Автор: Копырина Варвара Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Тулуна
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Составила Копырина В.Н.
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №30 «Татыйык» с.Тулуна»
В
современных
условиях
развития
общества
в
системе
дошкольного
образования
происходят
изменения,
ориентированные
на
опережающее
развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы,
программы, методики.
В
условиях
динамично
меняющегося
мира,
постоянного
совершенствования
и
усложнения
технологий
информатизация
сферы
образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление
развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных
документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря
преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий
не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем
недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Информатизация
общества
–
это
глобальный
социальный
процесс,
особенность
которого
состоит
в
сборе,
накоплении,
продуцировании,
обработке,
хранении,
передачи
и
использования
информации,
осуществляемые
на
основе
современных
средств
микропроцессорной
и
вычислительной
техники,
а
также
на
базе
разнообразных
средств
информационного обмена.
Одним
из
приоритетных
направлений
процесса
информатизации
современного
общества
является
информатизация
образования
–
процесс
обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и
оптимального использования современных или, как их принято называть,
новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию
психолого-педагогических
целей
обучения,
воспитания.
Этот
процесс
инициирует:
совершенствование механизмов управления системой образования на
основе
использования
автоматизированных
банков
данных
научно-
педагогической
информации,
информационно-методических
материалов, а также коммуникационных сетей;
совершенствование
методологии
и
стратегии
отбора
содержания,
методов
и
организационных
форм
обучения,
воспитания,
соответствующих задачам развития личности в современных условиях
информатизации общества;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие
интеллектуального
потенциала
личности,
на
формирование
умений
самостоятельно
приобретать
знания,
осуществлять
информационно-
учебную,
экспериментально-исследовательскую
деятельность,
разнообразные
виды
самостоятельной
деятельности
по
обработке
информации;
создание
и
использование
компьютерных
тестирующих,
диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.
В настоящее время использование ИКТ в практику управления ДОУ в
основном заключается в следующем:
подбор
иллюстративного
материала
для
оформления
стендов,
групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ДОУ;
использование
цифровой
фотоаппаратуры
и
программ
редактирования
фотографий,
которые
позволяют
управлять
снимками
так
же
просто,
как
фотографировать,
легко
находить
нужные, редактировать и демонстрировать их;
использование
видеокамеры
и
соответствующих
программ
(принципиально
новый
способ
для
просмотра,
хранения
и
предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно
быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры,
переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
использование Интернета в управленческой деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения процесса
управления ДОУ;
оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов
по различным направлениям деятельности.
создание медиатек, которые представляют интерес не только для
педагогов, но и для родителей.
использование
компьютера
в
делопроизводстве
ДОУ,
создании
различных баз данных.
создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Информатизация дошкольного образования
На
сегодняшний
день
опыта
применения
ИКТ
в
управлении
ДОУ
недостаточно для выстраивания какой-то стабильной системной стратегии.
Необходим значительный объем экспериментальной работы. В настоящее
время
в
стране
вводится
в
строй
значительное
количество
дошкольных
образовательных
учреждений,
которые
отвечают
всем
требованиям
и
стандартам, прописанным в законе «Об образовании». Для эффективного
управления ДОУ, с использованием новых технологий, на базе вводимых в
строй ДОУ реализуются такие программы как:
Интенсивной
подготовки
кадров
для
работы
в
дошкольных
образовательных учреждениях с ИКТ в экспериментальном режиме;
Оснащения
экспериментальных
дошкольных
образовательных
учреждений
средствами
ИКТ,
в
соответствии
с
утвержденными
Правительством перечнями;
Мониторинга
и
анализа
здоровья
детей,
их
развития
и
учебных
достижений в выбранных для эксперимента ДОУ.
Применение
ИКТ
в
управлении
дошкольным
образовательным
учреждением
может
внедряться
по
мере
разработки
соответствующих
технологических
решений,
нормативной
базы
и
подготовки
кадров,
формирования у руководителей детских садов квалифицированной установки
на
применение
ИКТ в
своей
работе.
