 экранов.

В возрасте от 5 до 7 лет дети анализируют через системный оператор объек-

ты живой и неживой природы (река, море, озеро, лес, поле и т.д.), размышляют

о городе, деревне, школе, больнице.

Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматри-

ваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те

экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.

(Например, для описания кошки или другого животного нам поможет подсисте-

ма.).

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили рассматривание объек-

та, используя все 9 экранов, учились с ними изобретать предметы с новыми

свойствами и качествами: необычное платье, новую игрушку, подарок, мебель

и т.д.

На последнем этапе дети с помощью системного анализатора могли уже со-

ставлять сказку или описательный рассказ об объекте.

В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убеди-

лась, что знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме,

обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию. Методы ТРИЗ позволя-

ют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога

в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем

самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию

окружающего мира.

Метод ТРИЗ технологии «системный оператор» помогает развить у ребят не

только мышление, воображение, умение рассматривать объект как систему, но

и значительно повышает уровень развития связной речи, способствует обога-

щению словаря детей.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретатель-

ских задач. – Новосибирск:Наука,1991 год.

3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

112 с.

4. Киплинг Р. Сказки. М., 1986. 12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы

ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000. 38

5. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (ру-

копись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

6. Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новоси-

бирск, 1989.

7.Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995. Муни-

ципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образо-

вания «Городской центр развития образования» в Кировском районе

8. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993. 19. Родари Дж. Грамма-

тика фантазии. М., 1978.

9. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей до-

школьников. Обнинск, 1998.



В раздел образования