Форсирование
процесса
оснащения
рабочих мест администраторов дошкольных образовательных учреждений не
даст существенного административного или экономического эффекта.
Возможности использования ИКТ в управлении дошкольным
образовательным учреждением
Использование
современных
ИКТ
в
управлении
ДОУ
в
различной
степени
обусловлено
необходимостью
значительных
перемен
в
системе
дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации
образования стала информационная открытость всех сфер образовательного
процесса.
Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и
прозрачности деятельности управления образованием всех уровней является
публичная отчетность.
При этом в настоящий момент практика подготовки публичных отчетов
находится
на
начальном
этапе
разработки,
а
практический
опыт
весьма
незначителен. Но с каждым годом форма публичного отчета становится все
более совершеннее, а главное, более понятна и интересна родителям наших
воспитанников.
Публичный
доклад
это
необходимая
форма
отчета
современного
детского
сада.
На
сегодняшний
день
–
это
требование
закона
«Об
образовании».
Публичный
доклад
детского
сада
–
форма
ежегодного
широкого
информирования
общественности
о
деятельности
образовательного
учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и
развития за отчетный период.
Главными задачами публичного доклада как средства информирования
считаются:
повышение открытости системы образования;
удовлетворение
информационных
потребностей
различных
групп
пользователей
(педагоги,
родители,
дети,
учредители,
средства
массовой информации);
создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг;
проведение
общественной
экспертизы
управленческих
решений,
стратегий и программ развития образования;
привлечение социального ресурса (ресурса «доверия и поддержки»),
самостоятельно
значимого,
а
также
выступающего
необходимым
условием инновационной привлекательности.
Говоря объективно, доклад – это одна из форм представления результатов
комплексного анализа, точнее, самоанализа деятельности образовательного
учреждения.
С этой точки зрения доклад можно рассматривать как один из базовых
документов управления развитием ДОУ.
Сегодня значительная часть содержания публичного доклада строится на
данных,
которые
ДОУ
собирает
с
использованием
адаптированных
или
самостоятельно разработанных инструментов (тесты, анкеты, опросы и др.)
Особое место среди методов сбора информации занимает изучение мнений
участников образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники).
Его значение крайне важно для понимания сильных и слабых
сторон
учреждения,
обоснование
перспективных
задач
развития,
выявления
отношения к реализуемым и планируемым нововведениям.
По мнению специалистов Института информатизации
образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования
перспективной системы образования можно отнести:
– повышение качества образования путем применения различных
подходов с использованием новых информационных технологий;
– обеспечение опережающего характера всей системы образования,
ее нацеленности на будущее поколение;
– обеспечение большей доступности образования для населения,
путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и
самообразования с применением информационных и
телекоммуникационных технологий;
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: применение
во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных
технологий привело к возникновению глобального мирового
информационного пространства, в которое входит и система образования
современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых
технических средств с колоссальными образовательными ресурсами,
существенно изменяющими организацию управления ДОУ, расширяя его
возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону
результатов управления системой образования в целом и, как следствие,
повышение качества образования в целом.
Использование информационных и коммуникационных
технологий в управлении ДОУ
В
последние
годы
система
образования
стоит
перед
необходимостью
создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды,
соответствующей запросам современного общества.
Информатизация
дошкольного
образования
на
основе
имеющегося
отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:
повышается
эффективность
воспитательного-образовательного
процесса;
открываются
новые
возможности
для
широкого
внедрения
в
педагогическую практику современных методических разработок,
направленных на интенсификацию и реализацию инновационных
идей воспитательного-образовательного процесса.
Количество и качество компьютеров, интерактивных досок, имеющихся
сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии
эффективности
использования
новых
информационных
технологий.
В
дошкольных
учреждениях
должны
работать
специалисты
с
высокой
информационной
культурой,
имеющие
навыки
работы
с
ними,
четко
выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а
также
владеющие
методикой
приобщения
детей
к
новым
технологиям.
Владение
новыми
информационными
технологиями
помогут
педагогу
чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Применение
информационных и коммуникационных технологий в управлении ДОУ» в
нашем дошкольном учреждении.
Проект был представлен на заседании
Педагогического совета и был одобрен коллективом. Педагоги осознают
значимость
использования
ИКТ
в
управлении
МБДОУ.
На
заседании
педагогического
совета
было
принято
решение
об
объединении
усилий
специалистов, педагогов, родителей на реализацию проекта.
Цель проекта:
Формирование
информационной
культуры
у
всех
участников
образовательного
процесса
и
внедрение
информационных
и
коммуникационных технологий в процессы управления.
Задачи проекта:
1.
Создать единое информационное пространство ДОУ.
2.
Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом,
воспитательно-образовательном
процессе
информационных
и
коммуникационных технологий.
3.
Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к
компьютерной
технике,
к
информационным
ресурсам,
программным
средствам.
4.
Интегрировать,
внедрить
информационные
и
коммуникационные
технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
5.
Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по
использованию
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
работе ДОУ.
Задачи, поставленные творческой группой – сложные и длительные по
времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение в
течение нескольких лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш
проект находится на подготовительном этапе.
Этапы реализации проекта
Этапы
Задачи
Ожидаемый результат
I этап
Подготовительный
1.
Изучение
опыта
работы
образовательных учреждений по
данной теме.
2.
Анализ
единого
информационного
пространства
ДОУ.
3.Определение
уровня
знаний
педагогов
и
руководителя
в
области ИКТ- компетентности.
4.
Изучение
популярной
литературы
по
вопросам
повышения
ИКТ-
компетентности
сотрудников
ДОУ
5.Мотивация
на
повышение
квалификации сотрудников ДОУ
по информатизации.
1.
Составление
проекта
«Применение
информационных
и
коммуникационных
технологий в управлении,
воспитательно-
образовательном процессе
ДОУ».
2.
Создание
единого
информационного
пространства ДОУ.
3.
Повышение
ИКТ
–
компетентности педагогов
и руководителя ДОУ.
II этап
Реализация
1.
Использование
ИКТ
для
повышения
квалификации
сотрудников
и
руководителя
ДОУ по информатизации.
2.
Согласование деятельности
1.
1.Формирование
информационной
культуры
у
всех
участников
образовательного
всех участников проекта.
2.
Внедрение
ИКТ
в
процессы
управления,
воспитания
и
обучения в ДОУ.
процесса.
1.
2.
Интеграция
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
процессы
управления, воспитания и
обучения через:
2.
-
совершенствование
работы
по
программам
АИАС
«Аверс:
Управление
ДОУ»,
«Аверс:
Расчет
меню
питания»
3.
-
использование
педагогами средств ИКТ в
организации
педагогической
диагностики,
воспитательно-
образовательном
процессе.
III этап
Результативность проекта
Проведение
мониторинга
результатов проекта
1. Создание творческого
отчета,
фото
и
видеорепортажей,
публикаций
из
опыта
работы;
помещение
материалов на сайт ДОУ.
2.
Повышение
эффективности
процесса
управления, воспитания и
обучения
через
высокие
показатели
ИКТ
-
компетенции
педагогов;
используемое
программное
обеспечение;
индивидуализацию
процесса
обучения;
повышение
интереса
детей к обучению и
воспитанию
с
использованием
информационных
ресурсов
Ожидаемые результаты:
Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование
информационной инфраструктуры управления ДОУ.
Повышение
качества
воспитательно-образовательного
процесса
в
ДОУ
через:
- используемое программное обеспечение;
- индивидуализацию процесса обучения;
- повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с
использованием
информационных
ресурсов
(применение дидактического
материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе
обучения).
Риски и предупреждение рисков:
1.
Недостаточное
оснащение
материально-технической
базы
информационными ресурсами
1.
Использование универсального
мобильного
оборудования
(переносных
интерактивных
досок,
ноутбуков)
2.Нехватка
высококвалифицированных,
заинтересованных,
инициативных
педагогов.
1.Повышение
квалификации
работающих
педагогов
через
мини-
курсы в учреждениях, где работают
педагоги;
проведение
мастер-
классов,
обмена
опытом
среди
педагогов учреждений города.
2.
Направление
на
повышение
квалификации.
3.
Моральное
и
материальное
поощрение
творчески
работающих
педагогов.
3. Администрация ДОУ не в полной
мере
осознает
эффективность
использования
новых
технологий
в
процессе управления ДОУ, а именно
в экономии времени.
1.
Проявление
интереса
к
проблеме
всех
участников
образовательного
процесса
(поддержка органа государственно-
общественного
управления,
родителей,
членов
коллектива,
высокий
уровень
осознания
значимости,
актуальности
направления работы)
2.
Высокие
показатели
управления
МБДОУ,
воспитательно-образовательного
процесса.
3.
Широкое
освещение
деятельности ДОУ в СМИ.
4. Открытость деятельности ДОУ.
В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе. Мы
имеем следующие результаты:
Продолжается работа над совершенствованием информационной среды
учреждения. В ДОУ установлены компьютеры: в кабинете заведующего,
заместителей заведующего, педагогов-специалистов (учителей-логопедов,
педагога-психолога),
делопроизводителя,
бухгалтерии,
медицинских
работников. Установлена беспроводная локальная сеть с доступом в сеть
Интернет.
Определен
уровень
знаний
педагогов
об
информационно-
коммуникационных
технологиях.
Выявлены
несколько
уровней
пользователей ИКТ педагогами:
1.
Уровень первый
– стартовый, когда компьютер
используется
в
качестве пишущей машинки с памятью, ведется подготовка с его
помощью
простейших
дидактических
материалов,
документации,
оформление
родительских
уголков.
Существует
элементарная
систематизация документов в домашнем компьютере.
2.
Уровень второй – открытие возможностей. Достижение данного уровня
неразрывно связано с выходом в Интернет.
3.
Уровень
третий
–
творческий.
Педагог
овладевает
технологиями
«созидания».
Повышает
свои
умения
в
составлении
презентаций,
буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.
4.
Четвертый
уровень
–
систематизация
создаваемого
материала
на
качественно новом уровне.
Эффективность
управлению
образовательным
учреждением
придает
внедрение
программы
«Аверс:
заведующий
ДОУ»,
позволяющей
унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и
контроля
эффективности
использования
ресурсов.
Приступая
к
работе
в
данном
направлении,
нам
потребовалось
утвердить
ряд
нормативно-
правовых актов:
•
Положение «О получении, обработке и передаче персональных данных
в МБДОУ», утвердить форму «Согласие «О представленных данных» для
родителей. Для ознакомления им был представлен ФЗ РФ от 27.07.06. №152-
ФЗ
«О
персональных
данных»,
а
также
№149
–ФЗ
«Об
информации,
информационных технологиях и о защите информации».
•
Приказом по учреждению утвержден список должностей сотрудников,
уполномоченных
на
обработку
персональных
данных
и
несущих
ответственность за нарушение режима защиты этих персональных данных:
заведующий
ответственный
по
учету
движения
детей;
заместитель
заведующего по ВМР ответственный за учет педагогических работников по
разделу «достижения и заслуги», за раздел «кружки и портфолио» детей;
специалист
по
кадрам,
ответственный
за
учет
приема
и
увольнения
сотрудников; ведущий бухгалтер, ответственный за расчет меню питания.
Обучены
в
городе
все
руководители
дошкольных
учреждений,
делопроизводители, специалисты по кадрам, заместители заведующих по
ВМР, бухгалтера и заведующие складами. Руководители для работы были
обеспечены
ноутбуками.
В
настоящее
время,
сведения,
заложенные
в
Программу,
эффективно
применяются
в
работе
административного
персонала,
медицинскими
работниками,
специалистом
отдела
кадров.
Данная
программа
позволяет
автоматизировать
процесс
управления
учреждением. Благодаря программе, существует возможность вести личные
дела
детей,
сотрудников,
формировать
и
поддерживать
их
электронное
портфолио
(личные
достижения
детей
и
работников),
осуществлять
мониторинг
состояния
здоровья
детей,
результаты
медицинского
обследования. Формируется книга учета движения воспитанников. Данная
программа
при
полном
заполнении
информационных
страниц
позволит
составлять стандартные статистические и управленческие отчеты по работе
образовательного учреждения.
В настоящее время на этапе заполнения находится программа АИАС
«Аверс:
Расчет
меню
питания».
Данная
программа
позволяет
вводить
готовые
10-дневные
меню,
которые
можно
неоднократно
использовать.
Внутри каждого вида меню осуществляется ведение групп (ясли, детсад).
При полном заполнении программных данных максимально упростится
процесс
оформления
и
заполнения
меню-требования,
с
минимальными
временными затратами. Достаточно выбрать наименования блюд в рационе
питания,
установить количество детей ясельных групп, детского сада. В
программе
реализована
возможность
ведения
журналов
приходных
и
расходных накладных и меню-требований с количественным и суммовым
учетом
остатков
на
складе.
Удобно
для
работы
вносить
по
накладным
продукты
питания,
ввозимые
поставщиками
на
склад,
которые
при
заполнении меню автоматически будут списаны.
Творческими
педагогами
разрабатываются
конспекты
занятий
с
использованием
ИКТ.
В
воспитательно-образовательном
процессе
имеют
место занятия с детьми с использованием компьютерных технологий. ИКТ
начинают
использоваться
и
в
других
видах
деятельности:
музыкальном
воспитании, в работе педагога психолога.
Структура управления с включением контактной информации
ответственных лиц.
На данный момент ДОУ создает и пополняет сайт ДОУ, на котором можно
ознакомиться с жизнью, задачами, планом учреждения.
ДОУ
в
своей
работе
использует
следующие
локальные
акты,
регулирующие деятельность Учреждения:
1. Положения:
- о совете Учреждения;
- о педагогическом совете Учреждения;
- об общем собрании работников Учреждения;
- о Родительском комитете Учреждения;
- о психолого – медико – педагогическом консилиуме Учреждения;
- о комиссии Учреждения по трудовым спорам;
- об охране труда в Учреждении;
- об обеспечении безопасности Учреждения;
- о логопедической группе Учреждения;
-
об
оплате
труда
(положение
об
установлении
доплат
и
надбавок,
материальном стимулировании работников) в Учреждении;
- о тарификационной комиссии;
- о порядке разработки и утверждения локальных актов Учреждения.
2. Правила внутреннего трудового распорядка;
3. Правила приема и отчисления воспитанников.
4. Приказы:
- по личному составу
- по основной деятельности
- по воспитанникам Учреждения
5. Инструкции:
- должностные;
- по охране труда и безопасности»
- по делопроизводству:
6. учебный план Учреждения;
7. штатное расписание Учреждения;
8. номенклатура дел Учреждения
9. расписание занятий;
10. графики дежурств, отпусков.
11. Договора:
-коллективные;
- трудовые
- с родителями;
- с Учредителем.
- педагогического совета
- общего собрания работников
- родительского комитета Учреждения.
Управление
Учреждением
осуществляется
в
соответствии
с
Законом
Российской Федерации «Об образовании» согласно которому:
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей,
установленных
настоящим
Федеральным
законом,
иными
нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации
является руководитель образовательной организации (ректор, директор,
заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который
осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.
4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации,
настоящим
Федеральным
законом
и
уставом
образовательной
организации,
для
осуществления
отдельных
функций
по
управлению
образовательной
организацией
формируются также коллегиальные органы управления.
5. К коллегиальным органам управления образовательной организации
относятся
общее
собрание
(конференция)
работников
образовательной
организации,
совет
образовательной
организации
(ученый
совет,
педагогический совет, родительский комитет и (или) совет обучающихся),
попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, другие
органы, предусмотренные уставом образовательной организации.
Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с
законодательством об образовании, уставом образовательной организации и
положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом
образовательной организации.
Согласно статьи 35 закона «Об образовании»:
1.
Руководитель
государственного
или
муниципального
образовательного
учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного
учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном
согласовании кандидатуры с учредителем;
3)
избран
коллективом
образовательного
учреждения
с
последующим
утверждением учредителем;
4)
назначен
учредителем
с
предоставлением
совету
образовательного
учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации
должны иметь высшее профессиональное образование и соответствовать
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской
Федерации,
по
соответствующим
должностям
руководителей
образовательных организаций.
3. К занятию должности руководителя образовательной организации не
допускаются
лица,
которые
не
допускаются
к
ведению
педагогической
деятельности
по
основаниям,
установленным
Трудовым
кодексом
Российской Федерации.
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или
муниципальной образовательной организации, а также их действующие
руководители проходят обязательную аттестацию.
Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность
руководителей
и
руководителей
федеральных
государственных
образовательных организаций устанавливаются Правительством Российской
Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок
и
сроки
проведения
аттестации
кандидатов
на
должность
руководителей
и
руководителей
государственных
образовательных
организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и
муниципальных
образовательных организаций
–уполномоченным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Должностные обязанности руководителей государственных и
муниципальных
образовательных
учреждений,
их
филиалов
не
могут
исполняться
по совместительству (кроме научного и научно-методического руководства).
6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его
компетенция
в
области
управления
образовательной
организацией,
определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом образовательной организации.
Руководитель образовательной организации несет ответственность за
руководство
образовательной,
научной,
воспитательной
работой
и
организационно-хозяйственной
деятельностью
образовательной
организации, исполнение законодательства Российской Федерации.
7.
Особенности
замещения
должностей
и
статуса
руководителей
федеральных
государственных
образовательных
организаций,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности
государства, обеспечения законности
и правопорядка,
устанавливаются
в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
8. Порядок замещения должности руководителя частной образовательной
организации и его статус закрепляются в уставе частной образовательной
организации в соответствии с трудовым законодательством.
9. В образовательной организации высшего образования по решению ее
ученого совета может учреждаться должность президента образовательной
организации высшего образования.
Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации
высшего образования не допускается.
Порядок избрания президента образовательной организации высшего
образования
и
его
полномочия
определяются
уставом
образовательной
организации высшего образования.
Непосредственное управление Учреждением осуществляет, прошедший
соответствующую
аттестацию,
заведующий,
который
выполняет
свою
работу совместно с органами общественного управления – это:
№
п/п
Название органа
общественного
управления
Полномочия
Нормативная
база
1.
Родительский комитет
-осуществление
связи
Учреждения
с
родителями
воспитанников;
-обсуждение
и
решение
вопросов,
связанных
с
воспитанием
дошкольников;
-информирование
родителей
о
перспективах
развития Учреждения.
Устав
Учреждения,
Положение
о
родительском
комитете
2.
Совет педагогов
-разрабатывает
образовательную
программу
Учреждения
и
представляет
ее
для
принятия
Совету
Учреждения;
-обсуждение
и
выбор
различных
вариантов
содержания
образовательного процесса,
Устав
Учреждения,
Положение
о
совете
педагогов
методов образовательного и
воспитательного
процессов
и способов их реализации;
-организация
работы
по
повышению
квалификации
педагогических работников,
развитию
их
творческих
инициатив;
Обсуждение годового плана
работы
Учреждения,
расписание занятий, выбор
представителей
педагогического коллектива
в Совет Учреждения.
3.
Общее собрание
-обсуждает
Коллективный
договор,
Правила
внутреннего
трудового
распорядка,
принимает
Устав
Учреждения
и
представляет
его
на
утверждение Учредителю;
-избирает
делегатов
на
конференцию
по
выборам
Совета Учреждения.
Устав
Учреждения,
Положение
об
общем
собрании
педагогов
4
Психолого – медико –
педагогический
консилиум
Учреждения;
- обнаружение и ранняя (с
первых
дней
пребывания
воспитанника
в
Учреждении)
диагностика
отклонений
в
развитии
Устав
Учреждения,
Положение
о
психолого
–
медико
–
и/или
состояний
декомпенсации;
профилактика
физических,
интеллектуальных
и
эмоциональных личностных
перегрузок
и
срывов;
выявление
резервных
возможностей
развития
воспитанника;
определение
характера,
продолжительности
и
эффективности
специальной
(коррекционной) помощи в
рамках,
имеющихся
в
Учреждении возможностей;
подготовка
и
ведение
документации, отражающей
актуальное
развитие
воспитанника, динамику его
состояния.
педагогическом
консилиуме
Учреждения
Только
слаженная
работа
руководителя
сада
с
органами
общественного
управления
может
привести
к
грамотному
и
эффективному
управлению
ДОУ.
Модернизация
системы дошкольного образования
в
стране
внесла
коррективы
в
представления
о
характере
управленческой
деятельности
руководителя
дошкольного
образовательного
учреждения
(ДОУ).
Стало
очевидно,
что
проблемы
обучения-
и
воспитания,
развития
детей
дошкольного
возраста
могут
быть
успешно
решены
только
при
совершенствовании
системы
управления,
на
основе
научных
принципов,
достижений
высокого
уровня
профессионализма
руководителей дошкольных учреждений,
повышения
квалификации
педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.
При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы
управления, но и обновление системы управления требует определенного
времени.
Одним
из
путей
повышения
эффективности
управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение
в
практику
инноваций.
Процесс
внедрения
инноваций
в
сферу
управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает
постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств,
технологий
управления,
что,
в
конечном
итоге,
оказывает
влияние
на
качество педагогического процесса.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень
планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя,
развивать
органы
самоуправления
в
ДОУ,
совершенствовать
организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает
благоприятные
условия
для
профессионального
и
творческого
роста педагогов,
влияет
на
качество
учебно-воспитательного
процесса,
повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения:
Внедрение
инноваций
в
управленческую
деятельность
руководителя
отличается
от
развития
инновационных
процессов
в
содержании
дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших
организационных,
психологических,
физических
усилий.
Осуществление
нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем
новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся,
система,
управления
адаптирует
инновации
под
себя,
нередко
лишая
их
нового
содержания.
Ситуация
затруднена
также
отсутствием
информационного
банка
об
инновациях
в
управлении,
ограниченными
возможностями,
информационного
обмена
в
данной
области
для
руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Совершенствование управленческой деятельности заведующего детским
садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положении,
методологически
выверенных
путей,
средств,
педагогических
условий;
способствующих
эффективности
развития
инновационных
процессов
в
управлении ДОУ.
Итак,
использование
средств
информационных
технологий
позволяет
сделать процесс управления ДОУ эффективным, освобождает от рутинной
ручной работы, открывает новые возможности для развития.
Частичная реализация проекта позволяет сделать вывод:
Использование ИКТ в управлении, благодаря программам Аверс позволяет
унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и
контроля
эффективности
использования
ресурсов.
Для
успешной
работы
программы
важно
своевременное
заполнение
информации,
назначение
ответственных лиц.
Применение
компьютера
в
воспитательно-образовательном
процессе
необходимо
для
индивидуализации
процесса
обучения,
его
эффективности, повышения познавательной активности, всестороннего
развития ребенка,
увеличения
возможности значительно разнообразить
процесс обучения.
Информатизация
образования
–
это
большая
область
для
проявления
творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и
методы обучения.
В
последнее
время
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
–
хороший
помощник
руководителям
в
организации
системы
управления
ДОУ.
Использование
информационных
технологий
помогает
руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению
производительности труда.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и
руководителя
ДОУ
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные,
творческие
способности,
и
что
очень
актуально
в
дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование
информационных
технологий
в
управлении
ДОУ
дает возможность существенно обогатить, качественно обновить
процесс
развития ДОУ и повысить его эффективность.
Таким
образом,
внедрение
информационных
технологий
в
процесс
управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно,
ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих
решений и переход на более эффективные формы работы.